Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Красногорск,
Московская область 11 ноября 2015 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Крютченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3-142/15 по административному исковому заявлению Хабурского В. И., И. А. И., Жирковой Г. А., Мишина Г. И. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Хабурский В.И., Иванов А.И., Жиркова Г.А., Мишин Г.И. обратились в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 36225 кв. м., расположенного по адресу: <данные изъяты>
Административные истцы просили суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной в представленном ими Отчете об оценке, получившим положительное экспертное заключение.
В обоснование требований ссылались на то, что результаты государственной кадастровой оценки данного земельного участка повлекли неправомерное увеличение земельного налога.
В процессе рассмотрения дела в суде представителем административных истцов было заявлено ходатайство о назначении оценочной экспертизы для определения достоверной величины рыночной стоимости земельного участка, которое судом было удовлетворено.
С 15 сентября 2015 года данное дело рассматривается по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
После получения заключения эксперта административные истцы уточнили ранее заявленные требования, просят суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении по состоянию на дату кадастровой оценки – 01 января 2013 года.
Представитель административных истцов в судебном заседании полностью поддержала уточненные требования.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явилась, в представленных суду письменных пояснениях просила слушать дело в отсутствие представителя, не возражалапротив удовлетворения требований об установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, не оспаривала достоверность определенной в заключении эксперта величины рыночной стоимости этого земельного участка.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей.
Суд, выслушав пояснения представителя административных истцов, исследовав материалы дела, полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п.1 ст.390, п.1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.
Понятие кадастровой стоимости определено в п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)» (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года №508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков – в силу п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ – проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи, когда в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №135).
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены организациями и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде и/ или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абз. 2).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (п.8 ФСО №4).
Судом установлено, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 36225 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную зону (под размещение производства ликероводочной продукции), адрес (местонахождение) объекта: <данные изъяты>
Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду свидетельствами о государственной регистрации права. (т. 1 л. д. 21-24) и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1 л. д. 25-27).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года №566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель указанной категории на территории Московской области, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области по состоянию на 01 января 2013 года. В том числе Распоряжением №566-РМ утверждена кадастровая стоимость земельного участка административных истцов, которая составила 133165635, 75 рублей (т. 1 л. д. 28).
Согласно заключению <данные изъяты> эксперта <данные изъяты> которому судом было поручено проведение судебной экспертизы по определению действительной рыночной стоимости земельного участка административных истцов, рыночная стоимость этого земельного участка, определенная по состоянию на 01 января 2013 года, установлена размере 86490 924 рубля 00 копеек (т. 2 л. д. 71).
Суд, оценивая представленное экспертное заключение, приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется.
Эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, является кандидатом экономических наук, что подтверждается соответствующими документами (т. 2 л. д. 76-81).
Выводы эксперта о величине рыночной стоимости земельного участка участвующими в деле лицами не оспариваются, установленную экспертом величину рыночной стоимости земельного участка административный ответчик – Министерство имущественных отношений Московской области полагает достоверной.
При таких обстоятельствах данное административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере рыночной равной 86490924 рубля - подлежит удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ.
В данном случае административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> поступило в суд 25 декабря 2014 года и именно эта дата подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2014 года.
Руководствуясь статьями 175-178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Хабурского В. И., И. А. И., Жирковой Г. А., Мишина Г. И. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, поданное в Московский областной суд 25 декабря 2014 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 36225 кв. м., адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г.Железнодорожный, шоссе Леоновское, владение 2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную зону (под размещение производства ликероводочной продукции), - равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере 86490 924 (восемьдесят шесть миллионов четыреста девяносто тысяч девятьсот двадцать четыре) рубля 00 копеек.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Найденова Л.А.