Докладчик Карлинов С.В. Апелляционное дело № 33-4054/2021
Судья Владимиров А.Н. Гражданское дело № 2-367/2021УИД 21RS0015-01-2021-000307-72
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ29 сентября 2021 года гор. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Карлинова С.В.,
судей Степановой З.А., Филимоновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора Цивильского района Чувашской Республики к администрации Цивильского района Чувашской Республики, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Конарская средняя общеобразовательная школа» Цивильского района Чувашской Республики об обязании исполнить обязанность по осуществлению физической охраны объекта (территории) путем заключения договора об организации физической охраны объекта (территории), поступившее по апелляционной жалобе администрации Цивильского района Чувашской Республики на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 12 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Цивильского района Чувашской Республики в защиту законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) о возложении на администрацию Цивильского района Чувашской Республики и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Конарская средняя общеобразовательная школа» Цивильского района Чувашской Республики (далее – МБОУ «Конарская СОШ» Цивильского района Чувашской Республики) в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обязанности по осуществлению физической охраны объекта (территории) путем заключения договора об организации физической охраны объектов (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики проверки исполнения МБОУ «Конарская СОШ» Цивильского района Чувашской Республики требований законодательства об образовании и противодействии терроризму установлено нарушение ответчиком требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 №1006, выраженное в охране объекта сторожами, а также необорудованным помещением для охраны на 1-ом этаже с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Поскольку обязанность по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности возложена на органы местного самоуправления, считает, что допущенныеадминистрацией Цивильского района Чувашской Республики и МБОУ «Конарская СОШ»Цивильского района Чувашской Республики нарушения требований законодательства по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создают угрозу жизни и здоровью указанных лиц от террористического вмешательства, не позволяют обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Цивильского района Чувашской Республики Кудрявцев С.В. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Ответчики администрация Цивильского района Чувашской Республики и МБОУ «Конарская СОШ» Цивильского района Чувашской Республики, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 12 июля 2021 года постановлено:
«Обязать администрацию Цивильского района Чувашской Республики и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Конарская средняя общеобразовательная школа» Цивильского района Чувашской Республики (далее – МБОУ «Конарская СОШ» Цивильского района Чувашской Республики) в течение 6 (шести) месяцев после вступления решения суда в законную силу исполнить обязанность по осуществлению физической охраны объекта (территории) путем заключения договора об организации физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны».
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик администрация Цивильского района Чувашской Республики подала апелляционную жалобу на предмет его отмены по мотиву незаконности и необоснованности, указав на сокращенный срок для исполнения решения суда – 6 месяцев с учетом проведения множества подготовительных мероприятий (необходимости внесения данных затрат в расходную часть бюджета Цивильского района, длительности процедуры дополнительного финансирования, составление сметы расходов, объявление и проведение аукциона, заключение необходимых договоров), что не отвечает принципу исполнимости судебного решения в разумные сроки.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинникова Н.А. апелляционную жалобу просила оставить без удовлетворения ввиду необоснованности.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Верховного Суда Чувашской Республики. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем в соответствии с нормами статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана в том числе создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 данного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МБОУ «Конарская СОШ» Цивильского района Чувашской Республики является общеобразовательной организацией, юридическим лицом, действующим на основании Устава, утвержденного постановлением администрации Цивильского района Чувашской Республики № ... от 21 декабря 2015 года. Учредителем МБОУ «Конарская СОШ» Цивильского района Чувашской Республики является Цивильский район Чувашской Республики. Функции и полномочия учредителя осуществляются Отделом образования и социального развития администрации Цивильского района Чувашской Республики (пункты 1.4.1, 1.4.3 Устава).
Прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики в ходе проведения проверки соблюдения в МБОУ «Конарская СОШ» Цивильского района Чувашской Республики как объекте образования требований законодательства об образовании и противодействии терроризму выявлены нарушения ответчиком требований действующего законодательства о противодействии терроризму в связи с необеспечением в учреждении охраны объекта сотрудниками частных охранных предприятий, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В ходе проверки установлено, что в МБОУ «Конарская СОШ» Цивильского района Чувашской Республики обеспечение охраны объекта осуществляется в дневное время, по рабочим дням сотрудником из числа обслуживающего персонала и сторожем в рабочие дни в ночное время, а также в праздничные дни и в выходные дни в круглосуточном режиме.
Согласно утвержденному паспорту безопасности зданию, в котором расположено МБОУ «Конарская СОШ» Цивильского района Чувашской Республики, определена 3 категория опасности.
По результатам вынесенного прокуратурой представления от 29 января 2021 года № 03-06-2021 об устранении нарушений требований законодательства об образовании и противодействии терроризму меры приняты не были.
Удовлетворяя исковые требования и возлагая на администрацию Цивильского района Чувашской Республики и МБОУ «Конарская СОШ» Цивильского района Чувашской Республики обязанность по осуществлению физической охраны объекта (территории) путем заключения договора об организации физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, суд первой инстанции исходил из положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Устава МБОУ «Конарская СОШ» Цивильского района Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации Цивильского района Чувашской Республики № ... от 21 декабря 2015 года, на основании которых пришел к выводу о том, что несоблюдение ответчиками, на которых возложена прямая обязанность принятия мер по противодействию терроризму, требований указанных правовых актов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе учащихся и работников образовательного учреждения, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
С такими выводами судебная коллегия полагает возможным согласиться как с соответствующими установленным обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Указом Президента Российской Федерации № 215 от 15 мая 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.
В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования - МБОУ «Конарская СОШ» Цивильского района Чувашской Республики.
Пунктом 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, предусмотрено в отношении объектов (территорий) тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт "б" пункта 25 приведенных требований).
Пунктом 32 вышеуказанных Требований предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
Анализируя содержание постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости физического присутствия сотрудников охранных организаций в зданиях образовательных учреждений. Иные, не требующие физического присутствия сотрудников охранных организаций мероприятия, указаны в п. 24 указанного Постановления, а мероприятия, указанные в п. 25 данного Постановления, являются дополнительными; необходимость их осуществления обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.
При этом в силу п. 17 постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях)
Применительно к школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 подп. "б" п. 25, признающего такое присутствие обязательным.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Поскольку на момент разрешения спора судом первой инстанции антитеррористические мероприятия по организации охраны объекта (территории) ответчиком не были проведены, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности финансовых средств и короткий период времени для исполнения указанной обязанности относятся к вопросам, разрешаемым в ходе исполнения судебного акта, что может быть преодолено путем обращения с заявлением об изменения порядка и способа его исполнения либо с заявлением о рассрочке, отсрочке его исполнения.
Поскольку судом верно определены и с достаточной полнотой установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, либо являющихся безусловным основанием для его отмены, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 12 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Цивильского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: З.А. Степанова
И.В. Филимонова
Мотивированное определение изготовлено 1 октября 2021 года.