УИД 92RS0003-01-2021-002442-94
Дело № 2-1877/2021
Категория 2.113
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2021 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре судебного заседания – Мальцевой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иск Новиковой Натальи Валериевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
27.05.2021 истец обратилась в суд с данным иском к ответчику, в котором просит обязать ответчика заключить с ней договор о передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения, состоящего из одной комнаты, общей площадью 17,0 кв.м, в том числе жилой площадью 17,0 кв.м, по адресу: <адрес>, комната 403.
Исковые требования обоснованы тем, что 17 августа 2017 года между ней и Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен договор социального найма указанного жилого помещения. В июле 2020 истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению договора о передаче в ее собственность указанного жилого помещения. Решением от 09 сентября 2020 года истцу было отказано по тем основаниям, что в Реестр собственности города Севастополя жилое помещение включено как жилое помещение общежития, кроме того, было указано, что не предоставлены справки (документы) изо всех мест проживания на территории Российской Федерации, по которым заявитель проживала за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие, что ранее право на приватизацию жилья ею использовано не было. Истец считает отказ незаконным, в связи с чем вынуждена обратиться в суд.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили. Истец 08.06.2021 подала заявление о рассмотрении дела без ее участия. От представителя ответчика поступили возражения, доводы которого аналогичны решению от 09.09.2020 об отказе в предоставлении истцу государственной услуги по заключению договора о передаче в собственность спорного жилого помещения. Также в возражениях представитель просил рассмотреть дело без его участия.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия сторон, находя материалы дела достаточными для разрешения спора.
Исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 17 августа 2017 года между Новиковой Н.В. и Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен бессрочный договор социального найма жилого помещения, находящегося в государственной собственности города Севастополя, состоящего из одной комнаты, общей площадью 17,0 кв.м., в том числе жилой площадью 17,0 кв.м., по адресу: <адрес>
Согласно распоряжению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДИ от ДД.ММ.ГГГГ спорная комната включена в Реестр собственности города Севастополя, что также подтверждается Выпиской из Реестра собственности города Севастополя от 14 декабря 2018 года.
Как следует из уведомлений от 30.06.2020 года об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений, истец участия в приватизации не принимала. Согласно ответу Муниципального казенного учреждения Департамента развития муниципальной собственности Республики Крым, справки Филиала ГУП «Крым БТИ» в г. Джанкое истец участия в приватизации не принимала.
Из сведений домовой книги и справок МУП «Росмастер» усматривается, что Новикова Н. В. ранее была зарегистрирована по адресу: <адрес> участия в приватизации указанной собственности не принимала.
Согласно материалам дела спорное жилое помещение предоставлено истцу на законном основании, истец вселена и проживает в указанном помещении, которое находилось в ведении государственного предприятия, статуса специализированного в силу положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ не имеет.
Судом установлено, что на основании приказа Фонда коммунального имущества СГС №601 от 29.05.2009 года, а также акта приема-передачи на балансе КП «Жилсервис №15» находилось общежитие, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно ордеру №.1 от ДД.ММ.ГГГГ, выданному КП «Жилсервис-15», истец имеет право на занятие жилой площади в общежитии по <адрес>, размером 17,0 м.кв.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Часть 3 ст. 1 ЖК РФ гласит, что жилищные права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Так, в силу предписаний ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального фонда обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно Федеральному закону РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» под приватизацией жилья понимается бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане могут приобрести в собственность в результате приватизации жилые помещения, занимаемые ими по договору найма или аренды в государственном, муниципальном и ведомственном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из содержания и смысла приведенной нормы закона, у гражданина возникает право на приватизацию занимаемого им жилого помещения, если это жилое помещение относится к государственному или муниципальному жилищному фонду и пользуется им гражданин на условиях социального найма, при наличии согласия всех проживающих там членов его семьи на приватизацию жилого помещения.
Положениями ст. 11 вышеуказанного закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно п. 5 вышеуказанного Постановления требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ N 1541-1 от 04 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в РФ", в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в абзаце третьем подпункта "а" пункте 41 Постановления от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
Названные Правила также предусматривают, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда (пункт 15).
В соответствии с ч. 4,5 ст. 2 Закона города Севастополя от 05 июня 2019 года N 507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя" (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 21 мая 2019 года), жилые помещения специализированного жилищного фонда могут находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении уполномоченных лиц. Жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, вносятся в Реестр специализированного жилищного фонда города Севастополя.
Принимая во внимание, что материалы дела не содержат сведений, подтверждающих включение спорного жилого помещения в Реестр специализированного жилищного фонда города Севастополя, с истцом заключен договор социального найма жилого помещения, а не договор найма специализированного жилого помещения, спорное жилое помещение предоставлено истцу в бессрочное владение, истец имеет постоянную регистрацию по месту проживания, несет бремя его содержания, суд приходит к выводу, что истец приобрела право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, и, как следствие, право на участие в ее бесплатной передаче в собственность, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 10 Закона города Севастополя от 05 июня 2019 года N 507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя" в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Новиковой Натальи Валериевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Новиковой Натальей Валериевной договор о передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения – комнаты №, расположенной в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 26.07.2021 года.
Судья –