Дело № 2-3131/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 мая 2015 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Л.С. Варнавской
при секретаре Г.В. Поляковой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ситниковой Г.Г., Ситникова Ю.В., Ситникова В.Ю. к администрации ...., территориальному управлению мкр....., управлению социальной защиты населения по .... о признании бездействия незаконным, возложению обязанности по выплате компенсации,
у с т а н о в и л:
Ситниковы обратились в суд с иском к ответчикам о признании бездействия незаконным, возложению обязанности по выплате компенсации. В обоснование требований указано, что решением Центрального районного суда .... установлен факт проживания в ...., в период наводнения. Однако ТУ мкр....., администрация ...., Управление соцзащиты населения .... отказались внести истцов в списки лиц, пострадавших от наводнения и выплатить материальную помощь в размере .... руб. на человека из федерального бюджета. Органы местного самоуправления бездействовали. Должностные лица во время чрезвычайной ситуации нарушили права истцов. Просили признать незаконным бездействие администрации ...., ТУ мкр..... по не включению истцов в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в мкр..... в ДД.ММ.ГГГГ на получение единовременной материальной помощи за счет средств федерального бюджета. Обязать Управление социальной защиты населения .... выплатить истцам по .... руб. из федерального бюджета, как попавшим в зону затопления.
В судебном заседании истец Ситникова Г.Г. на удовлетворении требований настаивала по доводам иска. Пояснила, что в период наводнения вода подходила к бане на расстояние .... м., к дому вода не подходила, в огороде воды не было. Дом не достроен, в подвале песчаный пол, там была вода. Имущество не пострадало. Дом не обследовали, акт обследования дома не составляли. С решением суда об установлении факта проживания в период паводка обращались а администрацию мкр..... для включения в списки. Им было отказано. Об отказе узнали в конце июля. Истцы были лишены возможности выезжать на работу, была отключена электроэнергия. Им были выданы справки о том, что они находились в зоне затопления.
Представители ответчиков администрации .... Хворова Ю.А., Управления социальной защиты населения по .... Облызалова М.И. возражали против удовлетворения иска.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ст. 256 ГПК РФ).
Представителем администрации .... заявлено о пропуске срока Ситниковыми на обращение в суд с требованиями о признании бездействия незаконными.
Истцами установленный законом срок для обжалования бездействия пропущен, поскольку о не включении в список им стало известно в ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, поскольку требования заявлены в исковом порядке, суд полагает необходимым разрешить их по существу.
В ДД.ММ.ГГГГ на территории .... сложилась чрезвычайная ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Постановлением .... № от ДД.ММ.ГГГГ на территории .... введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ № на территории микрорайона .... веден режим чрезвычайной ситуации.
В силу ст.18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. №68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального Конституционного закона от 30.05.2001г. «О чрезвычайном положении».
Согласно п. 2 названной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Аналогичные положения закреплены в Законе Алтайского края от 17.03.1998 №15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера. Указанным Постановлением предусмотрена возможность выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе по оказанию гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
На основании распоряжения Правительства РФ от 09.06.2014г. № 994-р Администрации .... выделены денежные средства для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка от сильных дождей, прошедших в ДД.ММ.ГГГГ на территории .....
Администрацией .... разработан Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории .... в результате паводка в ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный Постановлением №270 от 10.06.2014г. (далее - Порядок).
Данный Порядок предусматривает:
а) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;
б) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека);
в) выплата единовременного пособия.
Согласно п. 1.2, п. 1.3 Порядка, единовременные денежные выплаты предоставляются за счет средств краевого бюджета, полученных за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Единовременные денежные выплаты осуществляются подразделениями Главного управления .... по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в городских округах и муниципальных районах .... - управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам.
Пунктами 2.1 и 2.5 Порядка регламентировано, что получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации.
Единовременная материальная помощь предоставляется в размере 10 тыс. рублей на человека (пункт 2.3 Порядка).
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что основаниями для предоставления единовременной материальной помощи являются:
заявления граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены документально;
документы, удостоверяющие личность;
списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.
Списки граждан, указанные в пунктах 2.4 и 2.6 настоящего Порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в городских округах (муниципальных районах), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Данные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссий или их заместителями и подписываются:
главами администраций городских округов (муниципальных районов) и сельских поселений или их заместителями;
руководителями территориальных подразделений Федеральной миграционной службы Российской Федерации, функционирующих в городских округах (муниципальных районах), или их заместителями;
руководителями территориальных подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), функционирующих в городских округах (муниципальных районах), или их заместителями.
Межведомственные комиссии организуют составление актов обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании установлено, что Ситникова Г.Г. является собственником жилого дома, расположенного по адресу ..... Каждый из истцов зарегистрирован в указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Центрального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлен факт проживания Ситниковой Г.Г. в период ДД.ММ.ГГГГ по адресу .....
Факт проживания истцов Ситникова Ю.В., Ситникова В.Ю. в период паводка ДД.ММ.ГГГГ в доме по адресу ...., ответчиками не оспорен.
Согласно справке Управления социальной защиты населения по .... истцы в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (паводка) в ДД.ММ.ГГГГ не включены, единовременная материальная помощь в размере .... руб. не назначалась и не выплачивалась.
Из анализа действующего законодательства следует, что основанием для включения гражданина в список на оказание материальной помощи является нуждаемость в такой выплате в связи с тем, что гражданин пострадал в результате чрезвычайной ситуации. Нуждаемость определяется межведомственной комиссией.
Допрошенная в суде в качестве свидетеля ФИО7 показала, что является заместителем начальника территориального управления мкр...... В период чрезвычайной ситуации в ее обязанности входил ежедневный мониторинг по улицам ..... Обе улицы расположены на острове. Каждый день ее доставляли на указанные улицы, где она осматривала территорию, чтобы определить есть затопление или нет в целях последующего осмотра домов и составления актов. Обе улицы затоплению не подвергались, на улицах было сухо. Дом Ситниковых затоплен не был, поэтому акт осмотра не составляли, в списки их не включили. О необходимости обращаться с заявлением на выплату население оповещали по громкой связи, путем вывешивания объявлений. От Ситниковых заявление не поступало.
Свидетель ФИО8 показала, что ее дом расположен на ...., она является соседкой Ситниковых, граничат огороды. В период паводка ДД.ММ.ГГГГ вода на улицы .... не заходила. Их дома никто не обследовал. В доме у Ситниковых в подвале отсутствует пол, засыпан песок, грунтовая вода выступала через песок. Соцзащита заявления принимала в школе, которая расположена на их стороне острова. О том, что нужно обращаться с заявлением их оповещали.
Анализируя совокупность представленных доказательств, суд приходит к убеждению о недоказанности того, что истцы пострадали в период паводка ДД.ММ.ГГГГ и что нуждаются в оказании им материальной помощи. Оснований для признания бездействия ответчиков по не включению истцов в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и возложению обязанности по выплате материальной помощи не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Ситниковой Г.Г., Ситникова Ю.В., Ситникова В.Ю. оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Центрального
районного суда г. Барнаула Л.С. Варнавская
копия верна:
судья Л.С. Варнавская
секретарь Г.В. Полякова