в„–Р°-270/2020
РЈРР”: 28RS0в„–-39
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дьячковой Н.С.,
РїСЂРё секретаре судебного заседания Р¤РРћ2,
рассмотрев административное исковое заявление администрации Новосергеевского сельсовета к управлению федеральной службы судебных приставов по <адрес>, отделу судебных приставов по <адрес>, заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава ОСП по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Администрация Новосергеевского сельсовета обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє управлению федеральной службы судебных приставов РїРѕ <адрес>, отделу судебных приставов РїРѕ <адрес>, заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава РћРЎРџ РїРѕ <адрес> РѕР± освобождении РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°, РІ обоснование требований РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении указав, что РІ Отделе судебных приставов РїРѕ <адрес> УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> РЅР° исполнении находится исполнительное производство в„–-РРџ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, возбуждённое РЅР° основании исполнительного листа ФС в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, выданного Архаринским районным СЃСѓРґРѕРј РїРѕ гражданскому делу в„–.
Предмет исполнения: возложить обязанность на администрацию Новосергеевского сельсовета <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории Новосергеевского сельсовета специализированную службу по вопросам похоронного дела.
ДД.РњРњ.ГГГГ заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава РћРЎРџ РїРѕ <адрес> УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> Р¤РРћ1 было вынесено постановление в„– Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ рамках исполнительного производства РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-РРџ РІ отношении должника – администрации Новосергеевского сельсовета.
Административный истец считает, что должен быть освобожден от взыскания исполнительского сбора по следующим основаниям.
Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела – это полномочия органов местного самоуправления сельского поселения.
Бюджет сельского поселения высокодотационный, и создание специализированной службы при таких условиях неисполнимо.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· этого РІ январе 2020 РіРѕРґР° административным истцом совместно СЃ администрацией <адрес> было принято решение Рѕ передаче органам местного самоуправления <адрес> отдельного полномочия РїРѕ организации ритуальных услуг Рё содержанию мест захоронения РІ части создания специализированной службы РїРѕ вопросам РїРѕС…РѕСЂРѕРЅРЅРѕРіРѕ дела, СЃ целью создания РѕРґРЅРѕР№ специализированной службы РЅР° территории <адрес>.
Так, депутатами Новосергеевского сельского Совета народных депутатов было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления Новосергеевского сельсовета органам местного самоуправления <адрес>», согласно которому полномочие по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела было передано органам местного самоуправления <адрес> (в лице администрации <адрес>).
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Советам народных депутатов было принято решение № «О согласовании приема органами местного самоуправления <адрес> отдельного полномочия органов местного самоуправления поселений, входящих в состав <адрес>, по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела», согласно которому органы местного самоуправления принимают на себя полномочие по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела.
ДД.РњРњ.ГГГГ вышеуказанные решения были направлены заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава РћРЎРџ РїРѕ <адрес> УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> Р¤РРћ1
В связи с тем, что на территории <адрес> уже имеется специализированная служба по вопросам похоронного дела – МУП «Ритуальные услуги», созданная администрацией рп (пгт) Архара, то главой <адрес> совместно с главой рп (пгт) Архара было принято решение о передачи МУП «Ритуальные услуги» из муниципальной собственности рп (пгт) Архара в муниципального собственность <адрес>.
<адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласовании приема на безвозмездной основе муниципального унитарного предприятия «Ритуальные услуги» как имущественного комплекса» был согласован прием на безвозмездной основе муниципального унитарного предприятия «Ритуальные услуги» как имущественного комплекса из муниципальной собственности муниципального образования рабочий поселок (поселок городского типа) Архара в муниципальную собственность муниципального образования <адрес>.
Следовательно, в настоящий момент муниципальное унитарное предприятие «Ритуальные услуги» находится в собственности муниципального образования <адрес>.
Данный шаг был предпринят для того чтобы исполнить решение суда с наименьшими материальными затратами, а именно для того, чтобы администрация Новосергеевского сельсовета могла заключить соглашение о передачи отдельного полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения; в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела с главой <адрес> (как собственником МУП «Ритуальные услуги) для исполнения решения суда по гражданскому делу №.
В настоящий момент проект соглашения о передаче отдельного полномочия по организации ритуальных услуг находится в стадии согласования с заинтересованными структурными подразделениями администрации <адрес>.
Должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, если он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Считает, что РІ рамках данного исполнительного производства административный истец предпринял РІСЃРµ необходимые действия СЃРѕ своей стороны для исполнения исполнительного производства РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-РРџ, возбужденного РЅР° основании исполнительного листа РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– ФС 025042737, выданного Архаринским районным СЃСѓРґРѕРј РїРѕ гражданскому делу в„– (вступившему РІ законную силу ДД.РњРњ.ГГГГ).
Вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба на постановление административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № не подавалась.
РџСЂРѕСЃРёС‚ освободить администрацию Новосергеевского сельсовета РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ рамках исполнительного производства РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-РРџ РїРѕ постановлению заместителя начальника отделения ~ заместителя старшего судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ <адрес> УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> Р¤РРћ1 Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–.
Представитель административного истца, административный ответчик – заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава РћРЎРџ РїРѕ <адрес> Р¤РРћ1, представитель административного ответчика – РћРЎРџ РїРѕ <адрес> УФССП РїРѕ <адрес>, представитель административного ответчика – управления федеральной службы судебных приставов РїРѕ <адрес> РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте слушания дела уведомлены своевременно надлежащим образом, просили дело рассмотреть РІ РёС… отсутствие.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие сторон.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как следует РёР· материалов дела, ДД.РњРњ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем РћРЎРџ РїРѕ <адрес> РЅР° основании исполнительного документа – исполнительного листа в„– ФС 025042737 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, выданного Архаринским районным СЃСѓРґРѕРј РїРѕ делу в„–, было возбуждено исполнительное производство в„–-РРџ РІ отношении администрации Новосергеевского сельсовета Рѕ возложении обязанностей РІ течение шести месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу создать РЅР° территории Новосергеевского сельсовета специализированную службу РїРѕ вопросам РїРѕС…РѕСЂРѕРЅРЅРѕРіРѕ дела.
Данным постановлением должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа 5 дней со дня получения должником данного постановления.
Пункт 4 данного постановления содержит предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы, и предложение при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне ее контроля и могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, уведомить об этом судебного пристава-исполнителя в установленный для добровольного исполнения срок.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в отношении должника администрации Новосергеевского сельсовета.
На момент вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора, исполнительное производство приостановлено не было. С заявлением о приостановлении исполнительного производства администрация Новосергеевского сельсовета не обращалась. Отсрочки исполнения решения также не имелось.
Как следует РёР· материалов исполнительного производства в„–-РРџ, решение Архаринского районного СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ администрацией Новосергеевского сельсовета РґРѕ настоящего времени РЅРµ исполнено.
Между тем, из представленного в судебное заседание соглашения, заключенного между администрацией <адрес> и администрацией сельсовета о передаче полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, следует, что фактически решение суда на момент рассмотрения настоящего административного дела исполнено.
Указанным соглашением определено, что администрация <адрес> осуществляет переданные ей полномочия путем заключения соглашения с МУП «Ритуальные услуги» о создании специализированной службы в <адрес> по вопросам похоронного дела на базе МУП «Ритуальные услуги».
Административный ответчик обратился в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, поскольку считает, что все меры для надлежащего исполнения обязательства им были предприняты, а умысла и вины в несвоевременном исполнении решения суда не было.
Статьей 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается судебным приставом-исполнителем РїРѕ истечении СЃСЂРѕРєР°, указанного РІ части 1 названной статьи, если должник РЅРµ представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных Рё непредотвратимых РїСЂРё данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи).
Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается РІ размере семи процентов РѕС‚ подлежащей взысканию СЃСѓРјРјС‹ или стоимости взыскиваемого имущества, РЅРѕ РЅРµ менее РѕРґРЅРѕР№ тысячи рублей СЃ должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя Рё десяти тысяч рублей СЃ должника-организации. Р’ случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский СЃР±РѕСЂ СЃ должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается РІ размере пяти тысяч рублей, СЃ должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи). Р’ силу части 7 этой Р¶Рµ статьи СЃСѓРґ вправе СЃ учетом степени РІРёРЅС‹ должника РІ неисполнении РІ СЃСЂРѕРє исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского СЃР±РѕСЂР°, Р° также уменьшить его размер, РЅРѕ РЅРµ более чем РЅР° РѕРґРЅСѓ четверть РѕС‚ размера, установленного РІ соответствии СЃ частью 3 данной статьи. РџСЂРё отсутствии установленных Гражданским кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации оснований ответственности Р·Р° нарушение обязательства СЃСѓРґ вправе освободить должника РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.
Согласно правовой позиции Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, изложенной РІ постановлении РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Рџ, исполнительский СЃР±РѕСЂ относится, РїРѕ сути, Рє мерам принуждения РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера РЅРµ является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы РїРѕ совершению исполнительных действий, осуществленных РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ принудительного исполнения судебных Рё иных актов (как это имеет место РїСЂРё взыскании СЃ должника расходов РїРѕ совершению исполнительных действий), Р° представляет СЃРѕР±РѕР№ санкцию штрафного характера, то есть возложение РЅР° должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату РІ качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ совершенным РёРј правонарушением РІ процессе исполнительного производства. РР· этого следует, что РІ качестве штрафной санкции административного характера исполнительский СЃР±РѕСЂ должен отвечать вытекающим РёР· Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации требованиям, предъявляемым Рє такого СЂРѕРґР° мерам юридической ответственности, РѕРґРЅРёРј РёР· принципов которой является наличие РІРёРЅС‹ как элемента субъективной стороны правонарушения.
Аналогичная правовая позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации выражена в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Так, в пункте 78 указано, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно пункту 74 названного постановления суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. При этом, поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Рзложенное позволяет прийти Рє выводу Рѕ том, что отсутствие РІРёРЅС‹ должника РІ нарушении СЃСЂРѕРєРѕРІ, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, является основанием для его освобождения СЃСѓРґРѕРј РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°.
Основным доказательством наличия вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции – взыскания исполнительского сбора является уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства.
Статья 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» применение меры принуждения в виде взыскания исполнительского сбора связывает с истечением срока, в который должник был вправе исполнить добровольно, но не исполнил требования исполнительного документа. Данный срок в силу статьи 30 названного закона исчисляется с момента получения должником постановления судебного пристава-исполнителя и завершается по прошествии пяти дней.
Суд находит обоснованными доводы административного истца о том, что администрация Новосергеевского сельсовета предприняла все меры для надлежащего исполнения обязательства, а также, что с её стороны отсутствовали умысел и вина в несвоевременном исполнении решения суда.
Согласно материалам дела, в январе 2020 года административным истцом совместно с администрацией <адрес> было принято решение о передаче органам местного самоуправления <адрес> отдельного полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, с целью создания одной специализированной службы на территории <адрес>.
Депутатами Новосергеевского сельского Совета народных депутатов было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления Новосергеевского сельсовета органам местного самоуправления <адрес>», согласно которому полномочие по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела было передано органам местного самоуправления <адрес> (в лице администрации <адрес>).
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Советам народных депутатов было принято решение № «О согласовании приема органами местного самоуправления <адрес> отдельного полномочия органов местного самоуправления поселений, входящих в состав <адрес>, по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела», согласно которому органы местного самоуправления принимают на себя полномочие по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела.
В связи с тем, что на территории <адрес> уже имеется специализированная служба по вопросам похоронного дела – МУП «Ритуальные услуги», созданная администрацией рп (пгт) Архара, главой <адрес> совместно с главой рп (пгт) Архара было принято решение о передачи МУП «Ритуальные услуги» из муниципальной собственности рп (пгт) Архара в муниципального собственность <адрес>.
<адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласовании приема на безвозмездной основе муниципального унитарного предприятия «Ритуальные услуги» как имущественного комплекса» был согласован прием на безвозмездной основе муниципального унитарного предприятия «Ритуальные услуги» как имущественного комплекса из муниципальной собственности муниципального образования рабочий поселок (поселок городского типа) Архара в муниципальную собственность муниципального образования <адрес>.
В настоящий момент муниципальное унитарное предприятие «Ритуальные услуги» находится в собственности муниципального образования <адрес>.
Данный шаг был предпринят для того чтобы исполнить решение суда с наименьшими материальными затратами, а именно для того, чтобы администрация Новосергеевского сельсовета могла заключить соглашение о передаче отдельного полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения; в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела с главой <адрес> (как собственником МУП «Ритуальные услуги) для исполнения решения суда по гражданскому делу №.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и администрацией сельсовета подписано Соглашение о передаче полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Также судом учитывается довод административного истца о том, что бюджет сельского поселения высокодотационный, и создание специализированной службы при таких условиях неисполнимо, который суд находит обоснованным.
Суд считает, что представленные администрацией Новосергеевского сельсовета доказательства подтверждают тот факт, что административный истец в рамках данного исполнительного производства предпринял все необходимые действия со своей стороны для исполнения исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, а также, что срок исполнения исполнительного производства не зависел только от административного истца и не возможно было в установленный законом 5-дневный срок исполнение требований.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в рамках настоящего административного дела представлены доказательства совершения административным истцом действий, направленных на исполнение решения суда, отсутствует вина (противоправного бездействия) административного истца, как должника в неисполнений судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.
Кроме того, поскольку администрация Новосергеевского сельсовета не в состоянии была исполнить решение суда в срок, установленный исполнительным производством, то неоднократно обращалась в суд за отсрочкой исполнения решения суда по гражданскому делу, а именно:
Определением Архаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Архаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении отсрочки отказано.
Таким образом, суд считает установленным, что администрацией Новосергеевского сельсовета предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства.
Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по исполнению решения суда, судом не установлено.
Учитывая имущественное положение должника и степень его вины, суд усматривает наличие оснований для освобождения администрации Новосергеевского сельсовета от уплаты исполнительского сбора.
В связи с чем, требования административного истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Требования администрации Новосергеевского сельсовета к управлению федеральной службы судебных приставов по <адрес>, отделу судебных приставов по <адрес>, заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава ОСП по <адрес> об освобождении от взыскания, удовлетворить.
Освободить администрацию Новосергеевского сельсовета РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ рамках исполнительного производства РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-РРџ РїРѕ постановлению заместителя начальника отделения ~ заместителя старшего судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ <адрес> УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> Р¤РРћ1 Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: (подпись) Н.С. Дьячкова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Подлинный документ находится в деле №а-270/2020 в Архаринском районном суде <адрес>.
Копия верна, судья Н.С. Дьячкова