Решение от 05.11.2019 по делу № 02-3911/2019 от 30.04.2019

Решение

Именем Российской Федерации

дата Никулинский районный суд г. Москвы в составе судьи Казаковой О.А., при секретаре Скорина Д.Д.,  рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3911/2019 по иску ... фио к «ТСЖ Никулинская, 27» о взыскании излишне уплаченных денежных соседств за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения,

Установил:

Истец обратилась в суд с указанными требованиями, согласно уточненному исковому заявлению, просил взыскать излишне уплаченные денежные средства за коммунальную услугу по отоплению, штраф за неправомерное начисление в соответствии со ст. 156 ЖК РФ, компенсацию морального вреда, а также штраф в соответствии со ст. 13 Закона РФ от дата N 2300-1 "О защите прав потребителей". При этом истец ссылается на то, что ответчик в соответствии с действующим законодательством обязан по итогам года производить корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению, однако по итогам суммадата указанных корректировок не производилось в полном объёме, что повлекло за собой образование переплаты и явилось основанием для обращения в суд. При этом истец предоставил расчет сумм, которые должны быть возвращены ему в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ТСЖ «Никулинская, 27» в судебное заседание не  явился, ранее в ходе судебного разбирательства частично признавал исковые требования, в части требований о взыскании задолженности по корректировке, в остальной части просил отказать.

Суд, с учетом мнения представителя истца, счел возможным рассматривать дело в отсутствии представителя ответчика, извещенного о дате судебного разбирательства надлежащим образом, по основаниям ст.  167 ГПК РФ.

Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав письменные материалы по делу, приходит к следующему.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, ТСЖ «Никулинская, 27» осуществляет управление общим имуществом в многоквартирном доме, расположенном по адресу: адрес. При этом предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений и иным жителям в указанном многоквартирном доме, в т.ч. и по отоплению.

Истец является собственником жилого помещения – квартиры № 117 в указанном выше многоквартирном доме, что подтверждается материалами дела.

В силу п. 2 правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" : "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

Согласно данных, предоставленных наименование организации по вопросу предоставления информации в отношении указанного МКД, ресурсоснабжение МКД (жилой части), осуществляется на основании договора энергоснабжения № 7.49674/0 от дата. Расчет за поставленные коммунальные ресурсы в данный МКД производится в соответствии с условиями договора на основании показаний общедомового прибора учета, допущенного к коммерческим расчетам в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства от дата № 1034 и балансодержателем которого является ТСЖ «Никулинская, 27».

Указанный факт подтвержден представителем ответчика и не оспаривался представителем истца.

Кроме того, наименование организации представлены сведения о количестве тепловой энергии отпущенной для нужд отопления в жилую часть МКД.

В соответствии с положениями Правил № 354:

Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы (пункт 36 Правил).

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37 Правил).

Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (пункт 42(1) Правил).

Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с дата года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в адрес календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 42(2) Правил).

Объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил (пункт 43 Правил).

Приложение N 2 к Правилам № 354 содержат конкретные формулы (ф.3, 3.1) по которым производятся расчеты размера платы за тепловую энергию, а также предусматривает, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2):

 

Pi = Pk.пр * Si / Sоб * - Pfn.i

где:

Pk.пр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.

При этом формула расчета 6(1) приложения N 2 к Правилам № 354 идентично формуле 3(2) этих же правил.

Постановление Правительства РФ от дата N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" гласит, что:

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с учетом одной из следующих особенностей:

а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением;

В соответствии сказанным Постановлением Правительства РФ было принято Постановлением Правительства Москвы № 468-ПП от дата «О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы»:

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 857 «Об особенностях применения в дата Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 307, используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Москвы от дата № 41 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий».

Указанное постановление утратило силу с дата

В дальнейшем вопрос начисления платы за отопление регулировался Постановлением Правительства РФ от дата № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», которое в частности гласит, что:

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.

2. Установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до дата и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.

В соответствии с указанным постановлением было принято Постановление Правительства Москвы от дата № 629-ПП «О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от дата N 41», которое установило, что:

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что на территории города Москвы (за исключением адрес и адрес) при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению сохраняется порядок внесения платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года и расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Указанное постановление вступило в силу с дата, и подлежит применению с дата (п. 42 (2) Правил № 354).

Таким образом, с начала спорного периода т.е. с дата по дата расчет размера платы за отопление в МКД необходимо было осуществлять исходя из показаний общедомового прибора учета за расчетный месяц (формула 3 Правил № 354), а с дата по дата (конец спорного периода) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.

При этом, ТСЖ «Никулинская, 27» обязано было сделать корректировки платы за услугу по отоплению, за дата в течении первого квартала дата ((п. 42(2)) Правила № 354), за 2017 в течении первого квартала дата, за 2018 в течении первого квартала дата (п. 3(2). Приложения 2 к Правилам № 354).

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что указанный выше порядок начисления платы за отопление ответчиком не соблюдался, корректировки проводились не своевременно и не в полном объёме.

Так из представленных ответчиком расчетах следует, что до дата начисления проводились равными суммами, но не ежемесячно, а с перерывами. Так не начислялась плата за отопление дата дата. Кроме того, исходя из данных предоставленных наименование организации ежемесячно в МКД поставлялось различное количество тепловой энергии, а, следовательно, и начисления платы за тепло должно было быть разным каждый месяц.

После дата порядок начисления так же не соответствовал требованию действующего законодательства т.к. для расчетов не применялся среднемесячный объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и платежи начислялись не ежемесячно.

Представителя ответчика в ходе  судебного разбирательства  пояснили, что начисления происходят исходя из расчетов за отопительный сезон, при этом методика расчетов не соответствует действующему законодательству по причине того, что такое решение принято бухгалтером ТСЖ для облегчения финансовой нагрузки на жителей дома и наибольшего удобства.

С указанными доводами суд согласиться не может, поскольку в силу п. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, ни ТСЖ ни иная управляющая организация не вправе менять указанные правила по своему усмотрению.

Кроме того, судом установлено, что в период 2016 – дата, корректировка размер платы за коммунальную услугу по отоплению проводилась единожды только в марте – дата, при этом размер произведенной корректировки меньше, нежели должен был быть произведен в соответствии с требованиями Правил № 354.

Расчёты, представленные ответчиком судом, оцениваются критически т.к. совершены без учета требований Правил № 354, за период отличный от спорного.

Из представленных истцом расчетов следует, что за период 2016 – дата ответчиком должен был быть сделан перерасчёт в сумме – сумма, однако фактически корректировка была сделана на сумму сумма.

Таким образом, задолженность перед истцом по корректировке составила – сумма.

Указанные расчеты, представленные истцом, судом проверены и признаются математически верными и сделанными в соответствии с действующим законодательством.

В свою очередь, суд считает требования истца о взыскании штрафа в соответствии со ст. 156 ЖК РФ не подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 12 ст. 156 ЖК РФ при поступлении обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязаны провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за содержание жилого помещения и принять одно из следующих решений: 1) о выявлении нарушения и выплате штрафа; 2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

Из указанных правовых норм следует, что должно быть обязательное обращение собственника с заявлением в письменной форме о выплате штрафа и выплата штрафа производится не денежными средствами в пользу собственника, а путем снижения размера платы за коммунальные услуги.

Из материалов дела не следует, что истец в досудебном порядке обращалась к ответчикам с таким заявлением, следовательно, у суда отсутствовали основания для взыскания с ответчиков в пользу истца указанного штрафа.

В силу п. 149 Правил № 354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за:

а) нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг;

б) вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах;

в) убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с настоящими Правилами;

г) моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.

Как указанно в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.

В силу ст. 15 Закона «О защите прав потребителя» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Таким образом, нарушение порядка начисления платы за коммунальную услугу – отопление, свидетельствует о нарушении прав истца как потребителя, допущенных со стороны ТСЖ «Никулинская, 27».

Как следует из п. 45 указанного выше Постановления Пленума ВС РФ при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Таким образом, суд считает подлежащим взысканию компенсацию морального вреда в размере сумма, поскольку при указанных выше обстоятельствах, размер данной компенсации является разумным и справедливым.

Кроме того, из п. 46 указанного выше Постановления Пленума ВС РФ следует, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

В связи с чем, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца штрафа в размере сумма

Учитывая, что при подаче иск в суд истец был освобождён от уплаты госпошлины по основаниям ст. 103 ГПК РФ, суд приходит к выводу о взыскании госпошлины с ответчика в размере сумма в бюджет г. Москвы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░,27» ░ ░░░░░░ ... ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░- ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░,27» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

 

░░░░░

 

 

 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ 

02-3911/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено частично
Истцы
Сатуева Р.В.
Ответчики
ТСЖ "Никулинская,27"
Суд
Никулинский районный суд Москвы
Судья
Казакова О.А.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
30.04.2019Регистрация поступившего заявления
10.06.2019Заявление принято к производству
10.06.2019Подготовка к рассмотрению
27.06.2019Рассмотрение
05.11.2019Завершено
31.12.2019Вступило в силу
10.06.2019У судьи
12.12.2019В канцелярии
05.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее