Судья Тугорева А.В. |
№ 33а-2684/2022 10RS0016-01-2021-003436-25 2а-13/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 сентября 2022 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
судей Кузнецовой И.А., Щепалова С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 8 июня 2022 г. по административному исковому заявлению Стафеева Владимира Андреевича к администрации Сегежского муниципального района, призывной комиссии Сегежского муниципального района, призывной комиссии Республики Карелия, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия» о признании решения незаконным.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что решением призывной комиссии Сегежского муниципального района от 24 июня 2021 г. Стафеев В.А. был признан годным к военной службе и призван на военную службу. Полагая, что при принятии решения был нарушен установленный порядок проведения медицинского освидетельствования, поскольку административным ответчиком не принято во внимание наличие у призывника заболевания (...), административный истец просил признать оспариваемое решение незаконным.
Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, поскольку судом первой инстанции не был учтен прогрессирующий характер установленного в ходе проведения судебной экспертизы заболевания. Полагает оспариваемое решение незаконным в связи с тем, что при его принятии не было учтено выявленное в ходе судебной экспертизы заболевание, что также требовало проведения дополнительных исследований в амбулаторных или стационарных условиях, необходимость которых предполагалась с учетом характера его заболеваний. Ссылается на наличие у него заболевания варикоцеле, выявленное после вынесения обжалуемого решения суда.
Федеральным казенным учреждением «Военный комиссариат Республики Карелия» представлены письменные возражения по существу апелляционной жалобы, в которых указывается на отсутствие оснований для освобождения административного истца от военной службы.
Представитель Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Карелия» Кирпичникова М.А. в суде апелляционной инстанции письменные возражения поддержала.
Остальные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте разбирательства дела, в суд не явились.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их решений о призыве на военную службу.
Из взаимосвязанных положений ч.ч. 1, 2 ст. 58, п. 1 ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы, целью которой является определение годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 (далее – Положение).
Согласно п. 1 Положения военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также для решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
На основании пп. 1-3 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости – врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А – годен к военной службе; Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями; В – ограниченно годен к военной службе; Г – временно не годен к военной службе; Д – не годен к военной службе.
Согласно п. 6 Положения годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
Приложением к Положению являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Стафеев В.А. является лицом призывного возраста, состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Сегежа и Сегежского района с ХХ.ХХ.ХХ, является гражданином, подлежащим призыву на военную службу.
Оспариваемое решение призывной комиссии, с учетом решения призывной комиссии Республики Карелия от 29 июня 2021 г., о признании административного истца годным к военной службе с незначительными ограничениями, об установлении категории годности Б-3 и о призыве его на военную службу принято по результатам медицинского освидетельствования, по итогам которого у призывника диагностировано: (...) Расписания болезней.
Согласно заключению проведенной по делу комплексной судебно-медицинской экспертизы ГБУЗ «Бюро СМЭ» от 13 мая 2022 г., у Стафеева В.А. имеет место заболевание (...). Объективных признаков, позволяющих говорить о наличии у Стафеева В.А. (...) не установлено.
Поскольку установленные в ходе судебно-медицинской экспертизы заболевания, на наличие которых ссылался административный истец, соответствуют статье (...) Расписания болезней, по которой категория годности к военной службе определяется как Б-3, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Довод административного истца о том, что он должен быть освидетельствован по ст. 65-а Расписания болезней – хирургические болезни и поражения костей, крупных суставов, хрящей со значительным нарушением функций, в связи с наличием у него (...), судебной коллегией отклоняется.
Так, в силу ст. (...) Расписания болезней при (...)
(...)
Вместе с тем согласно ответу отдела комплексных экспертиз ГБУЗ «Бюро СМЭ» от 2 сентября 2022 г., (...), в связи с чем объективных данных о наличии у него данного заболевания с незаконченным процессом не имеется.
Ссылки административного истца на выявление у него (...) не имеют значения, поскольку указанный диагноз установлен ему после вынесения обжалуемого решения суда, а сведений о наличии к него данного заболевания в спорный период времени в деле не имеется.
По изложенным мотивам обжалуемое решение суда является законным, а основания для его отмены в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 8 июня 2022 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи