В суде первой инстанции дело № 2а-379/2020
УИД 27RS0009-01-2020-000675-90
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-1316/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Унтевской Е.Л.
судей Карбовского С.Р., Казариковой О.В.
при секретаре Цой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 24 февраля 2021 года дело по административному исковому заявлению Супрунюка А.В., Сафоновой Д.А, к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании решения муниципального органа незаконным, понуждении провести обследование и дать оценку ущерба жилого помещения,
по апелляционной жалобе Супрунюка А.В. на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 16 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Казариковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Супрунюк А.В., Сафонова Д.А. обратились в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что Супрунюк А.В. является собственником и постоянно проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>. Вышеуказанный дом, в котором проживают истцы, в 2019 году попал в зону подтопления. Факт постоянного проживания истцов по указанному адресу на момент чрезвычайной ситуации в августе 2019 года на территории сельского поселения «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края установлен решением суда в рамках дела №2-589/2019. В июле 2020 года истцы обратились в администрацию г.Комсомольска-на-Амуре с заявлением о проведении и выдаче акта осмотра вышеуказанного дома. Администрация ответила отказом, сославшись на то, что в контексте судебного решения №2-589/2019 было удовлетворено требование об обязании составить акт обследования жилого помещения на предмет утраты имущества первой необходимости, и что данное решение не возлагает на вневедомственную комиссию обязанности проведения оценки помещения. Кроме того, администрация указала, что ранее 22.04.2020 уже был направлен отказ в рассмотрении заявления о проведении осмотра жилого помещения, с указанием причин принятого решения. Так как решить вопрос во внесудебном порядке истцам не удалось, они вынуждены обратиться с соответствующим иском в суд. Поскольку жилое помещение, где проживают истцы, пострадало в результате чрезвычайной ситуации, оно может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Просили суд признать решение администрации Комсомольского муниципального района №15-8/4130 от 15.06.2020 об отказе в проведении и выдаче акта осмотра жилого помещения, затопленного в результате чрезвычайной ситуации на территории Комсомольского муниципального района, находящегося по адресу: <адрес> незаконным; обязать администрацию Комсомольского муниципального района в течение месяца после вступления решения суда в законную силу в установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, порядке провести обследование жилого помещения по адресу: <адрес> привлечением собственника жилого помещения истца Супрунюка А.В. и постоянно проживающей истца Сафоновой Д.А. с правом совещательного голоса на предмет оценки ущерба в результате паводка; обязать администрацию Комсомольского муниципального района после проведения обследования, выдать истцам Супрунюку А.В. и Сафоновой Д.А. по 1 экземпляру актов обследования вышеуказанного дома.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 16 декабря 2020 года в удовлетворении требований административных истцов отказано.
В апелляционной жалобе Супрунюк А.В. с постановленным по делу решением не согласился, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что одновременно с подачей в администрацию заявления о рассмотрении вопроса пригодности дома для проживания, было представлено заключение по результатам обследования жилого дома. Решение администрации Комсомольского муниципального района №15-8/4130 от 15.06.2020 об отказе в проведении и выдаче акта осмотра жилого помещения не содержит законных и обоснованных причин отказа в проведении комиссионного обследования дома. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени слушания уведомлены надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, руководствуясь ст.150 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 18 мая 2020 года Супрунюк А.В. обратился в администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края с заявлением о проведении осмотра и выдаче акта осмотра жилого помещения, ему принадлежащего, на основании судебного решения (л.д. 80).
Из сообщения администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края № 15-8/4130 от 15 июня 2020 о рассмотрении заявления Супрунюка А.В. следует, что решением Комсомольского районного суда по делу 2-589/2019 признано право на получение единовременной материальной (в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур) и финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости и возложена обязанность на администрацию сельского поселения «Село Пивань» Комсомольского района Хабаровского края составить акт обследования жилого помещения и акт обследования утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Фраза «составить акт обследования жилого помещения» в контексте данного судебного решения относится к составлению акта обследования жилого помещения на предмет утраты имущества первой необходимости, и не возлагает на межведомственную комиссию Комсомольского муниципального района обязанность проведения оценки помещения, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Постановление № 47). Вопрос о понуждении межведомственной комиссии Комсомольского муниципального района провести процедуру оценки соответствия помещения установленным Постановлением № 47 требованиям, в материалах дела 2-589/2019 не рассматривался.
Судом первой инстанции установлено, что решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 9 декабря 2019 года, вступившим в законную силу 10 марта 2020 года, Супрунюк А.В. признан постоянно проживающим по месту жительства по адресу: д.13 ул. 1-ая Низовая с. Пивань Комсомольского муниципального района Хабаровского края на момент чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в августе 2019 г. на территории сельского поселения «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края. На администрацию сельского поселения «Село Пивань» Комсомольского района Хабаровского края возложена обязанность составить акт обследования жилого помещения и акт обследования утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном участке, расположенных по адресу: <адрес>. За Супрунюком А.В. Сафоновой Д.В. признано право на получение единовременной материальной помощи в связи утратой имущества первой необходимости, а также утратой урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, расположенных по адресу <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в августе 2019 г. на территории сельского поселения «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского края.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» пришел к выводу, что административным ответчиком рассмотрено письменное заявление и направлен ответ в порядке и срок, установленный законом.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Указанное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
Пунктом 7 Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно пункту 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обоснованных документов.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель в соответствии с пунктом 45 Положения предоставляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Исходя из того, что обращаясь в администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края административный истец просил провести осмотр дома, ссылаясь на решение суда, которым на администрацию сельского поселения «Село Пивань» Комсомольского района Хабаровского края возложена обязанность составить акт обследования жилого помещения, административным ответчиком дан ответ с разъяснением о том, что вопрос о понуждении межведомственной комиссии Комсомольского муниципального района провести процедуру оценки соответствия помещения установленным Постановлением № 47 требованиям не рассматривался.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку Супрунюком А.В. при обращении было представлено заявление о проведении осмотра дома в рамках решение суда, которым на администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность, то заявление административного истца было принято и рассмотрено как обращение гражданина в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 9 названного Федерального закона обращения, поступившие в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежат обязательному рассмотрению.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 12 названного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Предоставленный Супрунюку А.В. 15.06.2020 ответ содержит причины, препятствующие передачи заявления Супрунюка А.В. для рассмотрения Межведомственной комиссией.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оспариваемый ответ административного ответчика является законным и обоснованным, заявление Супрунюка А.В. не могло повлечь обязанность административного ответчика рассмотреть такое заявление в порядке, установленном Положением, утвержденным Правительством Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Безусловные основания для отмены решения, предусмотренные частью 1 статьи 310 КАС РФ, судебной коллегией не установлены.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 16 декабря 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Супрунюка А.В., без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий Е.Л. Унтевская
Судьи С.Р. Карбовский
О.В. Казарикова