дело № 2-6773/2022;
33-2119/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 апреля 2023 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Булгаковой М.В.,
судей областного суда Раковского В.В., Устьянцевой С.А.,
при секретарях Лоблевской Н.В., Красниковой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демиуфа А.У. к федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области» о признании отказа незаконным, взыскании материальной помощи,
по апелляционным жалобам федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области», Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения представителей ответчика федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области» - Макаровой Л.В., Кажиковой Ж.С., представителей третьего лица Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – Аброськина М.А., Болмосовой М.С., поддержавших доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя истца Демиуфа А.У. – Малько Д.В., возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Демиуф А.У. обратился в суд с в иском к федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области» (далее – ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области»), указав, что с 1 октября 2016 года проходил службу в ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области». В его семье *** года родилась дочь, в связи с чем 11 августа 2021 года он обратился к командиру с рапортом об оказании материальной помощи, приложив свидетельство о рождении ребенка. Непосредственное руководство его рапорт поддержало и ходатайствовало по существу рапорта к начальнику ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области», который рапорт удовлетворил и в резолюции указал: «Выплатить 60 000 рублей при наличии целевых денежных средств». Приказом от 6 июня 2022 года № Демиуф А.У. был уволен из органов внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ по достижении предельного возраста пребывания на службе, после чего ему было отказано в выплате материальной помощи в связи с рождением ребенка письмом от 6 июля 2022 года. Отказ обоснован отсутствием денежных средств, выделенных на эти цели. Не согласившись с отказом, Демиуф А.У. просил признать незаконным отказ в выплате материальной помощи в связи с рождением ребенка; взыскать с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области» в свою пользу материальную помощь в размере 60 000 рублей.
Определением суда от 3 октября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 октября 2022 года исковые требования Демиуфа А.У. удовлетворены. Суд признал незаконным отказ ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области» в выплате материальной помощи в связи с рождением ребенка. Этим же решением суд взыскал с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области» в пользу Демиуфа А.У. материальную помощь в размере 60 000 рублей.
С вышеуказанным решением не согласился ответчик ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области» и третье лицо Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, в апелляционных жалобах просят отменить обжалуемое решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Демиуф А.У. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции со ссылкой на нормы Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющие состав денежного довольствия сотрудников, Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат, утверждённого Приказом Росгвардии от 26 сентября 2017 года № 406, пришел к выводу о необоснованности отказа ответчика в выплате истцу суммы материальной помощи в связи с рождением ребенка, так как спорная выплата предусмотрена законом; срок, в течение которого сотрудником должен быть подан рапорт об оказании дополнительной материальной помощи, последним соблюден; решение о выплате дополнительной материальной помощи руководителем принято.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, с 1 октября 2016 года Демиуф А.У. проходил службу в ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области», уволен с данной службы 14 июня 2022 года приказом № от 6 июня 2022 года о расторжении контракта и увольнении в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по пункту 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Демиуф А.У. 11 августа 2021 года обратился с рапортом к руководителю ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области» об оказании материальной помощи в связи с рождением *** года дочери ФИО, приложив соответствующее свидетельство о рождении ребенка.
На указанном рапорте проставлены резолюции командира 2 роты и заместителя командира взвода с ходатайствами по существу рапорта от 11 августа 2021 года.
По данному рапорту руководителем ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области» принято решение об оказании материальной помощи в сумме 60 000 рублей проставлением соответствующей резолюции с указанием на наличие целевых денежных средств.
Однако, письмом от 6 июля 2022 года руководителя ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области» истец извещен о том, что в связи с отсутствием лимитов данные денежные средства ему до увольнения выплачены не были, а по причине его увольнения в текущий момент в выплате ему фактически отказано.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулирует Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в частях 3, 6 статьи 2 установил, что денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты:
1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;
3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;
4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;
6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе;
7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время;
8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Согласно частям 2, 3 статьи 12.1 Федерального закона от Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ при формировании фонда денежного довольствия сотрудников сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов и окладов по специальному званию, предусматриваются средства для следующих выплат (в расчете на год):
1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;
3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;
4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;
6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе;
7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время;
8) ежегодная материальная помощь.
Фонд денежного довольствия сотрудников формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств, предусмотренных:
1) на выплату повышения денежного довольствия с учетом коэффициентов или надбавок, устанавливаемых в соответствии с частью 28 статьи 2 настоящего Федерального закона;
2) на выплату коэффициентов и процентных надбавок в соответствии с пунктом 8 части 6 и частью 15 статьи 2 настоящего Федерального закона;
3) на другие выплаты, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Росгвардии от 26 сентября 2017 года № 406, действовавшим на момент спорных отношений, был утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат (утратил силу в связи с изданием приказа Росгвардии от 20.02.2023 № 45) (далее – Порядок).
Пунктом 105 Порядка предусмотрено, что материальная помощь оказывается сотрудникам в размере не менее одного оклада денежного содержания в год.
В пределах средств, выделенных на денежное довольствие сотруднику на основании его мотивированного рапорта и решения руководителя, дополнительно может быть оказана материальная помощь (далее - дополнительная материальная помощь) без учета материальной помощи, оказываемой в соответствии с пунктом 105 настоящего Порядка, в том числе в случаях рождения у него ребенка (усыновления либо удочерения ребенка) при предъявлении свидетельства о рождении (решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка) - в размере 60 000 рублей на каждого ребенка (подпункт 4 пункта 107 Порядка).
В соответствии с пунктом 108 Порядка мотивированный рапорт подается сотрудником до истечения одного года со дня наступления случая, предусмотренного пунктом 107 настоящего Порядка.
Решение об оказании материальной помощи (дополнительной материальной помощи) руководителям принимается вышестоящим руководителем.
Решение об оказании дополнительной материальной помощи оформляется на рапорте в виде резолюции с указанием суммы в рублях.
Пунктами 86, 87 Порядка установлено, что при увольнении со службы в войсках национальной гвардии выплата денежного довольствия производится по день увольнения включительно, по желанию сотрудника выплачивается денежная компенсация за неиспользованные отпуска.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что дополнительная материальная помощь не входит в состав денежного довольствия сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, а потому не является обязательной (гарантированной) и производится за счет и в пределах утвержденных размеров фонда материальный помощи и лимитов бюджетных обязательств, выделенных на указанные цели.
В связи с вышеприведенными нормами вывод суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания дополнительной материальной помощи с ответчика в пользу истца, поскольку данная помощь входит в состав денежного довольствия, является неправильным.
Однако, данный вывод основанием для отмены решения служить не может.
Из предоставленного ответчиком в материалы дела журнала регистрации рапортов сотрудников, обратившихся за оказанием дополнительной материальной помощи ФГКУ «УВО ВНГ России по Оренбургской области» (л.д. 27-29) следует, что сотрудникам, обратившимся в период с 27 ноября 2019 по 15 мая 2021 года материальная помощь была распределена 15 марта 2021 года, 17 июня 2021 года, 28 января 2022 года и 4 июля 2022 года.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика пояснил, что лимиты обязательств на дополнительную материальную помощь выделяются отдельно. За счет фонда денежного довольствия материальная помощь не может быть выплачена. После подачи сотрудниками рапортов о предоставлении дополнительной материальной помощи подаются заявки на выделение денежных средств, которые выделяются два раза в год. Ввиду отсутствия достаточного финансирования денежные средства на материальную помощь поступают не в полном объеме и распределяются в порядке календарной очередности по дате подачи рапортов.
Как следует из расходного расписания № от 15 марта 2021 года в отношении получателя бюджетных средств ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области», в разделе «Лимиты бюджетных обязательство», код расхода по БК «***», указана сумма на текущий год *** рублей. ( л.д.43-44)
Скриншот из информационной системы в журнале проводок ЕПСБУ по состоянию на 15 марта 2021 года содержит сведения о получении материальной помощи сверх 1 ОДС в размере *** с тем же кодом по БК. ( л.д. 42)
Расходное расписание от 15 июня 2021 года в разделе «Лимиты бюджетных обязательств», код расхода по БК «***» содержит сведения о размере денежных средств *** рублей, что соответствует журналу проводок ЕПСБУ из информационной системы «Витязь». ( л.д. 45-47)
Расходное расписание от 27 января 2022 года в разделе «Лимиты бюджетных обязательств», код расхода по БК «***» содержит сведения о размере денежных средств *** рублей.
В журнале проводок ЕПСБУ из информационной системы по состоянию на 27 января 2022 года отражена материальная помощь сверх 1 ОДС *** рублей.
Таким образом, согласно представленным в материалы дела письменным документам до подачи истцом рапорта 11.08.2021 выделенные ответчику 15.03.2021 и 15.06.2021 денежные средства на выплаты дополнительной материальной помощи в обшей сумме *** рублей, были распределены сотрудникам, подавшим рапорты в период с 4.12.2019 по 10.12.2020.
Данные обстоятельства подтверждаются также дополнительно приобщенными судом апелляционной инстанции списком сотрудников, которым была оказана дополнительная материальная помощь в 2021 году.
Между тем, 28 января 2022 года ответчику поступили на выплату дополнительной материальной помощи денежные средств в размере *** рублей.
Из журнала регистрации сотрудников, обратившихся за оказанием дополнительной материальной помощи ФГКУ «УВО ВНГ России по Оренбургской области» (л.д. 27-29) следует, что 28 января 2022 года материальная помощь распределена сотрудникам на общую сумму *** рубля.
Таким образом, на дату увольнения истца денежные средства на выплату ему дополнительной материальной помощи имелись, поскольку поступившие на эти цели в январе 2022 года средства не были в полном объеме распределены.
При таких обстоятельствах невыплата истцу при увольнении материальной помощи, право на которую у него было, соответствующий рапорт подан, решение о ее выплате принято, и необходимые для этого денежные средства имелись, является незаконной, в связи с чем, оснований для отмены решения судебная коллегия не усматривает.
С учетом вышеприведенного, доводы апелляционных жалоб о том, что на момент получения истцом ответа от 6 июля 2022 года последний не являлся сотрудником войск национальной гвардии, в связи с чем на него не распространялось действие приказа Росгвардии от 26 сентября 2017 года № 406, на законность решения не влияют, поскольку указанная выплата при наличии рапорта, по которому принято положительное решение, должна была быть произведена при увольнении.
Доводы апелляционных жалоб о том, что на момент подачи истцом рапорта у ответчика отсутствовали лимиты бюджетных обязательств на дополнительную материальную помощь, подлежат отклонению, поскольку не подтверждены и опровергаются представленными ответчиком доказательствами.
Ссылка ответчика и третьего лица в апелляционной жалобе на неверные выводы суда относительно включения дополнительной материальной помощи в состав денежного довольствия сотрудника основанием для отмены решения не является, поскольку указанные выводы к неправильному разрешению дела не привели.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области», Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Булгакова
Судьи В.В. Раковский
С.А. Устьянцева
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.04.2023