номер дела в суде первой инстанции 2-2563/2023
УИД 02RS0№-53
номер строки в статистическом отчете 2.211
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 декабря 2023 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Кокшаровой Е.А.,
судей – Чориной Е.Н., Романовой В.Н.,
при секретаре – ФИО3,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Акционерного общества «Водопроводно-канализационное хозяйство», Министерства регионального развития Республики Алтай на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата>, которым
исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» о возложении обязанности провести капитальный ремонт магистральной сети водоснабжения удовлетворено.
На АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» возложена обязанность провести капитальный ремонт магистрального водопровода протяженностью 1 522 м по <адрес> в <адрес> (от <адрес> до <адрес>), с кадастровым номером 04:11:000000:2690, в течение двух лет со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
С АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» взыскана в доход муниципального бюджета муниципального образования «<адрес>» государственная пошлина в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» (с учетом уточнений) о возложении на АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» обязанности провести капитальный ремонт магистрального водопровода, протяженностью 1,522 км по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) с кадастровым номером №, в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу. Исковые требования мотивировав тем, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры Республики Алтай проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что на территории <адрес> АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» оказывает населению и юридическим лицам коммунальные услуги в виде холодного водоснабжения. Магистральный водопровод по <адрес>, протяженностью 1733 м.; по <адрес>, протяженностью 2643 м.; по <адрес>, протяженностью 4310 м., имеют уровень износа 100%. Также прокуратурой <адрес> проанализированы внеплановые отключения системы водоснабжения на территории города. На балансе АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» находится 11,98 км ветхих сетей, в том числе, магистральный водопровод протяженностью 1,522 км по <адрес> (от <адрес>, до <адрес>) – №. Состояние вышеуказанных сетей водоснабжения не является удовлетворительным, приводит к необоснованным потерям энергоресурсов при поставке их до конечного потребителя, создает угрозу перерывов при оказании услуг тепло- и водоснабжения подачи, при этом конкретных мер по организации проведения ремонта сетей не принимается, что недопустимо.
Протокольным определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство регионального развития Республики Алтай и Комитет по тарифам Республики Алтай.
Суд вынес вышеуказанное решение, с которым не согласилось АО «Водопроводно-канализационное хозяйство», в апелляционной жалобе представитель ФИО4 просит отменить решение, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку отключение систем водоснабжения проводилось в связи с плановым отключением воды для хлорирования городского водопровода, а также по причине выхода из строя насосного оборудования, в марте 2023 года утечка воды по <адрес> была устранена, за 2022 и 2023 год в адрес ответчика жалоб от жителей города не поступало. Потеря воды не свидетельствует об износе водопроводных сетей, поскольку утечка воды на участках от точки подключения к водопроводным сетям до водомерного узла абонента не фиксируются приборами учета и являются утечками абонента, к водопроводным сетям также подключены водоразборные колонки, из которых производится бездоговорное потребление воды. Ответчиком принимались меры по организации проведения ремонта сетей в 2023 году, произведен капитальный ремонт водопровода диаметром 110 мм., ремонт пожарных гидрантов, задвижек, водоразборных колонок, промывка и хлорирование городского водопровода, переложен магистральный водопровод по <адрес> не учтено, что планируется ввести в эксплуатацию новые водопроводные сети, и изношенные сети по <адрес> и <адрес> будут полностью выведены из эксплуатации. Возложение обязанности на ответчика по капитальному ремонту водопроводных сетей, протяженностью 1522 м., приведет к резкому повышению тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. Установленный решением суда срок выполнения мероприятий является необоснованно коротким, в связи с отсутствием финансирования.
Министерство регионального развития Республики Алтай в лице представителя ФИО5, в апелляционной жалобе просят отменить решение суда, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, заявленные требования затрагивают хозяйственно-финансовую деятельность не только ответчика, но и администрации <адрес>. Ответчиком проводится текущий и аварийный ремонт труб по мере возникновения аварий, полный износ труб по <адрес> не наступил, доказательств необходимости проведения ремонтных работ прокурором не представлено. Судом не учтено, что на разработку проектно-сметной документации, ее согласование и проведение торгов по капитальному ремонту магистрального водопровода требуется значительное время.
Прокурор <адрес> Республики Алтай в возражениях на апелляционные жалобы просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» ФИО4, представителя Министерства регионального развития Республики Алтай ФИО5, поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора ФИО6, возражавшую относительно доводов апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки были проанализированы внеплановые отключения в 2022 году на территории <адрес> систем водоснабжения, которых было десять. Пять из них произошли по причине порыва в трубах холодного водоснабжения. Общая продолжительность отключений составила 58 часов 54 минуты. В частности, <дата> в 16:45 ч. произошел порыв на линии по адресу: <адрес>, который был устранен <дата> в 22:00 ч.; <дата> в 09:00 ч. произошел порыв на трубе по адресу: <адрес>, который был устранен <дата> в 13:00 ч. (ответ № от <дата>).
Согласно информации, представленной АО «Водопроводно-канализационное хозяйство», на балансе общества находится 11,98 км. ветхих сетей, в том числе магистральный водопровод протяженностью 1,522 км по <адрес> (от <адрес> до <адрес>), кадастровый №.
Прокуратурой <адрес> <дата> в адрес генерального директора АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» ФИО7 внесено представление № об устранении нарушений требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно ответу генерального директора на представление заместителя прокурора <адрес> № от <дата>, с целью снижения потерь воды за 2022 год выполнены работы по замене водопровода, в том числе по адресу: водопровод по <адрес>43-45 диаметром 50 мм, протяженностью 75 метров; в 2014-2015 годах переложен магистральный водопровод по <адрес> (от <адрес> до жилого дома по <адрес>) в <адрес> общей протяженностью 1138 м.
Согласно ответу генерального директора на представление заместителя прокурора <адрес> № от <дата>, физическое состояние сетей водоснабжения по <адрес> является удовлетворительным, система водоснабжения находится в работоспособном, удовлетворительном, но не в аварийном состоянии. Процент износа водопроводных сетей по <адрес> (100%) установлен исходя из данных бухгалтерского учета. АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» в рамках финансовых возможностей непрерывно и своевременно осуществляет работы по ремонту и содержанию водопроводных сетей. Исходя из средств, закладываемых в тарифы на капитальный ремонт объектов водоснабжения, а также используя бюджетные средства, в том числе по подготовке к зиме, АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» выполнило комплекс работ (мероприятий), способствующих замене изношенных сетей, улучшению качества подаваемой воды и уменьшению перерывов в подаче питьевой воды. В частности, в <адрес> предусмотрено строительство сетей водоснабжения от Катунского водозабора. В проект водоснабжения <адрес> от Катунского водозабора, согласно техническим условиям АО «Водопроводно-канализационное хозяйство», включены мероприятия по строительству магистральных водопроводных сетей по <адрес>. Срок реализации проекта - 2024-2025 г. (Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации имеется в материалах дела). При реализации проекта будет полностью заменен водопровод по <адрес>, а старые сети будут выведены из эксплуатации. При этом качество питьевой воды в <адрес> достаточно высокое. Процент нестандартности питьевой воды составляет 0,42% за первое полугодие 2023 года.
Согласно ответу генерального директора на представление заместителя прокурора <адрес> № от <дата>, в 2023 году производственной программой АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» в части мероприятий по ремонту, реконструкции и модернизации сетей водоснабжения запланирован капитальный ремонт водопровода микрорайона ОПХ диаметром 110 мм, пожарных гидрантов, задвижек, водоразборных колонок, водопроводных колодцев с заменой ж/б элементов; промывка и хлорирование городского водопровода, капитальный ремонт водопровода мкр «Университет». Почти все мероприятия по подготовке к отопительному периоду 2023-2024 по сетям водопровода выполнены. Планом мероприятий по подготовке водоснабжения предусмотрено 7 230,6 тыс. руб., в том числе выделенная субсидия 5 923,1 тыс. руб. и 1 307,499 тыс. руб. собственных средств предприятия. По состоянию на <дата> показатель готовности инженерных сетей к отопительному сезону составляет 99%.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными приказом Госстроя России от <дата> №, Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от <дата> № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> №, Федеральным законом от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», установив, что процент износа водопроводных сетей и больших потерь воды в водопроводных сетях свидетельствует о том, что АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» не исполняются в полном объеме обязанности по обеспечению надлежащего содержания и своевременного ремонта сетей холодного водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора в полном объеме.
Судебная коллегия, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционных жалоб, приходит к следующим выводам.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (пункт 2); согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации (пункт 3); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (пункт 4).
Дополнительно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ предусматривает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от <дата> № 416-ФЗ.
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ).
Частью 4 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
В суд апелляционной инстанции представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которой следует, что собственником магистрального водопровода, расположенного по адресу: <адрес>, ул. ФИО8, с кадастровым номером № является ОАО «Водопроводно-канализационное хозяйство», год ввода в эксплуатацию – 1980.
На основании изложенных правовых норм, АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» являющееся собственником магистрального водопровода, ресурсоснабжающей организацией населения <адрес>, на балансе и обслуживании которого находятся водопроводные сети протяженностью 1 522 м по <адрес> в <адрес> (от <адрес> до <адрес>) с кадастровым номером № вопреки доводам апелляционной жалобы, обязано обслуживать водопроводные сети и производить их капитальный ремонт.
Вопреки доводам апелляционной жалобы АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» в качестве доказательств, подтверждающих необходимость капитального ремонта спорных участков сетей водоснабжения и водоотведения, судом первой инстанции исследован акт технического обследования водоснабжения и водоотведения МО «<адрес>», представления, рапорты прокурора <адрес>, письма АО «Водоканал», которые подтверждают износ трубопровода холодного водоснабжения, наличие внеплановых отключений водоснабжения города ввиду прорыва в трубах, общая продолжительность которых составила 58 часов 54 минуты.
Кроме того, как следует из представленной выписки из ЕГРН, магистральный водопровод введен в эксплуатацию в 1980 году, в настоящее время из пояснений представителя ответчика АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» ее износ составляет 100%.
При этом самим ответчиком в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каких-либо доказательств в обосновании своей позиции об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта, представлено не было.
Согласно ст. 7 Федерального закона от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения проводятся заблаговременно.
Поскольку ненадлежащее состояние сетей водоснабжения и водоотведения неоднократно являлось причиной аварийных ситуаций, в результате которых был причинен ущерб неопределенному кругу лиц, при этом из представленных в материалы дела писем ответчика не следует, что производился капитальный ремонт, а в случае аварии на трубах водопровода, возникнет чрезвычайная ситуация с отключением жизнеобеспечивающего ресурса на неопределенный период времени, что в силу изложенных правовых норм недопустимо, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб.
Доводы апелляционной жалобы об утечке воды на участках от точки подключения к водопроводным сетям до водомерного узла абонента, не являются основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него судом мероприятий, поскольку не представлено соответствующих доказательств того, что фактический износ системы водоснабжения на указанных прокурором участках отсутствует. При этом наличие критериев по установлению нормативного износа указывает на то, что нормальный срок эксплуатации оборудования водоснабжения истек. Поэтому замена сетей в порядке проведения капитального ремонта ввиду наступления нормативного износа обоснована.
Приказом Минстроя России от <дата> №/пр «Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей» определено, что не реже 1 раза в пять лет проводится техническое обследование, и эта обязанность возложена на организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение, то есть в данном случае на АО «Водопроводно-канализационное хозяйство».
Таким образом, ответчик, являясь собственником магистрального водопровода, обязан регулярно проводить техническое обследование труб водоснабжения, а доводы апелляционной жалобы Министерства регионального развития Республики Алтай об обратном, основаны на неверном понимании положений действующего законодательства.
Не влекут отмены судебного акта и доводы апелляционной жалобы Министерства регионального развития Республики Алтай о нецелесообразности расходования бюджетных средств в связи с планируемым вводом в эксплуатацию новых водопроводных сетей по <адрес> в рамках реализации федеральной программы «Чистая вода», окончание которой планируется в 2024-2025 г., поскольку в настоящее время данная федеральная программа не введена в действие, а в случае возникновения аварийной ситуации на водопроводе, возможно развитие чрезвычайной ситуации последствием которой будет являться отключение население города от жизнеобеспечивающего ресурса на неопределенный период времени.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, принятие данной федеральной программы не освобождает ответчика от исполнения обязанности по обеспечению эксплуатации, ремонту, устранению аварий водопроводных сетей.
Доводы апелляционных жалоб о недостаточности установленного судом срока для исполнения решения суда и отсутствии предназначенных для указанных целей средств в бюджете органа местного самоуправления, не могут являться основанием к его отмене, поскольку ответчик не лишен права обратиться в суд в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выводы суда признаются судебной коллегией соответствующими установленным фактическим обстоятельствам настоящего спора, постановлены при правильном применении норм процессуального и материального права на основе полного, всестороннего исследования и оценке имеющихся в материалах дела доказательств, основаны на правильном применении положений статей 56, 57, 59, 60 ГПК РФ, предоставляющих суду право самостоятельно определять пределы доказывания и оказывать содействие стороне в истребовании только тех доказательств, которые соответствуют требованиям относимости и допустимости и представление которых для стороны является затруднительным.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционные жалобы Акционерного общества «Водопроводно-канализационное хозяйство», Министерства регионального развития Республики Алтай– без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.
Председательствующий судья Е.А. Кокшарова
Судьи Е.Н. Чорина
В.Н. Романова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме <дата>.