Председательствующий: Блохин О.В. |
Дело № 33-5219/2024 № 2-177/2024 55RS0011-01-2024-000201-91 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Омск |
28 августа 2024 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Сафаралеева М.Р.
судей Леневой Ю.А., Черноморец Т.В.
при секретаре Аверкиной Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Горьковского муниципального района Омской области на решение Горьковского районного суда Омской области от 06.06.2024, которым постановлено:
«Исковые требования представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию Горьковского муниципального района Омской области «Районные коммунальные сети», Администрации Горьковского муниципального района Омской области о возложении обязанности исполнения санитарно – эпидемиологического законодательства в части обеспечения питьевой водой удовлетворить частично.
Обязать муниципальное предприятие Горьковского муниципального района Омской области «Районные коммунальные сети», Администрацию Горьковского муниципального района Омской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 10.03.2025 года, а именно:
1. Разработать и согласовать с территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Калачинском районе программу производственного контроля за качеством воды в распределительной сети и перед поступлением в сеть в соответствии с требованиями ч. 1, 2, 4, 5 ст. 25 Федерального закона от07.12.2011 № 416-ФЗ; пп. 77, 79 Приложения 2 СанПиН 2.1.3684-21; пп. 5,11 СанПиН 3.3686-21 в отношении источников водоснабжения с. Лежанка Горьковского района Омской области.
2. Разработать проекты зоны санитарной охраны водозаборов из подземных источников водоснабжения <...> (скважина № <...>Р, скважина № <...>) <...>.
3. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты зоны санитарной охраны источников водоснабжения <...> (скважина № <...>Р, скважина № <...>) <...>.
4. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водных объектов (скважина № <...>Р, скважина № <...>) в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения в <...>.
5. Спланировать территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважины № <...> в <...> для отвода поверхностного стока за ее пределы.
6. Оборудовать ограждение на расстоянии не менее 30 м. от водозабора скважины № <...> в <...>.
7. Оборудовать дорожки твердым покрытием в районе водозабора скважины № <...> в <...>.
8. Обеспечить качество водопроводной воды, подаваемой населению <...> в соответствии с требованиями раздела III таблицы 3.1 п. 5; таблицы 3.3 п.п. 1, 4; таблицы 3.13 п.п. 556, 1247 СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: мутность, перманганатная окисляемость, сухой остаток, содержанию хлоридов, содержанию железа путем оборудования модульной станции водоподготовки.
Обязать Администрацию Горьковского муниципального района Омской области организовать питьевое водоснабжение <...> до обеспечения качества водопроводной воды, подаваемой населению <...> с использованием систем центрального водоснабжения, путем использования нецентрализованной системы холодного водоснабжения или путем подвоза воды населению в объемах не ниже минимальных норм водообеспечения населения.
В оставшейся части исковые требования оставить без удовлетворения.
Освободить МП «Районные коммунальные сети» от уплаты государственной пошлины».
Заслушав доклад судьи Сафаралеева М.Р., судебная коллегия Омского областного суда
У С Т А Н О В И Л А :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области) обратилось с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию Горьковского муниципального района Омской области «Районные коммунальные сети» (далее – МП «РКС») и Администрации Горьковского муниципального района Омской области об устранении нарушений санитарных правил и гигиенических норм, которые были выявлены при проведении внеплановой выездной проверки. По результатам проверки МП «РКС» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № <...>/вп от <...>. Однако до настоящего времени нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены. Поскольку организация водоснабжения населения в границах поселения относятся к вопросам местного значения, истец полагал, что Администрация Горьковского муниципального района Омской области обязана участвовать в устранении выявленных нарушений, а также организовать питьевое водоснабжение населения <...> в объемах не ниже минимальных норм водообеспечения. На основании изложенного, ссылаясь на неустранение выявленных нарушений, Управление Роспотребнадзора по Омской области просило обязать МП «РКС» и Администрацию Горьковского муниципального района Омской области устранить изложенные в исковом заявлении нарушения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до <...>, а также обязать Администрацию Горьковского муниципального района Омской области организовать питьевое водоснабжение <...> с использованием систем центрального водоснабжения, нецентрализованной системы холодного водоснабжения или путем подвоза воды населению в объемах не ниже минимальных норм водообеспечения населения.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области Шемчук Ю.В. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель МП «РКС» Харютин В.А. и представитель Администрации Горьковского муниципального района Омской области Абрамов С.М. в судебном заседании против удовлетворения требований фактически не возражали, указывая лишь на то, что устранение нарушений возможно при надлежащем финансировании. При этом ответчики ссылались на отсутствие средств для устранения нарушений.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица Администрации Лежанского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Горьковского муниципального района Омской области Абрамов С.М. просит решение отменить в части возложения на Администрацию обязанности обеспечить питьевое водоснабжение <...> Омской области, ссылаясь на нарушение норм материального права и ненадлежащую оценку доказательств. Указывает на то, что хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, является МП «РКС», в отношении которого выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № <...>/вп от <...>. Полагает, что в такой ситуации требования предъявлены к Администрации необоснованно.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области Зацепина Т.В. полагает решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав представителя Администрации Горьковского муниципального района Омской области Абрамова С.М., просившего об отмене решения, представителя истца Зацепину Т.В., согласившуюся с выводами районного суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 1 и 8 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждому гарантировано право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
По смыслу п. 1 ст. 39 названного закона, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 и п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Питьевая вода в соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» общим принципом государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
Частью 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела усматривается, что Управлением Роспотребнадзора по Омской области в связи с поступлением обращений жителей <...> муниципального района Омской области о неудовлетворительном качестве водопроводной воды, поступающей из централизованной системы холодного водоснабжения, а также требования Прокуратуры Омской области о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от <...>, в период с <...> по <...> проведена выездная внеплановая проверка соблюдения МП «РКС» требований законодательства при обеспечении питьевой водой жителей <...> Омской области.
Из ответа Администрации Горьковского муниципального района Омской области от <...> следует, что МП «РКС» является организацией, предоставляющей коммунальные услуги холодного водоснабжения на территории <...> муниципального района Омской области. Кроме того, в соответствии с постановлением Главы Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области № <...> от <...> МП «РКС» является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения в населенных пунктах Горьковского муниципального района Омской области (л.д. 18).
На основании договора на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом № <...> от <...> МП «РКС» на пять лет на праве хозяйственного ведения передан имущественный комплекс, состоящий из объектов, сооружений и иного имущества для оказания услуг водоснабжения, в том числе скважины, внутрипоселковые водопроводные сети, локальная станция очистки воды, расположенные в <...> Омской области, и необходимые для осуществления деятельности МП «РКС». В результате проверки выявлены пять нарушений обязательных требований, в том числе несоответствие питьевой воды, поступающей в жилые дома, образовательные и медицинские учреждения <...> Омской области по сетям централизованного водоснабжения, гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям по мутности, окисляемости перманганатной, содержанию железа, массовой концентрации сухого остатка и массовой концентрации хлоридов.
В связи с этим постановлением № <...> от <...> МП «РКС» привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий») и ст. 6.5 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению).
Кроме того, МП «РКС» выдано предписание № <...>/вп от <...> об устранении выявленных нарушений с установлением срока для этого до <...>.
Ссылаясь на неустранение МП «РКС» выявленных нарушений, Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в суд с настоящим иском, в котором просило обязать МП «РКС» и Администрацию Горьковского муниципального района Омской области в срок до <...> выполнить следующие мероприятия:
1. Разработать и согласовать с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Омской области программу производственного контроля за качеством воды в распределительной сети и перед поступлением в сеть в соответствии с требованиями ч.ч. 1, 2, 4, 5 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ; п.п. 77, 79 Приложения 2 СанПиН 2.1.3684-21; п.п. 5, 11 СанПиН 3.3686-21 в отношении источников водоснабжения <...> Омской области;
2. Разработать проекты зоны санитарной охраны водозаборов из подземных источников водоснабжения <...> (скважина № <...>Р, скважина № <...>) <...> Омской области;
3. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты зоны санитарной охраны источников водоснабжения <...> (скважина № <...>Р, скважина № <...>) <...> Омской области;
4. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водных объектов (скважина № <...>Р, скважина № <...>) в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения в <...> Омской области;
5. Спланировать территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважины № <...> в <...> Омской области для отвода поверхностного стока за ее пределы;
6. Оборудовать ограждение на расстоянии не менее 30 м от водозабора скважины № <...> в <...> Омской области;
7. Оборудовать дорожки твердым покрытием в районе водозабора скважины № <...> в <...> Омской области;
8. Обеспечить качество водопроводной воды, подаваемой населению <...> Омской области, в соответствие с требованиями раздела III таблицы 3.1 п. 5; таблицы 3.3 п.п. 1, 4; таблицы 3.13 п.п. 556, 1247 СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: мутность, перманганатная окисляемость, сухой остаток, содержанию хлоридов, содержанию железа путем оборудования модульной станции водоподготовки.
Удовлетворяя заявленные к МП «РКС» требования и возлагая на данного ответчика обязанность по осуществлению перечисленных мероприятий, суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия нарушений ответчиками не оспаривался, питьевая вода в <...> Омской области не соответствует гигиеническим требованиям, при этом на МП «РКС» как на гарантирующую организацию возложена обязанность по обеспечению безопасности, безвредности и соответствия качества питьевой воды системы центрального водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям.
С учетом характера и объема требуемых к выполнению работ по устранению выявленных нарушений, а также необходимости соблюдения баланса интересов ответчика и неопределенного круга лиц, суд первой инстанции установил срок совершения МП «РКС» действий по устранению нарушений законодательства до <...>.
Решение в данной части не обжалуется.
Согласно п. 1.3 Устава МП «РКС» его учредителем является Администрация Горьковского муниципального района Омской области.
В соответствии с п. 1.2 Устава МП «РКС» является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество.
Установив данные обстоятельства, приняв во внимание положения ч. 2 ст. 23 Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», суд первой инстанции возложил обязанность по устранению указанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства также на Администрация Горьковского муниципального района Омской области.
Кроме того, поскольку водоснабжение населения отнесено к вопросам местного значения, Управление Роспотребнадзора по Омской области просило обязать Администрацию Горьковского муниципального района Омской области организовать питьевое водоснабжение <...> Омской области с использованием систем центрального водоснабжения, нецентрализованной системы холодного водоснабжения или путем подвоза воды населению в объемах не ниже минимальных норм водообеспечения населения.
С учетом п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данные требования также удовлетворены судом, на Администрацию Горьковского муниципального района Омской области возложена обязанность организовать питьевое водоснабжение <...> Омской области до обеспечения качества водопроводной воды, подаваемой населению <...> с использованием систем центрального водоснабжения, путем использования нецентрализованной системы холодного водоснабжения или путем подвоза воды населению в объемах не ниже минимальных норм водообеспечения населения.
Проверив выводы районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы Администрации Горьковского муниципального района Омской области, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения.
В апелляционной жалобе Администрация Горьковского муниципального района Омской области наличие выявленных Управлением Роспотребнадзора по Омской области нарушений не оспаривает, на их фактическое устранение не ссылается, не соглашаясь лишь с возложением данных обязанностей на Администрацию.
Приведенные доводы исследовались в судебном заседании суда первой инстанции и в решении им дана надлежащая оценка.
В частности, районный суд руководствовался положениями п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которых организация водоснабжения в границах поселения является обязанностью органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, исполнительные органы субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Как указано выше, Администрация Горьковского муниципального района Омской области является учредителем МП «РКС» и собственником переданного ему на праве хозяйственного ведения имущества, в том числе скважин, из которых производится забор воды, и станции очистки воды.
Наделение МП «РКС» статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение <...>, и передача предприятию муниципального имущества, не предполагает передачу МП «РКС» органом местного самоуправления всех вопросов организации водоснабжения.
Концессионное соглашение с МП «РКС» не заключалось.
Следовательно, Администрация как орган местного самоуправления, представляющий интересы муниципального образования Горьковский муниципальный район не может быть освобождена в настоящем деле от обязанности по созданию условий, необходимых для организации подачи питьевой воды с параметрами качества, установленными законодательством.
В такой ситуации районный суд обоснованно возложил обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства как на организацию, осуществляющую холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения - МП «РКС», так и на его учредителя - орган местного самоуправления, отвечающий за организация водоснабжения в границах <...> Горьковского муниципального района Омской области.
Кроме того, ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2. ч. 1 ст. 21 указанного федерального закона одной из причин, по которой организация, осуществляющая холодное водоснабжение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение является существенное ухудшение качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения.
В этом случае органы местного самоуправления в соответствии с ч. 10 ст. 21 данного закона обязаны обеспечить подвоз воды населению.
С учетом приведенных положений законодательства, приняв во внимание не оспоренные ответчиками выводы о том, что питьевая вода, поступающая потребителям <...> с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, не соответствует гигиеническим требованиям, а фактическое значение санитарно-химических показателей по мутности, окисляемости перманганатной, содержанию железа, массовой концентрации сухого остатка и массовой концентрации хлоридов в воде многократно превосходят допустимые значения, районный суд обоснованно возложил на Администрацию Горьковского муниципального района Омской области обязанность организовать питьевое водоснабжение <...> Омской области с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения или подвоза воды до обеспечения надлежащего качества водопроводной воды, подаваемой с использованием систем центрального водоснабжения.
Доводы ответчика о том, что данная обязанность должна быть возложена на администрацию сельского поселения, несостоятельны.
Пунктом 1 ст. 5.2 Устава Горьковского муниципального района Омской области (утв. Решением сессии L Совета Горьковского муниципального района Омской области от 25.07.2014 № 291) к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления Горьковского муниципального района Омской области на территориях сельских поселений, относится организация в границах поселений водоснабжения населения.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 6).
При этом Решением 52 сессии Совета Лежанского сельского поселения от 07.05.2019 в Устав Лежанского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области внесены изменения, полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», исключены из компетенции Совета Лежанского сельского поселения.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования к Администрации Горьковского муниципального района Омской области.
Ссылки ответчика на то, что обязанность по устранению выявленных нарушений уже возложена на МП «РКС» предписанием № <...>/вп от <...>, срок исполнения которого (до <...>) не истек, отклоняются.
Данное обстоятельство не свидетельствует о ошибочности выводов суда и не исключает права истца обратиться в суд с рассматриваемым иском.
Иных доводов апелляционная жалоба Администрации Горьковского муниципального района Омской области не содержит. МП «РКС» и Управление Роспотребнадзора по Омской области решение суда не обжалуют.
Таким образом выводы районного суда в обжалуемой части следует признать правильными, постановленными при надлежащей оценке доказательств, при верном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем решение не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Горьковского районного суда Омской области от 06.06.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Горьковского муниципального района Омской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Горьковский районный суд Омской области в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи областного суда
Апелляционное определение в окончательной форме принято 04.09.2024