РЕШЕНИЕ
ИФИО1
04 августа 2017 года <адрес>
Домодедовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи |
О.Б. Рагулиной |
при секретаре |
Е.В. Кудиновой |
рассмотрев в судебном заседании административное дело № № по административному иску Администрации городского округа Домодедово к Управлению ФССП по Московской области МО по ИОВИП №2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Московской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора; заинтересованное лицо: Домодедовский городской прокурор
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Домодедово Московской области обратилась в суд с административным иском о признании незаконным Постановления судебного пристава исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств № 2 по Московской области Фроловой М.С. от 15.05.2017 о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование требований истец указал, что Постановление о возбуждении исполнительного производства поступило в Администрацию городского округа Домодедово 27.01.17; должник в течение 5 дней произвел действия, направленные на постановку на учет бесхозяйного имущества, сдав необходимый пакет документов в межмуниципальный отдел по Домодедовскому и Ленинскому районам Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; государственный кадастровый учет был приостановлен 25.02.17. Полагая, что оснований для взыскания исполнительского сбора не имеется, истец обратился в суд.
В судебном заседании представитель истца Шмельков Д.Ю. (доверенность, диплом - л.д. 5,6) иск поддержал, пояснив, что Администрация городского округа Домодедово устранила причины, послужившие основанием для приостановления кадастрового учета объектов недвижимости, сдав необходимые документы в регистрирующий орган, но до настоящего времени решение о регистрации или отказе в кадастровом учете не принято, что исключает вину Администрации городского округа Домодедово в несвоевременном исполнении решения и влечет освобождение от уплаты сбора.
Представитель административного ответчика в суд не явился, направил возражения, полагая, что вынесенное Постановление законно, отмене не подлежит (л.д. 62-64).
Помощник прокурора Ахмеджанова К.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, что решение суда до настоящего времени не исполнено.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановление главного судебного пристава Российской постановления Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Судом установлено, что в производстве Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств № 2 по Московской области находится на исполнении исполнительное производство № 11033/16/50049-ИП возбужденное на основании исполнительного листа № 003732380, выданного Домодедовским городским судом Московской области по делу №2-1190/2016.
Согласно исполнительному листу должник обязан осуществить действия по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества земляную плотину 1967 года ввода в эксплуатацию длинной по гребню -25м, максимальной высотой-4м, шириной по гребню-2 м, напором - 2,1 м., -1,9м, наличие дороги по гребню и тип покрытия-покрытие не предусмотрено; тип крепления откосов: верхнего - без крепления, низового - без крепления на ручье б/н-притоке 2-го порядке р. Злодейка у с. Петровское городского округа Домодедово путем обращения в УФРС по Московской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйное названное имущество (л.д. -77-78).
Статья 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее Закон об исполнительном производстве) "Об исполнительном производстве" гласит, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя и в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исполнительное производство № 11033/16/50049-ИП было возбуждено Постановлением от 27.12.16, которое направлено Администрации городского округа Домодедово и ею получено 27.01.17 (Постановление с отметкой о получении и входящим номером -л.д. 16).
Администрация городского округа Домодедово в течение 5 дней обратилась в межмуниципальный отдел по Домодедовскому и Ленинскому районам Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о постановке на кадастровый учет указанного в исполнительном листе недвижимого имущества (л.д. 17-23).
Согласно Уведомлению от 25.02.17 было приостановлено осуществление кадастрового учета в связи с непредставлением технического плана, оформленного в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (ред. от 01.11.2016) "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (л.д.24).
Администрация городского округа Домодедово подготовила технический паспорт от 25.04.17 (л.д. 29-47) и тем самым устранила причины приостановления.
Пункт 5 ч. 1 ст. 26Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости" гласит, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу ст. 27 названного закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости".
До настоящего времени решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении поданных Администрации городского округа Домодедово документов не принято, доказательств обратного суду не представлено.
В силу ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Постановлением от 15.05.17 с Администрации городского округа Домодедово взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. (л.д. 13, исполнительное производство - л.д.65-81).
Пунктами 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Учитывая, что Администрация городского округа Домодедово не является субъектом предпринимательской деятельности, принимала меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, принимая во внимание отсутствие вины должника, установленные при рассмотрении дела обстоятельства, исходя из положения п.1 ст. 401 ГК РФ суд полагает возможным освободить Администрацию городского округа Домодедово от уплаты исполнительского сбора в полном объеме.
При этом оснований для признания незаконным Постановления о взыскании исполнительского сбора от 15.05.17 не имеется, в этой части иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227,360 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить Администрацию городского округа Домодедово от уплаты исполнительского сбора, установленного в Постановлении о взыскании исполнительского сбора от 15 мая 2017 года принятом судебным приставом исполнителем Управлением ФССП по Московской области МО по ИОВИП №2 рамках исполнительного производства №11033/16/50049-ИП.
Отказать Администрации городского округа Домодедово в удовлетворении административного иска к Управлению ФССП по Московской области МО по ИОВИП №2, Управлению ФССП по Московской области о признании незаконным Постановления о взыскании исполнительского сбора от 15 мая 2017 года принятого в рамках исполнительного производства №11033/16/50049-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Домодедовский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2017 года.
Председательствующий судья О.Б. Рагулина