Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 29 марта 2021 года
дело № 2а-864/2021
Тобольский городской суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи С.Б.Лешковой,
при секретаре Иутиной У.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации города Тобольска к Тобольскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП России по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области Наумовой А.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд
у с т а н о в и л:
Администрация города Тобольска обратилась в суд с иском к Тобольскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП России по Тюменской области (далее по тексту также ТМОСП УФССП России по Тюменской области) судебному приставу-исполнителю Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области Наумовой А.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Требования мотивированы тем, что в адрес администрации города Тобольска поступило постановление судебного пристава-исполнителя ТМОСП УФССП России по Тюменской области Наумовой А.В. от 11 марта 2021 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству №, возбужденному 10 августа 2020 г. на основании исполнительного листа № от 14 июля 2020 г. Решением Тобольского городского суда Тюменской области, на основании которого был выдан указанный исполнительный лист, на администрацию города Тобольска возложена обязанность принять решение о заключении и заключить с Воронцовой Н.Г. договор найма специализированного жилого помещения. Однако администрация города Тобольска исполнить возложенные решением суда обязанности по заключению договора найма жилого помещения жилищного фонда Тюменской области сможет только после высвобождения жилого помещения муниципального жилищного фонда или приобретения (с учетом бюджетной обеспеченности) жилого помещения. Администрацией г.Тобольска во исполнение решения суда осуществляются мероприятия по проведению электронных аукционов на приобретение жилого помещения площадью 47,10 кв.м., состоящего из 2-х комнат. 10 февраля 2021 года, 25 февраля 2021 года, 11 марта 2021 г. электронные аукционы признаны несостоявшимися, в связи с чем административный истец просит освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением судебного пристава исполнителя ТМОСП УФССП России по Тюменской области Наумовой А.В. от 28 августа 2020 г. по исполнительному производству №ИП от 10 августа 2020г.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству 19 марта 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (л.д.2-3).
Представители административного истца администрации города Тобольска, административных ответчиков Тобольского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, заинтересованного лица Правительства Тюменской области, Воронцовой Н.Г., судебный пристав-исполнитель Тобольского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Наумова А.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д.2554-56,57).
Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, полагает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Частью 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 названного закона).
В судебном заседании установлено: на основании исполнительного листа №, выданного 14 июля 2020 года Тобольским городским судом Тюменской области (л.д.27-29), ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем Тобольского межрайонного отдела судебных приставов-исполнителей Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Андреевой Е.И. возбуждено исполнительное производство №. При этом должнику - администрации г. Тобольска был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Данное постановление получено должником, данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года администрация города Тобольска поставила в известность судебного пристава-исполнителя о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием в муниципальном жилищном фонде города Тобольска жилого помещения (л.д.34-35).
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с распоряжением Главы города Тобольска от 01 июня 2020 г. №34 «Об утверждении плана основных мероприятий по составлению проекта бюджета города Тобольска на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023г. в проект бюджета на 2021 год заявлена потребность в денежных средствах для приобретения жилых помещений в том числе Воронцовой Н.Г. (л.д.36).
ДД.ММ.ГГГГ г. Воронцова Н.Г. информирована о проведенном 23 марта 2021 г. аукционе в целях приобретения жилого помещения в соответствии с решением Тобольского городского суда тюменской области, согласно протоколу единственной заявки, продавцом предложено жилое помещение, общей площадью 56,5 кв.м., состоящее из 2-х комнат, срок подписания контракта и передача объекта не позднее 30 апреля 2021года (л.д.48-50).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания при разрешении требований об освобождении от его взыскания.
Исходя из положений части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве» суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Поэтому часть 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциации с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Вместе с тем, данное обстоятельство, на которое административный истец ссылается в обоснование заявленных требований, административными ответчиками не опровергнуто.
Представленные суду доказательства свидетельствуют о том, что в течение пяти дней для добровольного исполнения требований, разрешить вопрос о заключении договора найма не представлялось возможным, то есть административным истцом при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 401 ГК РФ, пунктом 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст.ст.175-180, 358, 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление администрации города Тобольска к Тобольскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП России по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области Наумовой А.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию города Тобольска от исполнительского сбора в размере 50000 руб., по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения по постановлению судебного пристава-исполнителя Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области Наумовой Анны Владимировны от 28 августа 2020 года, вынесенного в рамках исполнительного производства № от 10 августа 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Тобольский городской суд Тюменской области.
Судья (подпись) С.Б. Лешкова
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2021 года
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Подлинник решения подшит в административное дело № 2а-864/2021 и хранится в Тобольском городском суде Тюменской области.
Судья С.Б. Лешкова