Дело № 2-3860/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2021 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Серищевой Л.М.,
при секретаре Кехян А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Калининградской области к судебному приставу-исполнителю Отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области Далакян М.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Калининградской области обратилось в суд с исковым заявлением, указав, что судебным приставом-исполнителем Отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства от < Дата > №, предметом исполнения которого является исполнение решения Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > по делу № по обеспечению Майорова А.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. С указанным постановлением истец не согласен, поскольку им производились все необходимые и систематические добровольные действия по исполнению решения суда; такие действия по добровольному исполнению судебного акта производились и проводятся до настоящего времени. Правительство Калининградской области просит суд освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от < Дата >.
В судебном заседании представитель истца Котельников К.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, дополнительно представил письменные пояснения по делу.
Представитель ответчика отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области, судебный пристав-исполнитель отделения по особым исполнительным производствам Далакян М.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Майоров А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица Агентства по имуществу Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В силу пункта 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушениеобязательстваподлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника обосвобожденииегоотвзысканияисполнительского сбора.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > по делу № на Правительство Калининградской области возложена обязанность предоставить Майорову А.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Вышеуказанное решение суда вступило в законную силу < Дата >.
Во исполнение указанного решения суда в Отделении по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области было возбуждено исполнительное производство от < Дата > №. Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением решения суда в установленный срок для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем Отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области < Дата > было вынесено постановление о взыскании с Правительства Калининградской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Определением Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > было отказано в удовлетворении заявления Правительства Калининградской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от < Дата >.
При разрешении спора суд учитывает, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Калининградской области осуществляется в соответствии Законом Калининградской области от 03.07.2007 № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области».
Статьей 5 Закона Калининградской области от 03.07.2007 № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» установлены полномочия специально уполномоченного органа государственной власти в сфере имущественных отношений – Агентства по имуществу Калининградской области, к которым относится приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда Калининградской области в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и заключение договоров найма жилых помещений для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Приобретение жилых помещений осуществляется Агентством по имуществу Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 05.03.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в течение 2021 года Агентством по имуществу Калининградской области регулярно проводились электронные аукционы на приобретение благоустроенных жилых помещений для детей-сирот. В связи с отсутствием участников аукционы признаны несостоявшимися.
Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с имеющимися полномочиями Правительством Калининградской области принято постановление от 12.04.2021 № 189, которым введена дополнительная разовая мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на основании жилищного сертификата.
Редакцией от 07.06.2021 постановления Правительства Калининградской области от 12.04.2021 № 189 установлена возможность выдачи жилищных сертификатов в случае изменения судом способа исполнения решения суда с предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на основании жилищного сертификата.
Таким образом, законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, в том числе с соблюдением требований бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе, требующего проведения определенных процедур, в рамках которых происходит исполнение судебного решения.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд усматривает наличие объективных уважительных причин в нарушении установленного в постановлении о возбуждении исполнительного производства пятидневного срока, в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Правительство Калининградской области удовлетворить.
Освободить Правительство Калининградской области от уплаты взысканного постановлением от < Дата > в рамках исполнительного производства № от < Дата > исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Решение в окончательной форме изготовлено 08 октября 2021 года.
Судья: