Дело № 2-154/2021 судья Степуленко О.Б. 2021 год
33-1686/2021 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ15 июня 2021 года город Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Дмитриевой И.И.,
судей Гудковой М.В., Рязанцева В.О.,
при секретаре судебного заседания Лининой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Дмитриевой И.И.
дело по апелляционной жалобе Администрации города Ржева Тверской области на решение Ржевского городского суда Тверской области от
15 февраля 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Ржевского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и интересов Шишмарёвой Лолиты Анатольевны, удовлетворить.
Обязать Администрацию города Ржева Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области в пределах предоставленных полномочий предоставить Шишмарёвой Лолите Анатольевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке города Твери, благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населённого пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 28 кв.м».
Судебная коллегия
установила:
Ржевский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав и интересов Шишмарёвой Л.А., обратился в суд с иском к Администрации города Ржева Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о возложении обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указано, что по итогам проверки, проведенной на основании заявления Шишмарёвой Л.А., в связи с непредставлением ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Шишмарёва Л.А. относится к указанной категории лиц, поскольку ее мать ФИО15 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а ее отец ФИО16 решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № лишен родительских прав. Распоряжением начальника ТОСЗН Старицкого района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО17 назначена опекуном Шишмарёвой Л.А. Шишмарёва Л.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, окончила ГБПОУ «Ржевский колледж» города Ржева Тверской области, имеет регистрацию по месту пребывания в городе Ржев, что свидетельствует о необходимости приобретения Администрацией города Ржева Тверской области для нее жилого помещения.
На основании изложенного просит возложить на ответчиков обязанность в пределах полномочий предоставить истцу благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 28 кв.м.
В судебном заседании старший помощник Ржевского межрайонного прокурора Лебедева Э.А., истец Шишмарёва Л.А. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации города Ржева Тверской области по доверенности Виноградова А.В. в судебном заседании пояснила, что Шишмарёва Л.А. действительно относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В список лиц, которым в 2021 году будет приобретено жилье за счет средств областного и федерального бюджетов, Шишмарёва Л.А. не включена. В соответствии с Законом Тверской области от 28 декабря 2020 года № 84-ЗО определен бюджет на 2021, 2022 и 2023 годы. В случае удовлетворения иска в 2021 году не будет возможности исполнить решение суда.
Ответчик Министерство социальной защиты населения Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный отзыв, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие представителя и удовлетворить исковые требования по возложению обязанности на Администрацию города Ржева Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области в пределах представленных полномочий принять меры, направленные на приобретение благоустроенного жилого помещения Шишмарёвой Л.А. в 2022 году.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, отзыв на исковое заявление, не содержащий возражений относительно исковых требований.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрации города Ржева Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения.
В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права. К участию в деле не была привлечена Комиссия по формированию списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, являющаяся самостоятельным совещательным органом, в которую входят должностные лица органов исполнительной власти Тверской области. Список на обеспечение жильем на 2021 год утвержден протоколом Комиссии от
16 октября 2020 года № 57. Шишмарёва Л.А. в указанном списке отсутствует. В соответствии с Законом Тверской области от 28 декабря
2020 года № 84-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» уже утвержден размер субвенции для города Ржева на осуществление государственных полномочий по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных помещений на 2021 год. Со ссылкой на установленный законодательством порядок приобретения и предоставления жилых помещений в жалобе указано, что все мероприятия по приобретению квартир для детей-сирот требуют существенных временных затрат, что не учтено судом при вынесении решения.
При таких обстоятельствах у Администрации города Ржева отсутствует возможность своевременно исполнить решение суда до тех пор, пока Шишмарёва Л.А. не будет внесена Комиссией в соответствующий список в установленном порядке. При возбуждении исполнительного производства неисполнение исполнительного документа в срок приведет к взысканию исполнительского сбора в размере 50000 рублей, что будет незаконным, поскольку Администрация города Ржева Тверской области не сможет исполнить решение суда по не зависящим от нее обстоятельствам. Исходя из сложившейся практики, суд не предоставляет отсрочку исполнения соответствующего решения, ссылаясь на то, что вышеописанные обстоятельства не являются исключительными.
Как указано в жалобе, оспариваемое решения является заведомо неисполнимым, влечет за собой необоснованное возложение на Администрацию города Ржева обязанностей по исполнению государственных полномочий в отсутствие обеспечения необходимыми финансовыми и материальными средствами.
Ржевским межрайонным прокурором поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых указывается на необоснованность ее доводов, ставится вопрос об оставлении жалобы без удовлетворения, решения суда – без изменения.
Прокурор Обиход И.Д. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против апелляционной жалобы, полагал постановленное по делу решение суда законным и обоснованным.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах своей неявки суд не уведомили.
С учетом указанных обстоятельств, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем представления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц, направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Закона, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1 статьи 8).
Данная редакция абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от
21 декабря 1996 года № 159-ФЗ вступила в действие с 01 января 2019 года, ранее норма закона не содержала указание на предоставление жилого помещения на основании заявления.
В силу пунктов 3, 3.1, 7, 9 Федерального закона от 21 декабря
1996 года № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с указанными Федеральными законами принят Закон Тверской области от 06 февраля 2013 года № 2-ЗО (в редакции от 23 июля 2019 года) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно статье 2 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, на территории Тверской области однократно предоставляются благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - благоустроенные жилые помещения).
Порядок предоставления благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений категориям граждан, указанным в статье 1 настоящего Закона и абзаце втором части 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Тверской области.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, мать Шишмарёвой Л.А. – ФИО18 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Шишмарёвой Л.А. – ФИО19 решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.
Распоряжением ТОСЗН Старицкого района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Шишмарёва Л.А. была передана под опеку ФИО9, определено место проживания несовершеннолетней – <адрес>.
Распоряжением ТОСЗН Старицкого района Тверской области № 63 от 17 августа 2011 года Шишмарёва Л.А. отнесена к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Шишмарёва Л.А. передана в приемную семью.
Как следует из сообщения Министерства социальной зашиты населения Тверской области от 07 февраля 2014 года, Шишмарёва Л.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц и числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Судом первой инстанции также установлено, что Шишмарёва Л.А., окончившая обучение в образовательном учреждении профессионального образования (ГБПОУ «Ржевский колледж»), в настоящее время жилым помещением не обеспечена, в собственности жилых помещений не имеет, имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>,
<адрес>. Нанимателем иных жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя иного жилого помещения по договору социального найма Шишмарёва Л.А. не является.
Из объяснений Шишмарёвой Л.А., данных в ходе рассмотрения дела, следует, что жилое помещение, в котором она зарегистрирована и проживала со своими матерью и отцом до установления над ней опеки, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежало колхозу и в настоящее время там проживают посторонние люди.
Из материалов дела следует, что 07 ноября 2016 года и по достижении 18 лет - 20 декабря 2019 года Шишмарёва Л.А. обращалась с заявлениями о предоставлении ей как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на территории города Ржева.
Однако на момент рассмотрения дела жилое помещение Шишмарёвой Л.А. не предоставлено, в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2021 году будет приобретено жилье за счет средств областного бюджета, истец не включена.
Установив названные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Шишмарёвой Л.А. имеется право на обеспечение ее во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Тверской области.
Однако до настоящего времени вопрос о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма ответчиками не решен, жилое помещение не предоставлено.
Согласно отзыву Министерства социальной защиты населения Тверской области Шишмарёва Л.А. не включена в список на обеспечение жильем в 2021 году из-за отсутствия денежных средств.
Вместе с тем, недостаточность финансовых средств, выделяемых из бюджета на приобретение жилья для указанной категории лиц, не является основанием для освобождения органов местного самоуправления от исполнения возложенных на них государством обязанностей, данная обязанность не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Доводы жалобы о том, что для исполнения решения необходим срок для проведения мероприятий по приобретению жилых помещений и предоставлению их по договорам найма специализированного жилого помещения, не влекут отмену решения суда, поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в законе обстоятельств.
Решение вопросов по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями действующее законодательство относит к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. Комиссия по формированию списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не является юридическим лицом, создана в качестве совещательного органа. С учетом изложенного довод жалобы о необходимости привлечения названной комиссии к участию в деле несостоятелен и не может служить поводом к отмене решения суда.
Учитывая установленный порядок предоставления жилых помещений, оснований для вывода о необоснованном возложении на апеллянта исполнения государственных полномочий в отсутствие финансирования, не имеется; доводы о неисполнимости решения суда являются несостоятельными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к повторению правовой позиции, изложенной ответчиком в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона, на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы ответчика являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ржевского городского суда Тверской области от 15 февраля
2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ржева Тверской области – без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Дмитриева
Судьи М.В. Гудкова
В.О. Рязанцев