КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Житникова Л.В. 33-15064/2023
УИД 24RS0052-01-2023-000155-76
2.211
13 декабря 2023 года город Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Макурина В.М.,
судей Гавриляченко М.Н., Шиверской А.К.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антуфьевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Макурина В.М. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКОУ «Старотуруханская средняя школа», администрации Туруханского района Красноярского края о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе главы администрации Туруханского района Красноярского края Шереметьева О.И.,
на решение Туруханского районного суда Красноярского края от 25 сентября 2023 года, которым постановлено:
«Исковое заявление прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Старотуруханская средняя школа», администрации Туруханского района о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать администрацию Туруханского района (ИНН 2437000340) выделить необходимую сумму денежных средств для МКОУ «Старотуруханская средняя школа», в целях совершения действий и работ по: 1) обеспечению системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на любой доступный другой источник связи в том числе и GSM, то есть посредством канала Интернет-связи и заключения соответствующего муниципального контракта об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагированию на сигнал «Тревога» с использованием любого доступного источника связи, в том числе GSM, то есть посредством канала Интернет-связи; 2) оборудованию здания школы системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать МКОУ «Старотуруханская средняя школа» (ИНН 2437002965), в течение шести месяцев с момента выделения администрацией Туруханского района финансирования для заключения соответствующих муниципальных контрактов:
1) обеспечить здание школы системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на любой доступный другой источник связи в том числе и GSM, то есть посредством канала Интернет-связи и заключения соответствующего муниципального контракта об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагированию на сигнал «Тревога» с использованием любого доступного источника связи, в том числе GSM;
2) оборудовать здание школы системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Взыскать с МКОУ «Старотуруханская средняя школа» (ИНН 2437010067), госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Туруханского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МКОУ «Старотуруханская средняя школа», администрации Туруханского района Красноярского края о возложении обязанности совершить определенные действия.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой Туруханского района проведена проверка исполнения МКОУ «Старотуруханская средняя школа» антитеррористического законодательства, соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних. В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в нарушение требований Федеральных законов «Об образовании», «О противодействии терроризму», требований к антитеррористической защищенности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, не соблюдаются требования антитеррористического законодательства, а именно в МКОУ «Старотуруханская средняя школа» отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (передача тревожных сообщений осуществляется при помощи стационарного телефона). МКОУ «Старотуруханская средняя школа» не оборудована системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, отсутствует паспорт безопасности МКОУ «Старотуруханская средняя школа». По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес директора МКОУ «Старотуруханская средняя школа» Махенко Д.И. 03 ноября 2022 года внесено представление № 7-01-151-2022 об устранении нарушений в сфере антитеррористического законодательства, соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены, МКОУ «Старотуруханская средняя школа» дан формальный ответ от 03 декабря 2022 года № 762 о неустранении выявленных нарушений. До настоящего времени законные требования прокурора не выполнены. Полагает, что несоблюдение требований антитеррористического законодательства влечет негативные последствия в форме нарушения прав несовершеннолетних на охрану здоровья и безопасные условия нахождения и обучения в МКОУ «Старотуруханская средняя школа». Прокурор Туруханского района, с учетом уточненных исковых требований, просит возложить на МКОУ «Старотуруханская средняя школа» обязанность совершить действия по устранению допущенных нарушений действующего законодательства, изложенных в представлении прокуратуры Туруханского района от 03 ноября 2022 года №7-01-151-2022: обеспечить здание МКОУ «Старотуруханская средняя школа» системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на любой доступный другой источник связи, в том числе и GSM, то есть посредством канала Интернет-связи и заключения соответствующего муниципального контракта об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагированию на сигнал «Тревога» с использованием канала GSM; оборудовать здание МКОУ «Старотуруханская средняя школа» системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; возложить на администрацию Туруханского района обязанность выделить необходимую сумму денежных средств для МКОУ «Старотуруханская средняя школа» в целях совершения действий и проведения указанных работ.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе глава Туруханского района Шереметьев О.И. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что в решении судом не дана оценка закрепленных за Управлением образования администрации Туруханского района полномочий в части главного распорядителя бюджетных средств для получателей бюджетных средств – подведомственных муниципальных казенных учреждений, переданных учредителем – администрацией Туруханского района. Указывает, что в силу положений Бюджетного кодекса РФ бюджетные средства на выполнение мероприятий по пожарной безопасности объектов образования могут быть выделены из бюджета Туруханского района только главному распорядителю бюджетных средств в сфере образования – Управлению образования администрации Туруханского района, а не на каждого получателя бюджетных средств, которыми в данном случае являются муниципальные образовательные учреждения. Кроме того, по смыслу положений ст.421 Гражданского кодекса РФ и ст.6 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» понуждение заказчика к заключению с ним контракта исполнителем недопустимо, поэтому решением суда могла быть возложена обязанность лишь принять меры к заключению муниципального контракта.
Прокурором Туруханского района Красноярского края Сайфулиным Р.Ф. представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых указывается на необоснованность изложенных в жалобе доводов.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, возражения, заслушав представителя процессуального истца – прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Дозорцеву М.В., согласившуюся с обжалуемым решением, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из содержания ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении финансово-экономической деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Согласно требованиям п. 2 ч. 3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закон № 273-ФЗ, закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из положений ч. 7 ст. 28 названного Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст. 32, 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится, в том числе, создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Положениями п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Как установлено Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в частности, на принципе приоритета мер предупреждения терроризма (п.7 ст. 2). Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п.6 ч.3).
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно данным Требованиям минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством, в частности, своевременного выявления и незамедлительного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (подп.А п.21). В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, среди прочих, такие мероприятия как
оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии (подп.Г п.24); оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подп.Д п.24).
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением прокурора Туруханского района от 28.10.2022 № 147 на срок с 31.10.2022 по 28.11.2022 назначена проверка МКОУ «Старотуруханская средняя школа» на предмет соблюдения прав несовершеннолетних и иных граждан, исполнения требований антитеррористического законодательства, о чем МКОУ «Старотуруханская средняя школа» проинформировано 08.11.2022.
По результатам проведенной проверки прокурором Туруханского района в адрес МКОУ «Старотуруханская средняя школа» 03.11.2022 внесено представление с требованием безотлагательно его рассмотреть, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, в том числе устранить причины и условия, способствующие к нарушению действующего законодательства, не допускать подобных нарушений впредь; рассмотреть вопрос о проведении служебной проверки по фактам выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к ответственности.
На представление прокурора МКОУ «Старотуруханская средняя школа» 03.12.2022 дан ответ о том, что нарушения действующего законодательства, выявленные прокуратурой Туруханского района, а именно отсутствие системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, не оборудование здания школы системой управления эвакуацией, не обеспечение охраной сотрудниками частных охранных организаций не устранены. Привлечь к дисциплинарной ответственности виновное лицо возможности не имеется возможности в силу того, что в МКОУ «Старотуруханская средняя школа» отсутствует заведующий хозяйством, ответственность за соблюдение антитеррористического законодательства ни на кого не возложена. Вся ответственность лежит на и.о. директора школы Махенко Д.И.
Согласно представленной информации от 16.05.2023 в МКОУ «Старотуруханская средняя школа» по адресу: Туруханский район д. Старотуруханск, ул. Декабристов 17 кнопка тревожной сигнализации (КТС) отсутствует.
По информации директора МКОУ «Старотуруханская средняя школа» Махенко Д.И. на 17.05. 2023 паспорт безопасности находится на стадии разработки; в 2022 году выделено 193 962,00 рублей на уличное освещение и звуковое оповещение; передача тревожных сообщений осуществляется при помощи стационарного телефона; в школе установлены звуковые оповещатели, которые оборудованы источниками бесперебойного питания. На данный момент отсутствует система управления эвакуацией. Установка системы управления эвакуацией запланирована на лето 2023 года.
В соответствии с уставом МКОУ «Старотуруханская средняя школа» является юридическим лицом, осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: 663230, Красноярский край, Туруханский район, д. Старотуруханск, ул. Декабристов 17. По своей организационно-правовой форме школа является муниципальной казенной образовательной организацией. Школа обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников школы. Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников Школы. Учредителем школы является муниципальное образование Туруханский район. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Туруханского района. Учреждение находится в ведении Управления образования администрации Туруханского района, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
В соответствии с Положением об Управлении образования администрации Туруханского района – управление образования администрации Туруханского района является отраслевым (функциональным) органом администрации Туруханского района; в своей деятельности подотчетно Главе Туруханского района и заместителю Главы Туруханского района, в ведении которого вопросы образования. Руководитель Управления распоряжается финансовыми средствами Управления, в порядке, установленной действующим законодательством.
Разрешая при таких обстоятельствах спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными требованиями действующего законодательства, а также положениями статей 210, 123.22 ГК РФ, правомерно исходил из того, что именно муниципальное образование Туруханский район в лице администрации Туруханского района, являясь Учредителем МКОУ «Старотуруханская средняя школа», осуществляя полномочия собственника имущества, переданного в оперативное управление МКОУ «Старотуруханская средняя школа», обязано нести бремя содержания имущества образовательного учреждения, в том числе, обеспечивать финансирование содержания данного имущества. При этом, суд обоснованно указал на то, что оборудование в учреждении канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или в ситуационные центры "112" является обязательным, направленным на пресечение преступлений террористической направленности, является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения, причиной же невыполнения требований представления прокурора об устранении установленных нарушений школой явилось отсутствие финансирования со стороны учредителя.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая, объем финансирования, а также объем работ, необходимых для исполнения требований по устранению нарушений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности именно на администрацию Туруханского района Красноярского края выделить необходимую сумму денежных средств для МКОУ «Старотуруханская средняя школа» в целях совершения действий и работ по заключению МКОУ «Старотуруханская средняя школа» соответствующих муниципальных контрактов в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, возложив на МКОУ «Старотуруханская средняя школа» обязанность заключить соответствующие муниципальные контракты на оказание услуг по устранению выявленных нарушений в течение 6 месяцев с момента выделения финансирования.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора соответствующими обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым дана должная оценка и верно примененным судом нормам права, регулирующим спорные отношения.
При принятии решения, суд первой инстанции верно руководствовался тем, что отсутствие предусмотренной национальным стандартом системы тревожного оповещения в образовательных учреждениях отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в них, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данных учреждений, может способствовать совершению противоправных действий в отношении учащихся и воспитанников, в силу возраста нуждающихся в особой защите.
Доводы апелляционной жалобы основанием отмены или изменения обжалуемого решения служить не могут.
Из представленного Устава следует, что МКОУ «Старотуруханская средняя школа» является по своей организационно-правовой форме казенным образовательным учреждением, учредителем школы является муниципальное образование Туруханский район. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Туруханского района, в том числе осуществляет финансовое обеспечение школы, согласовывает в установленном порядке распоряжение движимым и недвижимым имуществом школы. Имущество школы является собственностью муниципального образования Туруханский район и закрепляется учредителем за школой на праве оперативного управления в установленном порядке.
Согласно Положению об Управлении образования администрации Туруханского района – управление образования администрации Туруханского района является отраслевым (функциональным) органом администрации Туруханского района; в своей деятельности подотчетно Главе Туруханского района и заместителю Главы Туруханского района, в ведении которого вопросы образования. Руководитель Управления распоряжается финансовыми средствами Управления, в порядке, установленном действующим законодательством (пунктй 1.1 и 1.3. Положения).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Структуру органов местного самоуправления, согласно ч. 1 ст. 34 названного федерального закона, составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ).
На основании ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ представительный орган местного самоуправления по представлению главы местной администрации утверждает структуру местной администрации, в которую могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации могут действовать как юридические лица, если по представлению главы местной администрации представительный орган муниципального образования принял решение об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утвердил положение о нем (ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).
Администрация Туруханского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Туруханский района.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу статей 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 123.21 ГК РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В данном случае, Управление образования администрации Туруханского района входит в структуру местной администрации, положением об Управлении образования установлены не собственные полномочия отраслевого органа администрации, а определены его функции в сфере образования от имени исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, при этом администрация Туруханского района является органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя Управление образования, осуществляет финансирование за счет бюджета района по утвержденной смете, которое недостаточно для финансирования надлежащего обеспечения безопасности объекта (территории) МКОУ «Старотуруханская средняя школа».
При таких обстоятельствах, полное финансирование расходов муниципального казенного учреждения образования на реализацию соответствующих мер в МКОУ «Старотуруханская средняя школа» должно быть возложено на администрацию Туруханского района как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, реализующий соответствующие полномочия в пределах своей компетенции, определенной действующим законодательством.
Спорные отношения возникли не в связи с денежными обязательствами МКОУ «Старотуруханская средняя школа» либо в связи с возмещением ущерба, а основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению реализации прав неопределенного круга работников, обучающихся детей и посетителей МКОУ «Старотуруханская средняя школа» в области антитеррористического законодательства.
Таким образом, вывод суда о необходимости возложения обязанности на администрацию Туруханского района по обеспечению финансирования расходов МКОУ «Старотуруханская средняя школа» основан на правильном применении норм материального права, соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, поскольку необходимое финансирование муниципальной образовательной организации не предоставлено, именно администрация Туруханского района обладает необходимыми, в том числе бюджетными, полномочиями и обязана обеспечить решение вопросов местного значения, независимо от распределения функций между входящими в структуру администрации района подразделениями, в связи с чем иск прокурора правомерно предъявлен также непосредственно к администрации района как исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления. Администрация Туруханского района в силу действующих норм права и возложенных на нее законодательством обязанностей является надлежащим ответчиком по делу в рамках предъявляемых к ней требований. Управление образования администрации Туруханского района обоснованно привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном возложении обязанности по заключению муниципального контракта, тогда как возможно только принять меры к его заключению, несостоятельны, связаны с неверным толкованием автора жалобы норм материального права. Выполнение необходимых мероприятий невозможно без заключения соответствующего муниципального контракта на оказание услуг.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Туруханского районного суда Красноярского края от 25 сентября 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Туруханского района Красноярского края Шереметьева О.И. – без удовлетворения.
Председательствующий: В.М. Макурин
Судьи: М.Н. Гавриляченко
А.К. Шиверская
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 18.12.2023 г