Дело № 2-59/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2018 года с. Якшур-Бодья УР
Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Уткиной Н.В.,
при секретаре Кокшаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черкасова Сергея Владимировича к Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» о продлении договора аренды земельного участка,
у с т а н о в и л:
Черкасов С.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» о продлении договора аренды земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что 20.07.2004 г. истец подал заявку № 58 на участие в аукционе по продаже права аренды на земельный участок № площадью 1500 кв.м. по <адрес>. Согласно выписке из протокола об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 20.082004 г. истец приобрел вышеуказанное право. 24.08.2004 г. между истцом и ответчиком был заключен договор аренды земельного участка, но по вине ответчика договор ему выдан не был. По этой причине он не смог зарегистрировать данный договор в установленный срок. Таким образом, было нарушено его право на строительство жилого дома.
Истец начал строительство жилого дома, но так как не имел зарегистрированного договора, не мог получить разрешение на строительство, без которого не может зарегистрировать объект незавершенного строительства. Долгое время в ответ на многочисленные обращения истца представители администрации говорили ему, что документы готовятся. Только после письменного обращения 18.02.2015 ему был выдан его экземпляр договора аренды и 27.02.2015 г. договор был зарегистрирован.
08.09.2015 г. истцом было подано заявление о продлении договора аренды земельного участка, на что от администрации района получен отказ. Для того, чтобы завершить строительство, истец направил на имя главы Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» заявление от 28.10.2016 г. о продлении договора аренды. В ответе № 4963/0151 от 24.11.2016 г. в продлении договора аренды было отказано на основании пп. 9 п. 2, пп. 4 п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ.
Данный отказ, по мнению истца, является незаконным, нарушающим его право на продление договора аренды.
На основании изложенного, сославшись на положения ст.ст. 45, 46 ЗК РФ, ст.ст. 422, 621 ГК РФ, истец просил суд обязать Администрацию МО «Якшур-Бодьинский район» продлить договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В ходе рассмотрения дела исковые требования Черкасов С.В. уточнил, указав, что просит продлить договор аренды вышеуказанного земельного участка сроком на три года с 15.12.2017 г. по 15.12.2020 г.
В судебном заседании Черкасов С.В., а также его представитель по доверенности – Агафонов Ю.С. уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в иске.
Представитель Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» Вахрушева Н.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований не возражала. Пояснила, что договор аренды заключен в 2004 г. по результатам торгов, которые проводила Администрация МО «Якшур-Бодьинский район». Срок действия договора был установлен в течение 5 лет. С указанного периода времени арендатор владел, пользовался данным земельным участком, хотя в исковом заявлении указывает, что ему кто-то препятствует в регистрации договора. Несмотря на то, что договор не зарегистрирован, Администрация не отрицает, что договор был заключен, поскольку все существенные условия согласованы, подписаны обеими сторонами. Договор зарегистрирован арендатором в 2015 г. по истечении срока. Истец просит продлить договор аренды, ссылаясь на свое преимущественное право по ст. 621 ГК РФ, однако данной нормой предусмотрено преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок. Данная норма предусмотрена и в договоре аренды. Однако имеется Постановление Пленума Верховного суда РФ, где сказано, что данное преимущественное право может быть реализовано только в том случае, если данный земельный участок предполагается предоставить третьим лицам. В данной ситуации никаких действий по предоставлению земельного участка иным лицам Администрацией района не предпринималось. В 2016 г. истцу было отказано в заключении договора аренды на новый срок поскольку документы на объект незавершенного строительства не были представлены.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. В заявлении, адресованном суду, начальник Якшур-Бодьинского отдела Управления Росреестра по УР Белых О.А., действующая на основании доверенности, просила дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что Черкасов С.В. являлся участником аукциона по продаже права аренды на земельный участок № по <адрес>. В соответствии с заявкой от 20.07.2004 г. истец принял на себя обязательство в случае признания его победителем аукциона заключить с продавцом договор аренды не позднее пяти дней после утверждения протокола об итогах аукциона и уплатить продавцу стоимость арендной платы, предложенную им, до заключения договора.
Согласно выписке из протокола об итогах аукциона от 20.08.2004 г. Черкасов С.В. приобрел право на заключение договора аренды земельного участка № по <адрес>.
24.08.2004 г. между Черкасовым С.В. и Администрацией Якшур-Бодьинского района заключен договор аренды земельного участка № с кадастровым номером № из земель поселений общей площадью 1500 кв.м., имеющий адресные ориентиры: <адрес>, для строительства жилого дома и построек. В соответствии с п. 1.2 названного договора предусмотрено, что договор заключен сроком на 5 лет и вступает в силу с момента государственной регистрации настоящего договора в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В исковом заявлении истец указывает, что указанный выше договор выдан ему не был. 18.02.2015 г. Черкасов С.В. обратился с заявлением на имя главы Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» Леконцева А.В., в котором просил выдать ему его экземпляр договора аренды земельного участка и зарегистрировать его в установленном порядке.
В соответствии с отметкой Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, государственная регистрация договора аренды произведена 27.02.2015 г. за №.
28.10.2016 г. Черкасов С.В. обратился с заявлением на имя главы Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» Леконцева А.В. о продлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером № для завершения строительства жилого дома, находящегося на земельном участке.
В ответе на данное обращение истцу отказано в продлении договора аренды на основании пп. 9, 10 п. 2, пп. 4 п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ. Со ссылкой на сведения, поступившие из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, указано на отсутствие данных о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества на земельном участке.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Пунктом 5 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В частности, в силу пункта 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N 1.
Пунктом 33 указанного Перечня предусмотрено, что право для подачи заявления о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", принадлежит собственнику объекта незавершенного строительства. Вместе с тем при отсутствии зарегистрированного права собственности на данный объект, заявитель представляет документы, удостоверяющие (устанавливающие) его права на здание, сооружение.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных правовых норм, владельцам незавершенного строительства на арендованном земельном участке, выделенном для строительства жилого дома, по договорам аренды, заключенным до 1 марта 2015 года, то есть до введения в действие изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, предоставляется право на заключение договора аренды однократно сроком на три года для завершения строительства вне зависимости от наличия регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, отсутствие государственной регистрации права истца на объект незавершенного строительства не может являться основанием для отказа в заключении с ним договора аренды.
Доводы истца о фактическом строительстве объекта на предоставленном ему земельном участке ответчиком не оспорены, подтверждаются представленными в материалах дела кадастровым паспортом объекта незавершенного строительства, в котором указано, что на участке по адресу: <адрес>, имеется объект незавершенного строительства со степенью готовности 68%, а также отчетом о проведении обследования технического состояния и соответствия требованиям Градостроительного кодекса незавершенного строительством жилого дома по вышеуказанному адресу от 06.02.2018 г.
В соответствии со справкой Администрации МО «Якшур-Бодьинское» незавершенному строительством дому присвоен почтовый адрес <адрес>.
По окончании срока договора истец продолжал пользоваться земельным участком, арендодатель против этого не возражал, не заявлял требований об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов, не ставил вопрос об освобождении земельного участка, принял оплату задолженности по арендным платежам (чек-ордер № 61 от 08.02.2018 г.), иным лицам земельный участок не предоставлялся.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Черкасова С.В.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. При подаче искового заявления Черкасовым С.В. была оплачена государственная пошлина в размере 300 руб. Указанная сумма в силу ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Черкасова Сергея Владимировича к Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» о продлении договора аренды земельного участка удовлетворить.
Возложить на Администрацию муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» обязанность по предоставлению Черкасову Сергею Владимировичу в аренду земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1500 кв. м сроком на три года однократно для завершения строительства жилого дома без проведения торгов.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» в пользу Черкасова Сергея Владимировича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Якшур-Бодьинский районный суд УР в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2018 года.
Судья Н.В. Уткина