Решение по делу № 2а-2116/2018 от 03.09.2018

Дело №а-2116/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2018 года Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе

Председательствующего судьи Горюновой М.С.,

при секретаре ФИО2,

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО3,

с участием представителя административного ответчика администрации МО «Яблоновское городское поселение» по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации МО «Яблоновское городское поселение» об оспаривании действий (бездействия),

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации МО «Яблоновское городское поселение» об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления. В обоснование иска указал, что он является собственником земельного участка, площадью 570 кв.м., с кадастровым номером 01:05:1200001:2021, относящегося к категории земель «земли населенных пунктов» для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка №. На указанном земельном участке находится объект незавершенного строительства, общей площадью 38,1 кв.м., готовностью 18%, собственником которого он также является.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился к главе администрации МО «Яблоновское городское поселение» по вопросу выдачи ему разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Однако в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома ФИО1 было отказано по тем основаниям, что согласно правил землепользования и застройки МО «Яблоновское городское поселение», земельный участок попадает в зону подтопления паводковыми водами <адрес>, а согласно ст. 37 правил землепользования и застройки МО «Яблоновское городское поселение» запрещено строительство (реконструкция) жилых домов и иных объектов капитального строительства в зонах, подверженных паводкам без согласованной с органами ЧС проектной документации, предусматривающей защиту от ЧС природного и техногенного характера, характерной для данной зоны. При этом не было указано, в какой территориальной зоне находится земельный участок истца. Между тем, согласно письма и.о. руководителя отдела архитектуры, градостроительства и использования земель МО «Яблоновское городское поселение» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, расположен в территориальной зоне ЖЗ.101. «Зоны индивидуальной жилой застройки».

Просил признать действия административного ответчика незаконными, обязать административного ответчика выдать разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома.

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивала на удовлетворении административного иска.

Представитель административного ответчика ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, в обоснование указав, что земельный участок истца попадает в зону подтопления паводковыми водами реки Кубань, строительство (реконструкция) жилых домов и иных объектов капитального строительства в зонах, подверженных паводкам, без согласования с органами МЧС проектной документации, предусматривающей защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера запрещены.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее-КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязан:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ч.1 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ст. 37 Правил землепользования и застройки МО «Яблоновское городское поселение», утвержденных Решением Совета народных депутатов МО «Яблоновское городское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ землепользование и застройка в зонах с особыми условиями использования территории поселения осуществляются:

1) с соблюдением запрещений и ограничений, установленных федеральным и региональным законодательством, нормами и правилами для зон с особыми условиями использования территорий;

2) с соблюдением требований градостроительных регламентов, утверждаемых в отношении видов деятельности, не являющихся запрещенными или ограниченными, применительно к конкретным зонам с особыми условиями использования территорий;

3) с учетом историко-культурных, этнических, социальных, природно-климатических, экономических и иных региональных и местных традиций, условий и приоритетов развития территорий в границах зон с особыми условиями использования территорий.

Зона подтопления выделена для обеспечения правовых условий строительства и реконструкции объектов капитального строительства, расположенных в разных функциональных зонах.

Запрещено строительство (реконструкция) жилых домов и иных объектов капитального строительства в зонах подверженных паводкам без согласованной с органами ЧС проектной документации, предусматривающей защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, характерной для данной зоны. Основные, вспомогательные и условно – разрешенные виды использования, определяются по карте градостроительного зонирования, но с учетом ограничений и рекомендаций, указанных в документации по защите от ЧС природного и техногенного характера и согласованной с органами ЧС.

Судом установлено и не оспорено сторонами, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 01:05:1200001:1202, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 570 кв.м. Указанный земельный участок относится к землям населённых пунктов, и имеет вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства».

Для осуществления реконструкции объекта незавершенного строительства на находящемся у него в собственности земельном участке в соответствии с видом разрешенного использования ФИО1 в соответствии со ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ обратился в администрацию МО «Яблоновское городское поселение» с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по указанному выше адрес.

Однако письмом за подписью заместителя главы администрации МО «Яблоновское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № в выдаче разрешения на реконструкцию заявителю было отказано, поскольку принадлежащий ему земельный участок находится в зоне подтопления паводковыми водами реки Кубань, в связи с чем согласно ст.37 Главы 7 правил землепользования и застройки МО «Яблоновское городское поселение», утвержденных решением Совета народных депутатов МО «Яблоновское городское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ строительство в указанных зонах требует согласования с органами ЧС проектной документации, предусматривающей защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Однако, Правилами определения границ зон затопления и подтопления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления.

В рассматриваемом деле зона подтопления определена Правилами землепользования и застройки, утвержденными выборным органом местного самоуправления, то есть неправомочным органом. В связи с чем, ссылки административного ответчика на включение земельного участка заявителя в зону подтопления являются необоснованными.

Более того, п. 5 указанных Правил предусмотрено, что зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. Однако, доказательств отражения в государственном кадастре недвижимости таких границ в месте расположения участка заявителя административным ответчиком суду не представлено.

Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

Согласно характеристике земельного участка, собственником которого является заявитель, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Изменения в данные ГКН относительно вида разрешенного использования указанного земельного участка не вносились. Таким образом, обращаясь с просьбой о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, заявитель не нарушает установленный вид использования участка.

Частями 1 и 3 ст.209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст.129 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Вышеуказанные положения ст. 56 Земельного кодекса РФ совместно с положениями статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению.

В отношении принадлежащего заявителю земельного участка какие-либо ограничения отсутствуют, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на строительство застройщик направляет заявление в уполномоченный орган и прикладывает документы в соответствии с перечнем. Требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, не допускается (часть 10 статьи 51). В случае отсутствия этих документов, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы, отказывают в выдаче разрешения на строительство. Иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство градостроительный кодекс не предусматривает.

Поскольку у заинтересованного лица в силу закона при отсутствии оснований для отказа, перечисленных в частях 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеется обязанность в выдаче разрешения на строительство, в рассматриваемой по делу ситуации с учетом фактических обстоятельств по делу, такая обязанность может быть установлена судом.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 180,290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к администрации МО «Яблоновское городское поселение» об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации МО «Яблоновское городское поселение», выразившееся в отказе в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию МО «Яблоновское городское поселение» выдать разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.


РЎСѓРґСЊСЏ                      Рњ.РЎ. Горюнова

2а-2116/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Чесебиев Р.З.
Ответчики
Администрация МО "Яблоновское городское поселение"
Суд
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
Судья
Горюнова Мария Сергеевна
Дело на странице суда
tahtamukaysky.adg.sudrf.ru
03.09.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.09.2018[Адм.] Передача материалов судье
04.09.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.09.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
20.09.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.10.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
18.10.2018[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее