Дело №а-2116/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
18 октября 2018 года Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе
Председательствующего судьи Горюновой М.С.,
РїСЂРё секретаре Р¤РРћ2,
СЃ участием представителя административного истца Р¤РРћ1 РїРѕ доверенности Р¤РРћ3,
СЃ участием представителя административного ответчика администрации РњРћ «Яблоновское РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение» РїРѕ доверенности Р¤РРћ4,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Р¤РРћ1 Рє администрации РњРћ «Яблоновское РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение» РѕР± оспаривании действий (бездействия),
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Р¤РРћ1 обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє администрации РњРћ «Яблоновское РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение» РѕР± оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления. Р’ обоснование РёСЃРєР° указал, что РѕРЅ является собственником земельного участка, площадью 570 РєРІ.Рј., СЃ кадастровым номером 01:05:1200001:2021, относящегося Рє категории земель «земли населенных пунктов» для индивидуального жилищного строительства, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи земельного участка в„–. РќР° указанном земельном участке находится объект незавершенного строительства, общей площадью 38,1 РєРІ.Рј., готовностью 18%, собственником которого РѕРЅ также является.
ДД.РњРњ.ГГГГ заявитель обратился Рє главе администрации РњРћ «Яблоновское РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение» РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ выдачи ему разрешения РЅР° реконструкцию индивидуального жилого РґРѕРјР°, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>. Однако РІ выдаче разрешения РЅР° реконструкцию индивидуального жилого РґРѕРјР° Р¤РРћ1 было отказано РїРѕ тем основаниям, что согласно правил землепользования Рё застройки РњРћ «Яблоновское РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение», земельный участок попадает РІ Р·РѕРЅСѓ подтопления паводковыми водами <адрес>, Р° согласно СЃС‚. 37 правил землепользования Рё застройки РњРћ «Яблоновское РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение» запрещено строительство (реконструкция) жилых РґРѕРјРѕРІ Рё иных объектов капитального строительства РІ зонах, подверженных паводкам без согласованной СЃ органами Р§РЎ проектной документации, предусматривающей защиту РѕС‚ Р§РЎ РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера, характерной для данной Р·РѕРЅС‹. РџСЂРё этом РЅРµ было указано, РІ какой территориальной Р·РѕРЅРµ находится земельный участок истца. Между тем, согласно РїРёСЃСЊРјР° Рё.Рѕ. руководителя отдела архитектуры, градостроительства Рё использования земель РњРћ «Яблоновское РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение» Р¤РРћ5 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ земельный участок, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, расположен РІ территориальной Р·РѕРЅРµ Р–Р—.101. «Зоны индивидуальной жилой застройки».
Просил признать действия административного ответчика незаконными, обязать административного ответчика выдать разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома.
Представитель административного истца Р¤РРћ3 РІ судебном заседании заявленные требования поддержала РїРѕ основаниям, изложенным РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, настаивала РЅР° удовлетворении административного РёСЃРєР°.
Представитель административного ответчика Р¤РРћ4 РІ судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, РІ обоснование указав, что земельный участок истца попадает РІ Р·РѕРЅСѓ подтопления паводковыми водами реки Кубань, строительство (реконструкция) жилых РґРѕРјРѕРІ Рё иных объектов капитального строительства РІ зонах, подверженных паводкам, без согласования СЃ органами РњР§РЎ проектной документации, предусматривающей защиту РѕС‚ чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера запрещены.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее-КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязан:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ч.1 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ст. 37 Правил землепользования и застройки МО «Яблоновское городское поселение», утвержденных Решением Совета народных депутатов МО «Яблоновское городское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ землепользование и застройка в зонах с особыми условиями использования территории поселения осуществляются:
1) с соблюдением запрещений и ограничений, установленных федеральным и региональным законодательством, нормами и правилами для зон с особыми условиями использования территорий;
2) с соблюдением требований градостроительных регламентов, утверждаемых в отношении видов деятельности, не являющихся запрещенными или ограниченными, применительно к конкретным зонам с особыми условиями использования территорий;
3) с учетом историко-культурных, этнических, социальных, природно-климатических, экономических и иных региональных и местных традиций, условий и приоритетов развития территорий в границах зон с особыми условиями использования территорий.
Зона подтопления выделена для обеспечения правовых условий строительства и реконструкции объектов капитального строительства, расположенных в разных функциональных зонах.
Запрещено строительство (реконструкция) жилых домов и иных объектов капитального строительства в зонах подверженных паводкам без согласованной с органами ЧС проектной документации, предусматривающей защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, характерной для данной зоны. Основные, вспомогательные и условно – разрешенные виды использования, определяются по карте градостроительного зонирования, но с учетом ограничений и рекомендаций, указанных в документации по защите от ЧС природного и техногенного характера и согласованной с органами ЧС.
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё РЅРµ оспорено сторонами, что Р¤РРћ1 является собственником земельного участка СЃ кадастровым номером 01:05:1200001:1202, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, площадью 570 РєРІ.Рј. Указанный земельный участок относится Рє землям населённых пунктов, Рё имеет РІРёРґ разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства».
Для осуществления реконструкции объекта незавершенного строительства РЅР° находящемся Сѓ него РІ собственности земельном участке РІ соответствии СЃ РІРёРґРѕРј разрешенного использования Р¤РРћ1 РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 51 Градостроительного Кодекса Р Р¤ обратился РІ администрацию РњРћ «Яблоновское РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение» СЃ заявлением Рѕ выдаче разрешения РЅР° реконструкцию индивидуального жилого РґРѕРјР°, расположенного РїРѕ указанному выше адрес.
Однако письмом за подписью заместителя главы администрации МО «Яблоновское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № в выдаче разрешения на реконструкцию заявителю было отказано, поскольку принадлежащий ему земельный участок находится в зоне подтопления паводковыми водами реки Кубань, в связи с чем согласно ст.37 Главы 7 правил землепользования и застройки МО «Яблоновское городское поселение», утвержденных решением Совета народных депутатов МО «Яблоновское городское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ строительство в указанных зонах требует согласования с органами ЧС проектной документации, предусматривающей защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Однако, Правилами определения границ зон затопления и подтопления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления.
В рассматриваемом деле зона подтопления определена Правилами землепользования и застройки, утвержденными выборным органом местного самоуправления, то есть неправомочным органом. В связи с чем, ссылки административного ответчика на включение земельного участка заявителя в зону подтопления являются необоснованными.
Более того, п. 5 указанных Правил предусмотрено, что зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. Однако, доказательств отражения в государственном кадастре недвижимости таких границ в месте расположения участка заявителя административным ответчиком суду не представлено.
Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Согласно характеристике земельного участка, собственником которого является заявитель, РІРёРґ разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Рзменения РІ данные ГКН относительно РІРёРґР° разрешенного использования указанного земельного участка РЅРµ вносились. Таким образом, обращаясь СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ Рѕ выдаче разрешения РЅР° реконструкцию индивидуального жилого РґРѕРјР°, заявитель РЅРµ нарушает установленный РІРёРґ использования участка.
Частями 1 и 3 ст.209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст.129 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
Вышеуказанные положения ст. 56 Земельного кодекса РФ совместно с положениями статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению.
В отношении принадлежащего заявителю земельного участка какие-либо ограничения отсутствуют, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Р’ соответствии СЃ частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Р Р¤ для получения разрешения РЅР° строительство застройщик направляет заявление РІ уполномоченный орган Рё прикладывает документы РІ соответствии СЃ перечнем. Требовать иные документы для получения разрешения РЅР° строительство, Р·Р° исключением указанных РІ части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, РЅРµ допускается (часть 10 статьи 51). Р’ случае отсутствия этих документов, уполномоченные РЅР° выдачу разрешений РЅР° строительство органы, отказывают РІ выдаче разрешения РЅР° строительство. Рных оснований для отказа РІ выдаче разрешения РЅР° строительство градостроительный кодекс РЅРµ предусматривает.
Поскольку у заинтересованного лица в силу закона при отсутствии оснований для отказа, перечисленных в частях 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеется обязанность в выдаче разрешения на строительство, в рассматриваемой по делу ситуации с учетом фактических обстоятельств по делу, такая обязанность может быть установлена судом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 180,290 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административный РёСЃРє Р¤РРћ1 Рє администрации РњРћ «Яблоновское РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение» РѕР± оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации МО «Яблоновское городское поселение», выразившееся в отказе в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию МО «Яблоновское городское поселение» выдать разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.С. Горюнова