Дело № 2-3338/2023
УИД 44RS0001-01-2023-002966-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2023 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
Председательствующего судьи Комиссаровой Е.А.,
При секретаре П.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.В., Г.И., Г.А., Н.А. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры» (ФГАУ «Росжилкмоплекс») о прекращении права собственности, возложении обязанности принять объект недвижимости в государственную собственность, заключения договора социального найма и погашении записи в ЕГРН,
Установил:
Г.В., Г.И., Г.А., Г.А. обратились в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что в связи с прохождением военной службы в ВС РФ Г.В. и членам его семьи супруге Г.И., сыну Г.А., дочери Н.А. (до смены фамилии Г.В.) А.В. <дата> ( в период прохождения службы в г. Костроме в/ч №) Главным Управлением Военного бюджета и финансирования МО РФ был выдан жилищный сертификат для приобретения жилого помещения по месту прохождения военной службы. К увольнению с ВС РФ не планировался, не увольнялся, продолжал военную службу на командных должностях ВС РФ. <дата> предоставленный ГЖС был реализован для покупки жилого помещения – квартиры общей площадью ... кв.м., расположенной по месту прохождения и дислокации воинской части, по адресу 1. Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за истцами в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРН. Квартира общей площадью ... кв.м., расположенная по адресу 1 является единственным жильем для истцов. Выслуга в Вооруженных Силах РФ полковника Г.В. более 37 лет в календарном исчислении, является ветераном боевых действий, он подлежит увольнению из ВС РФ в 2023 году по достижению предельного возраста пребывания на военной службе на основании п.п «а» пункта 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В целях реализации права на жилищное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Г.В. и члены его семьи обратились к ответчику с заявлением о передаче в государственную собственность в лице уполномоченного органа Минобороны России занимаемого ими жилого помещения, находящегося по адресу 1.
Однако, согласно ответу начальника отделения территориального отдела «Костромской» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от <дата> исх.№ истцам было отказано в принятии у них указанного жилого помещения, ввиду отсутствия таковых полномочий. Истцы полагают, что данный отказ в принятии жилого помещения нарушает их права и законные интересы, закрепленные в Конституции РФ и федеральных законах. Указывают, что Г.В. относится к категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до <дата> и при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе подлежит обеспечению субсидией для приобретения или строительства жилого помещения по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
Ссылаясь на Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, Федеральный закон «О статусе военнослужащих», Федеральный закон «О введении в действие ЖК РФ», Жилищный кодекс РФ, Закон РФ «О приватизации жилищного фонда РФ, истцы указывают, что непринятие полученного от Министерства обороны жилья (денежные средства для его приобретения – ГЖС, субсидии…) по месту службы лишает права военнослужащего воспользоваться установленного законодательного права получения при увольнении по предельному возрасту по избранному месту жительства.
В связи с этим истцы просят обязать Министерство обороны РФ принять жилое помещение, расположенное по адресу 1 общей площадью 72,17 кв.м. в государственную собственность.
Прекратить право общей долевой собственности с Г.В., Г.И., Г.А., Н.А. на жилое помещение, расположенное по адресу 1 общей площадью ... кв.м.
Возложить на ФГАУ «Росжилкомплекс» обязанность заключить с Г.В., Г.И., Г.А., Н.А. договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу 1 общей площадью ... кв.м.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области обязанность исключить из ЕГРН запись о регистрации права истцов на указанную квартиру.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФГКУ «Центральное ТУИО», Управление Росреестра Костромской области.
Истец Г.В. в судебном заседании, действующий в своих интересах, в том числе в качестве представителей истцов Г.И., Г.А., Н.А., исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Истцы Г.И., Г.А., Н.А. явку в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом, просили рассматривать в их отсутствие, их интересы по доверенности представляет Г.В.
Ответчик Министерство обороны РФ явку представителя не обеспечил, извещены надлежащим образом.
Ответчик ФГАУ «Росжилкомплекс» явку представителя не обеспечил, извещены надлежащим образом, просили рассматривать в их отсутствие, ранее в судебном заседании представитель Ф.А. иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отказе Г.В. от <дата>.
Третьи лица явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав истца Г.В., суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела Г.В. с <дата> проходит военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе с <дата> состоит на военной службе по контракту в Рязанском гвардейском высшем воздушно-десантном командном училище.
В связи с прохождением военной службы в ВС РФ Г.В. и членам его семьи супруге Г.И., сыну Г.А., дочери Н.А. (до смены фамилии Г.В.) А.В. <дата> ( в период прохождения службы в г. Костроме в/ч №) Главным Управлением Военного бюджета и финансирования МО РФ был выдан жилищный сертификат для приобретения жилого помещения по месту прохождения военной службы.
<дата> предоставленный ГЖС был реализован для покупки жилого помещения – квартиры общей площадью ... кв.м., расположенной по месту прохождения и дислокации воинской части, по адресу 1. Право общей долевой собственности на указанную квартиру зарегистрировано за истцами на основании договора купли-продажи квартиры от <дата>, заключенного между ООО «Управление специализированных работ № 7» и истцами, в установленном законом порядке, что подтверждается сведениями ЕГРН.
<дата> Г.В., Г.И., Г.А. и Н.А. заключили между собой Соглашение о выделе доли в натуре в праве общей собственности на объект недвижимого имущества, согласно которого в квартире № дома № по ул. Свердлова, в г. Костроме Г.В. (собственник №) принадлежит комната № площадью ... кв.м., Г.И. (собственник №) принадлежит комната № площадью ... кв.м., Г.А. (собственник №) принадлежит комната № площадью ... кв.м., Н.А. (собственник №) принадлежит комната № площадью ... кв.м.
Оставшаяся после выделения доли в натуре собственность, места общего пользования (кухня, туалет, ванная комната, коридор, балкон) делятся по ... кв.м.) между собственниками и содержатся, обслуживаются, ремонтируются на равных.
При этом Стороны определили размер доли, принадлежащей каждому участнику долевой собственности на объект недвижимости, следующим образом: Собственнику № принадлежит доля 0,8/4 в размере 14.495 кв.м. (...), Собственнику № принадлежит доля 0,92/4 в размере 16,625 кв.м. (...), Собственнику № принадлежит доля 0,98/4 в размере 17,795 кв.м. (...), Собственнику № принадлежит доля 1,28/4 в размере 23,255 кв.м. (...)
Согласно выпискам из ЕГРН от <дата> Н.А. принадлежит комната № в кв. № дома № по адресу 1, Г.И. принадлежит комната № в кв. № дома № по адресу 1, Г.А. принадлежит комната № в кв. № дома № по адресу 1, Г.В. принадлежит комната № в кв. № дома № по адресу 1.
Как следует из документов истцов Н.А. с <дата> зарегистрирована по адресу 2 (со слов истца там и проживает фактически супругом); Г.А. зарегистрирован по адресу 3 (место дислокации в/ч №), Г.В. и Г.И. зарегистрированы по месту нахождения ... высшего воздушно-десантного командного училища по адресу 4 (со слов истца проживают в съемном жилье по адресу 4)
При обращении истца в ФГАУ «Росжилкомплекс» филиала «Западный» Территориальный отдел «Костромской» с заявлением о принятии Министерством обороны Российской Федерации в государственную собственность спорного жилого помещения ему было отказано, в связи с чем истцы обратились в суд.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Согласно пунктам 1 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 октября 2018 г. N 2515-О, давая оценку особому порядку обеспечения жильем военнослужащих, предусмотренному пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", указывает, в частности, что предназначение и юридическая природа жилищных гарантий как дополнительных мер социальной защиты военнослужащих предопределяют, что их предоставление должно осуществляться с учетом общеправового принципа справедливости, с тем чтобы не допустить необоснованного сверхнормативного обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем за счет бюджетных средств. При этом федеральный законодатель, действуя в рамках дискреционных полномочий, вправе предусмотреть особые условия, обеспечивающие выполнение указанных требований, которые отличаются от условий предоставления жилищных гарантий в общем порядке; к особым условиям обеспечения военнослужащих жилыми помещениями Федеральный закон "О статусе военнослужащих" относит, помимо прочего, требование об однократности предоставления жилищных гарантий.
Абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", который не содержит положений о передаче в публичную собственность помещений частного жилищного фонда, а предусматривает запрет на повторное обеспечение жильем военнослужащих за счет государства, ни сам по себе, ни во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 15 указанного Федерального закона и частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не может расцениваться как нарушающий конституционные права (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2021 г. N 2223-О).
При этом военнослужащий реализовавший право на обеспечение жильем за счет бюджетных средств в порядке статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при наличии в последующем оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий не влечет за собой обязанности уполномоченного органа военного управления принять его повторно на соответствующий учет, а он вправе претендовать на обеспечение жилым помещением в соответствии с общими правилами, установленными главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. N 684-О).
С учетом того, что Г.В. ранее реализовал право на обеспечение жильем по линии военного ведомства отсутствуют основания для передачи в собственность Российской Федерации жилого помещения с целью повторного рассмотрения вопроса о предоставления истцу иного жилого помещения.
Кроме того, суд считает необоснованной ссылку истцов на ст. 9.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", поскольку их право собственности на спорное жилое помещение возникло не в порядке приватизации, а по иному законному основанию, что исключает деприватизацию в порядке, предусмотренном ст. 9.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Согласно ст. 9.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Из указанной нормы права следует, что деприватизация жилого помещения возможна при соблюдении следующих условий: жилое помещение должно поступить в собственность гражданина именно в порядке приватизации, а не по иным основаниям приобретения права собственности (договор дарения, купли-продажи, в порядке наследования); жилое помещение должно быть единственным местом постоянного проживания гражданина; отсутствие обременений в отношении жилого помещения; право на деприватизацию можно реализовать однократно.
Вопрос о деприватизации рассматривается соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными лицами.
Как указано выше собственниками квартиры истцы стали на основании договора купли-продажи с коммерческой организацией, спорное жилое помещение никогда не находилось в собственности Российской Федерации, не передавалось на баланс Министерства обороны РФ.
Таким образом, истцами нарушено одно из условий деприватизации жилого помещения, а именно: жилое помещение должно поступить в собственность гражданина именно в порядке приватизации, а не по иным основаниям приобретения права собственности (договор дарения, купли-продажи, в порядке наследования). Кроме того, соглашение о разделе квартиры в натуре стало еще одним из оснований возникновения прав на объект недвижимости, который в настоящее время по сути является коммунальной квартирой.
Кроме того в материалы дела доказательств того, что спорное жилое помещение является единственным местом проживания истцов не представлено. В частности, суд учитывает, что иное место жительства на законных основаниях имеет Н.А.
Ссылка истцов на практику по другим аналогичным делам, не может являться преюдициальной, поскольку судебная практика не является источником права в Российской Федерации, каждое дело разрешается с учетом обстоятельств в индивидуальном порядке.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для возложения на Министерство обороны РФ обязанности по принятию квартиры № в доме № по адресу 1 в государственную собственность. Право собственности на объекты недвижимости, принадлежащие истцам может быть прекращено при переходе прав по предусмотренным законом основаниям. Отказ в указанных требованиях позволяет говорить об отсутствии оснований для заключения с истцами договора социального найма на квартиру по адресу 1. Решение суда о прекращении права собственности истцов могло явиться основанием для погашения записей в ЕГРН о регистрации прав истцов на объекты недвижимости, однако с учетом того, что в указанной части в иске отказано, оснований для погашения записей не имеется.
На основании вышеизложенного руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск Г.В., Г.И., Г.А., Н.А. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры» (ФГАУ «Росжилкмоплекс») о прекращении права собственности, возложении обязанности принять объект недвижимости в государственную собственность, заключения договора социального найма и погашении записи в ЕГРН оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья
Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>