Административное дело
№ 2а-2292/2021
УИД № 42RS0011-01-2021-004568-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Ленинск-Кузнецкий 23 декабря 2021 года
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Бондарь Е.М.,
при секретаре Дубровиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу, Межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Попову Д. А. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа обратилась в суд с административным иском к Межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Попову Д.А. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу, в качестве заинтересованного лица привлечен прокурор Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области-Кузбасса.
Требования мотивированы тем, что административный истец является стороной исполнительного производства от 06.10.2021 <номер>; 18.10.2021 административным ответчиком было вынесено постановление <номер> о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, согласно которому было постановлено взыскать с должника - администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа исполнительский сбор в размере 50 000,00 рублей. Административный истец полагает, что указанным постановлением от 18.10.2021 нарушаются его права и законные интересы по следующим основаниям.
Постановление <номер> о возбуждении исполнительного производства было вынесено судебным приставом-исполнителем 06.10.2021, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа получила постановление о возбуждении исполнительного производства 20.10.2021, пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда с учетом нерабочих дней истекал 27.10.2021, однако 27.10.2021 должником было направлено в Ленинск-Кузнецкий городской суд заявление об отсрочке исполнения решения суда. Таким образом, административный истец считает, что срок для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения не наступил и данное постановление вынесено необоснованно. Постановление <номер> от 18.10.2021 о взыскании исполнительского сбора было получено администрацией Ленинск-Кузнецкого муниципального округа 22.10.2021 вх. <номер>, в порядке подчиненности не было обжаловано. Административный истец просит суд отменить постановление судебного пристава-исполнителя <номер> от 18.10.2021 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.
Представитель административного истца администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Представители административных ответчиков УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Попов Д.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили возражения на административное исковое заявление, согласно которым просят отказать в удовлетворении административного иска.
Заинтересованное лицо прокурор Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области-Кузбасса в суд не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил.
Суд, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1, 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу частей 1, 2 статьи 112 указанного Федерального закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В соответствии с ч.3 ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ).
Судом установлено, что 06.10.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Поповым Д.А. на основании исполнительного листа серии ФС <номер> от 21.09.2021, выданного на основании решения Ленинск-Кузнецкого городского суда от 27.01.2021, которым на администрацию Ленинск-Кузнецкого муниципального округа возложена обязанность исполнить пункты предписания от 03.02.2020 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, было возбуждено исполнительное производство <номер>
Постановление о возбуждении исполнительного производства, которым администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда, получено последним 21.10.2021 (реестр почтовых отправлений, ШПИ <номер>).
27.10.2021 администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением Ленинск-Кузнецкого городского суда от 12.11.2021 в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано, определение суда вступило в законную силу 06.12.2021.
Судом также установлено, что 18.10.2021 СПИ Поповым Д.А. было вынесено постановление о взыскании с должника администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей, установлен срок для исполнения требований исполнительного документа – 30.11.2021.
При этом административным истцом не представлены доказательства принятия всех возможных мер для исполнения судебного акта и наличия обстоятельств непреодолимой силы.
Учитывая, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа в добровольном порядке должником исполнены не были, при этом доказательства наличия обстоятельств, препятствующих его исполнению, последним также не представлены, суд считает, что судебный пристав-исполнитель правомерно вынес постановление о взыскании с него исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей, что соответствует положениям статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Доводы представителя административного истца о наличии уважительной причины неисполнения исполнительного документа ввиду обращения в пятидневный срок в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, суд находит несостоятельными, поскольку приведенные доводы не свидетельствуют об отсутствии вины должника и наличии непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда.
Положения п.5 ч.7 ст.36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исключают из сроков совершения исполнительских действий время со дня обращения в суд с заявлением о предоставлении отсрочки решения суда, но не освобождают должника от исполнения исполнительного документа в связи с данным обращением, и не приостанавливают его исполнение, реализация права должника на отсрочку исполнения возможна только после ее предоставления судом.
При таких обстоятельствах требования административного истца администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа удовлетворению не подлежат.
Согласно ч.7 ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно ч.1 ст.401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (ч.2 ст.401 ГК РФ).
Из изложенного следует, что суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Доказательств, свидетельствующих о том, что после получения постановления о возбуждении исполнительного производства администрацией Ленинск-Кузнецкого муниципального округа при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, были приняты все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, суду не представлено. Обращение в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда таковым не является.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу, Межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Попову Д. А. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 14 января 2022 года.
Председательствующий: подпись Е.М. Бондарь
Подлинник документа находится в материалах административного дела № 2а-2292/2021 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинск-Кузнецкого Кемеровской области