Дело №2-2518/2024
УИД: 51RS0002-01-2024-003238-93
Решение в окончательной форме изготовлено 27 августа 2024 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2024 г. город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Пановой М.Г.,
при секретаре Малофеевой Ю.Н.,
с участием:
истца Золотовой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотовой В.Н. к войсковой части №***, войсковой части №***, Федеральному казенному учреждению «№*** финансово-экономическая служба» *** Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Золотова В.Н. обратилась в суд с иском к войсковой части №***, Федеральному казенному учреждению «№*** финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФКУ «№*** ФЭС» МО РФ) о взыскании задолженности по заработной плате.
В обоснование требований указано, что истец работает в войсковой части №*** ***. Начисление заработной платы гражданскому персоналу войсковой части №*** производит федеральное казенное учреждение «№*** финансово-экономическая служба». Истцу выплачивается премия, предусмотренная приказом Министра обороны Российской Федерации от *** №***, которая в счет выплаты минимальной заработной платы и не учитывается как стимулирующая выплата.
Полагая, что данная премия является стимулирующей выплатой, не может быть включена в заработную плату при расчете минимального размера оплаты труда, истец просит суд взыскать с войсковой части №***, через лицевые счета федерального казенного учреждения «№*** финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации, недополученную заработную плату за период с *** по *** в размере 84 037 рублей 66 копеек.
Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть №***
Истец Золотова В.Н. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила суд взыскать в свою пользу недополученную заработную плату за период с *** по *** в размере 81 508 рублей 28 копеек, согласно представленному ФКУ «№*** ФЭС» МО РФ расчету.
Представитель ответчика войсковой части №*** в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика войсковой части №*** в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск, в которых указал, что начисление заработной платы гражданскому персоналу войсковой части №*** производит ФКУ «№*** ФЭС» МО РФ, возражений по данному вопросу не имеет, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика ФКУ «№*** ФЭС» МО РФ Тинькова А.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что *** Золотова В.Н. принята на работу в войсковую часть №*** ***, ей установлен должностной оклад в размере 2 228 рублей 14 копеек.
Согласно дополнительному соглашению от *** к трудовому договору №*** от ***, заключенному между войсковой частью №*** и Золотовой В.Н., работник принимается на работу по должности ***, работнику установлен должностной оклад в размере 2 969 рублей ежемесячно.
Дополнительным соглашением от *** к трудовому договору №*** от *** работнику установлен должностной оклад в размере 3 097 рублей 50 копеек ежемесячно с ***
Дополнительным соглашением от *** к трудовому договору №*** от *** работнику установлен должностной оклад в размере 3 189 рублей 13 копеек ежемесячно с ***
Согласно выписке из приложения к приказу *** №***дсп от *** размер должностного оклада Золотовой В.Н. составлял 3 499 рублей 11 копеек.
В *** заработная плата Золотовой В.Н. начислялась с учетом районного коэффициента №*** и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80 %.
Начисление и выплату заработной платы гражданскому персоналу войсковой части №*** производит филиал ФКУ «№*** ФЭС» МО РФ.
Коллективным договором, заключенным между командиром и работником войсковой части №*** на *** (с учетом соглашения о продлении действия Коллективного договора на ***.) установлены сроки выплаты заработной платы: за первую половину месяца – 23 число текущего месяца, за второю половину месяца - 8 число следующего месяца (пункт 5.7).
Указанные обстоятельства никем не оспариваются, в связи с чем, суд считает их установленными.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. При этом в силу статей 315 – 317 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, а возникающие вследствие этого расходы относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Из системного толкования указанных норм трудового законодательства следует, что районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны начисляться (выплачиваться) к заработной плате, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 7 декабря 2017 г. № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш», согласно которой повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В соответствии с частью первой статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2022 г. № 22) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2023 г. установлен в размере 16 242 рубля.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на истца, относящегося к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется правовое регулирование, установленное нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
С 1 октября 2019 г. система оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545, утвердившим размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 приложения № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. №1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов» предусмотрено, что средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов и могут использоваться ими на цели, предусмотренные пунктом 7 Указа, которым руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
В соответствии с данным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 2 указанного Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3 Порядка).
Из приведенных норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010, не является гарантированной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, и осуществляется только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности личного состава, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах лимитов, доводимых на указанные цели Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Поскольку дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, в связи с чем дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы работника установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование, являясь формой оплаты труда, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате, осуществляемый сверх гарантированной системой оплаты труда месячной заработной платы работника.
Согласно представленной справке-расчету по заработной плате с расчетом МРОТ, ФКУ «№*** ФЭС» МО РФ в составе МРОТ учитываются: оклад за фактически отработанное время + выслуга лет + ежемесячная премия + ЕДВ, впоследствии на указанную сумму начисляется полярная надбавка и районный коэффициент + премия 1010.
Из указанного следует, что истцу работодателем выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». При этом выплаченное дополнительное материальное стимулирование учитывалось при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Из приведенных норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010, не является гарантированной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, и осуществляется только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности личного состава, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах лимитов, доводимых на указанные цели Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Поскольку дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования не учитываются при определении размера среднего заработка работника для оплаты отпусков и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средний заработок.
Из содержания расчетных листков истца следует, что на выплаченное дополнительное материальное стимулирование не начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Премия на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010 относится к категории выплат стимулирующего характера, направлена на усиление материальной заинтересованности, повышения ответственности и улучшения результатов труда работников. При таких обстоятельствах выплаченное истцу дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Иной подход приведет, в частности, к тому, что средний заработок истца, определенный по правилам статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации, будет меньше минимального размера оплаты труда, что недопустимо, а заработная плата истца как вознаграждение за труд в значительной части окажется подмененной выплатами, имеющими иную правовую природу.
Ссылка стороны ответчика на правовую позицию, изложенную в письмах Минобороны России, Минтруда России и Департамента социальных гарантий, не может быть принята во внимание, поскольку данные письма не носят нормативного характера.
С доводом ответчика о том, что выплаты, предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г.№ 1010, являются одним из элементов вознаграждения за труд гражданского персонала воинских частей, суд согласиться не может, поскольку дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010, не является гарантированной выплатой, предусмотренной системой оплаты груда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется только за счет экономии бюджетных средств и не относился к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда.
В связи с этим, суммы выплаченного дополнительного материальною стимулирования не должны учитываться при определении размера среднею заработка работника для оплаты отпусков и иных периодов, в течение которых за работ пиком сохраняется средний заработок.
Принимая во внимание, что на суммы выплаченного дополнительною материального стимулирования не производится начисление районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, суд исходит из того, что дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при опенке соответствия размера заработной платы работника установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплат груда.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании невыплаченной заработной платы в размере разницы между фактически начисленной заработной платой (без учета выплаченного дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010) и установленным минимальным размером оплаты труда являются обоснованными.
Согласно представленному ФКУ «№*** ФЭС» МО РФ расчету, размер указанной разницы за период с *** по *** составит 81 508 рублей 28 копеек (сумма указана с учетом удержаний НДФЛ).
Данный расчет судом проверен, является арифметически правильным, не оспорен и принят истцом.
Учитывая, что войсковая часть №*** состоит на финансовом довольствии в ФКУ «№*** финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации, где имеется соответствующий лицевой счет, через который обеспечивается довольствие, суд полагает необходимым произвести взыскание денежных средств с войсковой части №*** через лицевые счета, открытые в ФКУ «№*** ФЭС» МО РФ.
В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения уточненных заявленных требований в полном объеме и взыскивает с войсковой части №*** (№***) через лицевые счета ФКУ «№*** ФЭС» МО РФ в пользу Золотовой В.Н. невыплаченную заработную плату за период с *** по *** в размере 81 508 рублей 28 копеек (сумма указана с учетом удержаний НДФЛ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №***, ░░░░░░░░░ ░░░░░ №***, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «№*** ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №*** ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «№*** ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░ №***) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ *** ░░ *** ░ ░░░░░░░ 81 508 ░░░░░░ 28 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ *** ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ *** ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░*** ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░