Дело № 2-1125/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Гильмановой Т.А.
при секретаре Ибрагимовой Н.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мариинске 14 июля 2016 года гражданское дело по иску Пономарева Ю.Е. к администрации Мариинского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Пономарев Ю.Е. обратился в Мариинский городской суд с иском к администрации Мариинского муниципального района, в котором просит обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Пономареву Ю.Е. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее <...> на территории <...>. Взыскать с администрации Мариинского муниципального района в пользу Пономарева Ю.Е. судебные расходы в размере <...>
Исковые требования мотивированы следующим. <...> В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец относится к категории <...>. Собственного жилого помещения у <...> не имелось, а потому на период нахождения его <...> за ним жилое помещение не закреплялось. В связи с отсутствием у истца закрепленного жилого помещения, <...> он был принят на учет <...> Согласно справке жилищного отдела администрации Мариинского муниципального района от <...> <...> по состоянию на <...> его регистрационный номер в списках <...> - номер его очереди <...> <...> Собственного жилого помещения не имеет, вынужден проживать в съемной квартире, в настоящее время истец временно проживает по адресу: <...> <...> Пономарев Ю.Е. обратился в администрацию Мариинского муниципального района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения вне очереди. Однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, на его письменное обращение администрация Мариинского муниципального района сообщила, что жилое помещение будет истцу предоставлено в порядке очередности, где, как им уже было указано выше, номер его очереди - <...> С указанной позицией администрации Мариинского муниципального района согласиться нельзя, поскольку она не основана на законе. В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Согласно п. 3 ст. 8 указанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Из приведенных; норм прав и других положений названного Закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку. Законодательством субъекта РФ, - Кемеровской области, - также не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории, следовательно, доводы администрации Мариинского муниципального района о том, что жилое помещение будет истцу предоставлено в порядке очередности по списку, являются несостоятельными. Пунктом 1 ст. 7 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 N 134-03 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 статьи 8 Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются. Согласно п. 3 ст. 5 приведенного закона по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке. В соответствии с ч 2 ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Согласно п. 4 ст. 5 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 N 134-О3, предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилого фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области" либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. В соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 17.12.2015 года № 5/3 установлена норма предоставления площади жилого помещения, которая на одиноко проживающего гражданина составляет 18,0 кв. м. При таких обстоятельствах, и учитывая, что местом выявления и постановки на учет истца Пономарева Ю.Е. является <...>, то полагает, что жилое помещение должно быть предоставлено Пономареву Ю.Е. по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее <...> на территории муниципального образования <...>. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. В связи с обращением в суд истец Пономарев Ю.Е. понес судебные расходы: оплатил государственную пошлину в размере <...>, оплатил услуги адвоката за составление искового заявления в размере <...>., а всего судебные расходы составили <...> Необходимость обращения за помощью к адвокату вызвана тем, что истец не обладает знаниями в области права. Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Полагает, что на основании ст. 98 ГПК РФ данные судебные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
В судебном заседании истец Пономарев Ю.Е. поддержал исковые требования в полном объеме, просил обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Пономареву Ю.Е. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее <...> на территории <...> Взыскать с администрации Мариинского муниципального района в пользу истца судебные расходы в размере <...>.
Представитель ответчика - администрации Мариинского муниципального района Домбради А.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Во-первых, в своём исковом заявлении Пономарев Ю.Е. не указал норму закона, на основании которой администрация Мариинского муниципального района обязана предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вне очереди. Согласно части 1 статьи 5 Закона Кемеровской области от 27.12.2013 года №134-О3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гражданам, указанным в статье 1 Закона Кемеровской области № 134-О3 и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. Пономарев Ю.Е., <...>, с <...> включен в список <...> которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, номер очереди- <...> В казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений, приобретенных (построенных) за счёт средств субвенций на предоставление жилых помещений детям <...> по договорам найма специализированных жилых помещений, не имеется, что подтверждается информацией комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от <...>. Администрация Мариинского муниципального района полагает, что предоставление Пономареву Ю.Е. жилого помещения по решению суда нарушит права и законные интересы <...>, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и включенных в такой список ранее истца. Таким образом, Пономарев Ю.Е. имеет право на предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Законом Кемеровской области № 134-О3 согласно вышеуказанному номеру в списке. Во-вторых, реализация жилищных прав граждан регулируется конституционными нормами, которые согласуются с нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в тесной взаимосвязи неразрывно связаны и зависят от предоставления субвенций органам местного самоуправления от органов государственной власти. В соответствии с пунктом 5 статьи 19 ФЗ № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 9 статьи 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 № 124-О3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями: обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области № 134-О3. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 ФЗ № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям па эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Согласно пункту 1 статьи 12 Закона Кемеровской области № 124-О3 органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами. В Межрайонном отделе судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области на принудительном исполнении находятся <...> судебных постановления, вынесенных Мариинским городским судом, по категории <...> по предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, должником по которым является администрация Мариинского муниципального района. Согласно информации финансового управления по Мариинскому району от <...>, размер субвенций, запланированных в бюджете Кемеровской области для распределения бюджету Мариинского муниципального района на предоставление жилых помещений <...>, по договорам найма специализированных жилых помещений на <...> составляет <...>. По состоянию на <...> в бюджет Мариинского муниципального района поступили <...>. Таким образом, без наличия средств вышеуказанной субвенции администрация Мариинского муниципального района не может реализовать жилищные права Пономарева Ю.Е. Тем самым, считает, что исковые требования Пономарева Ю.Е. являются не обоснованными и не соответствующими нормам действующего законодательства. В-третьих: требование Пономарева Ю.Е. о взыскании судебных расходов в сумме <...> администрация Мариинского муниципального района считает не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Расходы по оплате юридической помощи должны определяться из объёма дела и проделанной по ней работы, в частности, наличие обстоятельств, усложняющих рассмотрение дела. Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований. Исковое заявление Пономарева Ю.Е. к администрации Мариинского муниципального района о предоставлении жилого помещения было составлено адвокатом. Фактическое содержание возражений на апелляционную жалобу, по сути повторяли ранее воспроизведенную позицию истца. Учитывая категорию спора, наличие судебной практики рассмотрения дел по предоставлению жилых помещений по категории <...> и факт несложности дела, истцу не требовалось определенных знаний в области права при составлении возражений на апелляционную жалобу ответчика. Таким образом, администрация Мариинского муниципального района считает, что требования истца о взыскании с администрации Мариинского муниципального района судебных расходов в сумме <...> являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Просит в удовлетворении исковых требований Пономарева Ю.Е. об обязании администрации Мариинского муниципального района предоставить ему благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее <...> на территории муниципального образования <...>, и взыскании с администрации Мариинского муниципального района судебных расходов в размере <...> отказать.
Рассмотрев гражданское дело, заслушав истца Пономарева Ю.Е., представителя ответчика – Домбради А.Н., исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В соответствии с ч.1 ст.155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ст.98.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ (в редакции от 25.12.2012 г.), действующей с 01.01.2013 г., жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ (в редакции от 25.12.2012 г.), действующей с 01.01.2013 г., предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п.1,3 и п.9 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз.1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании п.6 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта РФ и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления.
В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу 01.012.2013 года, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159_ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащие им права на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 1 п.п. 1,2,3,9 ст.3 п.1 ст.7 и п.1 ст.5 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 г. № 134-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящим Законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее также в соответствующих положениях настоящего Закона - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей).
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), представляет собой совокупность сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
Список формируется органом исполнительной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющим управление в сфере образования, с разбивкой по каждому муниципальному образованию (городскому округу, муниципальному району).
В случае наделения Законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот список формируется соответствующим органом местного самоуправления городского округа или муниципального района. При этом в целях осуществления контроля за исполнением указанного государственного полномочия орган исполнительной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющий управление в сфере образования, ведет единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с разбивкой по каждому муниципальному образованию (городскому округу, муниципальному району).
В соответствии с Федеральным законом в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет.
Включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты рождения детей-сирот.
При совпадении даты рождения включение в список производится по дате подачи заявления.
На основании ст.7 данного Закона, вступающей в силу с 01.01.2014 г., норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 статьи 8 Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.
В силу ст.5 указанного Закона гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган делает запрос документов, указанных в пункте 5 статьи 3 настоящего Закона, для исключения обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на предоставление жилого помещения.
Согласно п.1 - 4 ст. 11 данного Закона настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года.
Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в срок до 1 мая 2013 года в список в порядке очередности в соответствии с пунктами 3 и 9 статьи 3 настоящего Закона со снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») и настоящим Законом.
Судом установлено, что <...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
При таких обстоятельствах, суд считает, что Пономарев Ю.Е. имеет право на предоставление ему по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, предусмотренным Законом Кемеровской области от 27.12.2012 года № 134-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена законом на органы местного самоуправления.
Пунктом 3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В указанном пункте, как и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку. Законодательством субъекта РФ, Кемеровской области также не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории.
При этом, согласно указанной норме целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет <...>, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении <...>, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими <...> возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Поскольку Пономарев Ю.Е. относится к числу <...> не обеспечен жильем, внесен в список <...> суд считает, что он должен быть обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения без какой бы то ни было очередности, поскольку из анализа приведенных норм права следует, что законодатель связывает обязанность предоставления <...> жилого помещения, при соблюдении иных условий установленных в п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», именно с достижением <...>, в то время как указание на предоставление <...> жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в порядке очередности по списку в законе отсутствует.
Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Пунктом 1 ст.7 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 статьи Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.
В соответствии с ч.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 17.12.2015 года № 5/3 установлена норма предоставления площади жилого помещения, которая на одиноко проживающего гражданина составляет 18,0 кв. м.
Таким образом, исходя из вышеназванных положений закона, Пономареву Ю.Е. на основании ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее <...> на территории <...>, то есть по месту первичного выявления последнего.
Доводы представителя ответчика о том, что истец не указал норму закона, на основании которой администрация Мариинского муниципального района обязана предоставить Пономареву Ю.Е. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированный жилых помещений, суд находит несостоятельными, поскольку согласно ч.3 ст.131 ГПК РФ ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов, должна содержаться только в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Доводы представителя ответчика относительно нарушения прав <...> не являются основаниями, освобождающими ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Пономареву Ю.Е., и не служит основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Отсутствие жилья в муниципальном жилищном фонде само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Пономареву Ю.Е., как и наличие или отсутствие средств, предусмотренных законодательством для осуществления государственного полномочия.
Доводы представителя ответчика в части того, что имеет место недостаточное финансирование предоставления жилья и в Межрайонном отделе судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области на принудительном исполнении находится <...> судебных постановления, вынесенных Мариинским городским судом, по категории <...> должником по которым является администрация Мариинского муниципального района, размер субвенций, запланированных в бюджете Кемеровской области для распределения бюджету Мариинского муниципального района на предоставление жилых помещений <...>, по договорам найма специализированных жилых помещений на <...> составляет <...>, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
С учетом отсутствия у истца Пономарева Ю.Е. необходимых юридических познаний, нарушения его права отказом в предоставлении жилья и необходимости в восстановлении этого права, суд признает необходимыми расходы по составлению искового заявления в размере <...>. Доводы ответчика о том, что истцу не требовалось определенных знаний в области права по данной категории спора, суд находит не основанными на требовании законодательства. Обратное нарушало бы права истца, в том числе, предусмотренные ч.2 ст.45, ч.1 ст.48 Конституции РФ, о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право выбора способа зашиты нарушенного права лежит на истце. Размер вознаграждения адвокату Н. за составление искового заявления составляет <...>, что подтверждается квитанцией <...> от <...>. Таким образом, указанная сумма подлежит взысканию в пользу Пономарева Ю.Е., указанного в квитанции плательщиком, с ответчика.
Согласно чеку-ордеру от <...> истец оплатил государственную пошлину в размере <...>. Указанная госпошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пономарева Ю.Е. удовлетворить.
Обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Пономареву Ю.Е. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее <...> на территории <...>
Взыскать с администрации Мариинского муниципального района в пользу Пономарева Ю.Е. судебные расходы в сумме <...>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья – Т.А. Гильманова
Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2016 года
Судья – Т.А. Гильманова
Решение вступило в законную силу 27 сентября 2016 года
Судья- Т.А. Гильманова
Секретарь- Н.В. Ющенко
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 сентября 2016 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 июля 2016 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя ответчика администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области - без удовлетворения.
СОГЛАСОВАНО: Судья___________________________Т.А. Гильманова