Решение по делу № 33-10311/2023 от 15.11.2023

УИД 11RS0001-01-2023-004305-63

г. Сыктывкар Дело № 2-5824/2023

(№ 33-10311/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,

судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,

при секретаре Калинкович И.С.,

рассмотрела в судебном заседании 23 ноября 2023 года дело по апелляционной жалобе Местной религиозной организации «Церковь Христа спасителя евангельских христиан – баптистов г. Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 сентября 2023 года, по которому

на Местную религиозную организацию «Церковь Христа спасителя евангельских христиан – баптистов г. Сыктывкар» возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу установить систему пожарной сигнализации с дублированием сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ и приказа МЧС России от 20 июля 2020 года № 539 (СП 486.1311500.2020) в здании, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>.

Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., представителя Местной религиозной организации «Церковь Христа спасителя евангельских христиан – баптистов г. Сыктывкар» - Тарасевича А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Княжпогостского района Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Местной религиозной организации «Церковь Христа спасителя евангельских христиан – баптистов г. Сыктывкар» (далее по тексту – Церковь) о возложении обязанности в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести здание, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, в соответствие с требованиями о пожарной безопасности, а именно: установить систему пожарной сигнализации с дублированием сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЭ и приказа МЧС России от 20 июля 2020 года № 539 (СП 486.1311500.2020); оборудовать первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479.

Суд привлёк участию в деле Главное управление МЧС России по Республике Коми, прекратил производство по делу в части требований о возложении на ответчика обязанности оборудовать здание первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в связи с отказом прокурора от иска и постановил приведенное решение, оспоренное ответчиком.

В апелляционной жалобе заявитель полагает, что при разрешении спора суд неверно установил обстоятельства дела и применил закон, не подлежащий применению, а также определил неразумный срок для исполнения решения.

В суде апелляционной инстанции представитель Церкви доводы жалобы поддержал.

Прокурор с жалобой ответчика не согласился.

Главное управление МЧС России по Республике Коми своего представителя для участия в судебном заседании не направило, представив письменные возражения на жалобу Церкви.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об изменении постановленного по делу судебного акта, учитывая следующее.

Как следует из материалов дела, Местная религиозная организация «Церковь Христа спасителя евангельских христиан – баптистов г. Сыктывкар» является некоммерческой организацией, обладающей статусом юридического лица (пункт 1.12 Устава), осуществляющей, среди прочего, деятельность по созданию, поддержке и организации работы домов милосердия и центров социальной благотворительной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (подпункт «г» пункта 2.3 Устава).

Начиная с <Дата обезличена>, Церкви принадлежит на праве собственности кирпичное двухэтажное жилое здание, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, ....

Данное здание является отдельно стоящим объектом и состоит из нескольких комнат с оборудованными в них спальными местами, местами для приема и приготовления пищи и санузлом. Как установил суд, оно используется ответчиком для временного размещения лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в месте для проживания с различными по длительности сроками пребывания.

В рамках проверки, проведённой Прокуратурой Княжпогостского района Республики Коми в отношении ответчика на предмет соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности 27 декабря 2022 года, сотрудниками ОНДПР Княжпогостского района установлено, на объекте по адресу: <Адрес обезличен> круглосуточным пребыванием людей выявлены нарушения требований пожарной безопасности:

- в нарушение требований части 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в учреждении класса Ф1 не обеспечено дублирование сигналов системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны (ведомственная пожарная охрана) без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;

- в нарушение требований статей 54 и 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 4.1, пункта 8.2 таблицы 1 СП 486.1311500.2020 отсутствует автоматическая пожарная сигнализация;

- в нарушение требований пункта 397 приложения № 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» отсутствуют первичные средства пожаротушения.

Разрешая спор при установленных обстоятельствах, применив положения Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Приказа МЧС России от 20 июля 2020 года № 539 (СП 486.1311500.2020), которые приведены в решении, суд первой инстанции, исходя из представленных в материалы дела доказательств, признал требования прокурора о возложении на ответчика обязанности установить систему пожарной сигнализации с дублированием сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ и приказа МЧС России от 20 июля 2020 года № 539 (СП 486.1311500.2020) в здании, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, правомерными и обоснованными, поскольку установил, что нарушения требований пожарной безопасности, выявленные при проведении проверки ОНДПР Княжпогостского района 27 декабря 2022 года, до настоящего времени ответчиком не устранены. При этом суд определил срок исполнения возлагаемой на ответчика обязанности – в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия в полной мере согласиться с приведёнными выводами суда первой инстанции не может в силу следующего.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», регулирующий в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Согласно статье 3 названного закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон N 123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Законодатель, устанавливая в статье 83 Закона N 123-ФЗ требования к системам автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации, указал, что названные системы должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке (абзац первый части 1).

Частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для объектов класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 установлена обязанность по автоматическому дублированию сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре (далее - СПИ).

Положения части 7 статьи 83 Технического регламента вступили в силу с 14 июля 2014 года.К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Законом N 123-ФЗ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; в случае, если положениями Закона N 123-ФЗ (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 этого закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу его соответствующих положений, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня его вступления в силу, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Закона N 123-ФЗ применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (части 2 и 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).

Как усматривается из материалов дела, жилое здание, используемое ответчиком в качестве временного приюта для лиц без места жительства и людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, построено и введено в эксплуатацию в <Дата обезличена> году. Его площадь составляет ... кв. м. в настоящее время оно оснащено первичными средствами пожаротушения, в том числе огнетушителями.

<Дата обезличена> между Церковью и ... заключен договор на выполнение в здании работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации со сроками выполнения до 31 декабря 2023 года.

Система пожарной сигнализации (СПС) с дублированием сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре при проектировании и строительстве здания предусмотрена не была, капитальный ремонт и (или) реконструкция здания не проводились и к проведению ответчиком не запланированы.

Между тем суд, возлагая на Церковь обязанность по обеспечению жилого здания по адресу: <Адрес обезличен> системой СПС с дублированием сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений, не учёл, что такая система представляет собой комплекс стационарных технических средств и должна монтироваться в здании в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном законом порядке, одновременно с возведением объекта защиты или его реконструкцией и (или) капитальным ремонтом, исходя из технических возможностей, в том числе при согласовании с органами Государственной противопожарной службы.

В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора (далее - Перечень), размещен на официальном сайте МЧС России. С 1 марта 2022 года требования к оснащению объектов защиты, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3).

Поскольку при разрешении настоящего спора судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права, решение суда о возложении на Церковь обязанности установить систему пожарной сигнализации с дублированием сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ и приказа МЧС России от 20 июля 2020 года № 539 (СП 486.1311500.2020) в здании, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, нельзя признать соответствующим закону.

Соответствующие доводы жалобы ответчика признаются судебной коллегией обоснованными.

Вместе с тем, разрешая апелляционную жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда с полным отказом прокурору в заявленном иске не усматривает.

Решение суда должно служить средством эффективной защиты нарушенного права и, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соответствовать конституционному принципу исполнимости судебного решения (постановления от 15 января 2002 года N 1-П, от 14 мая 2003 года N 8-П, от 14 июля 2005 года N 8-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, от 14 мая 2012 года N 11-П, от 10 марта 2016 года N 7-П, от 9 июля 2020 года N 34-П).

Из обстоятельств дела следует, и ответчиком не отрицалось, что в отсутствие статуса общежития, гостиницы (кемпинга и проч.), фактически жилой дом по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> используется Церковью согласно уставным задачам и целям для временного круглосуточного размещения лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с различными по длительности сроками пребывания (без проведения богослужений и ритуальных обрядов).

При этом эксплуатация указанного здания в данных целях производится ответчиком с нарушением требований пожарной безопасности, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года № 1464.

Вопрос о прекращении эксплуатации ответчиком жилого дома по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> в качестве приюта для неопределенного круга лиц прокурором в рамках рассматриваемого дела поставлен перед судом не был.

В то же время установленные при рассмотрении дела допущенные ответчиком нарушения при эксплуатации жилого здания по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> касаются безопасности неопределенного круга лиц, и эксплуатация объекта с выявленными нарушениями может привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей при возможном возникновении пожара.

При таких обстоятельствах сами по себе период постройки и введения здания в эксплуатацию, а также статус здания «жилой дом» не освобождают Церковь от соблюдения требований пожарной безопасности, которые распространяются на рассматриваемый объект с учетом характера его использования ответчиком, а именно правил, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года № 1464 (Письмо МЧС России от 18 октября 2022 года № ИГ-24-68).

Согласно пункту 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года № 1464, объекты защиты оснащаются в соответствии с критериями согласно Приложению № 1.

В соответствии с Приложением № 1 к данным Требованиям жилой дом по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> подлежит оснащению системой пожарной сигнализации, обязанность по установке которой следует возложить на ответчика в рассматриваемом случае.

Разрешая вопрос о сроке исполнения решения, устанавливаемого в соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия соглашается с доводами заявителя о необходимости исходить из договора, заключенного Церковью с ... на выполнение соответствующих работ – по 31 декабря 2023 года, поскольку находит, что данный срок является разумным и наиболее отвечает конкретным обстоятельствам дела.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 сентября 2023 года изменить.

Возложить на Местную религиозную организацию «Церковь Христа спасителя евангельских христиан – баптистов г. Сыктывкар» обязанность в срок по <Дата обезличена> оснастить здание, расположенное по адресу: <Адрес обезличен> системой пожарной сигнализации в соответствии с требованиями к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года № 1464.

Председательствующий:                            

Судьи:                                        

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 ноября 2023 года

33-10311/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Прокурор Княжпогостского района
Ответчики
Местная религиозная организация Церковь Христа спасителя Евангельских христиан-баптистов
Другие
Отделение надзорной деятельности и профилактической работы Княжпогостского района УНД и ПР ГУ МЧС России по РК
ГУ МЧС России по Республике Коми
Тарасевич Андрей Николаевич
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Нагорнова О.Н.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
23.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2023Передано в экспедицию
23.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее