Решение по делу № 2-1824/2024 от 28.03.2024

    дело № 2-1824/2024

УИД26RS0029-01-2024-003041-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июля 2024 года                                                          город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи                  Весниной О.В.

при секретаре                                               Григорян Р.А.

с участием:

представителя истца помощника прокурора г. Пятигорска Передереевой Ю.В.

представителя ответчика ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России (по доверенности) Кучеровой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Пятигорска, Территориальному Управлению Росимущества по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства» о возложении обязанности по принятию обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском в суд (впоследствии уточненным) к администрации <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес> о возложении обязанности по принятию обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы

На основании определения суда по ходатайству представителя ответчика Администрации <адрес> к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Территориальное Управление Росимущества по <адрес>, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства».

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В силу ч. 1 ст. 25 Закона № 33-ФЗ памятники природы - уникальные невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом» отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона № 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Постановлением бюро <адрес>вого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по охране природы в крае» «Гора Машук» объявлен памятником природы.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Машук».

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждено Положение о памятнике природы краевого значения «Гора Машук» (далее - Положение).

Пунктом 10 Положения на территории памятника природы установлен режим особой охраны.

В соответствии с п. 27 Положения, на территории памятника природе «Гора Машук» допускается использование земельных участков в соответствии с установленными для них целевым назначением и разрешенным использованием и с соблюдением режима особой охраны территории заказника, установленного Положением. Правообладатели земельных участков, а также иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный в памятнике природы режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 26:33:210101:84, площадью 10829 кв.м., поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, отнесен к категории земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для строительства объекта санаторно-курортного назначения и находится в бессрочном пользовании города-курорта Пятигорска (номер записи о регистрации права 26:33:210101:84-26/474/2021-1 от ДД.ММ.ГГГГ).

Частью 3 ст.26 Закона № 33-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении; Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся (п. 17 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации (2020), утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Президиумом Верховного суда Российской Федерации).

В силу положений ч.ч. 2, 3 ст. 27 Закона № 33-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - <адрес>, обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства часть территории памятника природы регионального значения правообладателю земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:84, находящегося в границах памятника природы «Гора Машук».

Администрация города-курорта Пятигорска, являясь, собственником земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:84, расположенного в границах памятника природы краевого значения «Гора Машук», обязано принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.

Согласно информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, министерством за исх. в адрес администрации города-курорта Пятигорска направлен проект охранного обязательства для подписания, который адресатом получен.

Проверкой установлено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 27 Закона № 33-ФЗ, администрацией города-курорта Пятигорска мер по обеспечению режима особой охраны, памятника природы «Гора Машук» не принято, охранное обязательство на памятник природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка не подписано, в Министерство, в соответствии со ст. 27 Закона № 33-ФЗ, не направлено.

Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по гражданским делам, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории <адрес>, иных граждан Российской Федерации, круг которых невозможно определить, в целях защиты гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в данном случае заключается в том, что непринятие ответчиком мер по передаче и принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Машук», может привести к утрате, причинению вреда памятнику природы, ухудшению экологическое обстановки на территории памятника природы, утрате биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу <адрес>, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научное отношении и среды их обитания, истощению и утрате природных ресурсов.

Восстановление гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии ответчиком конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на обеспечение сохранности особо охраняемой природной территории краевого значения - памятника природы «Гора Машук», сохранений биологического разнообразия, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, устранение угрозы уничтожения памятника природы, - заключении охранного обязательства на памятник природы краевого значения «Гора Машук».

Просит возложить на ответчиков обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:84.

    В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> ФИО2 поддержала уточненные исковые требования и просила их удовлетворить.

     Представители ответчиков Администрации <адрес>, Территориального Управления Росимущества по <адрес>, Министерства имущественных отношений <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли. Суд, с учетом ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.

Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства» ФИО3 исковые требования не признала и суду показала, что в силу части 2 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № ЗЗ-ФЗ) собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Пунктом 3 ст. 26 Закона № ЗЗ-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из вышеуказанного следует, что федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся. (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 26:33:210101:84 находится в собственности <адрес> и передан в аренду администрации города-курорта Пятигорска.

В пределах данного земельного участка с кадастровым номером расположен объект недвижимости с кадастровым номером (Минералопровод), который является собственностью Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ находится в оперативном управлении ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России.

Учитывая, что ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России не является правообладателем земельного участка с кадастровым номером , соответственно возложение на него обязанностей по принятию обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:84 будет являться незаконным.

Просит в удовлетворении требований истца, заявленных именно к ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России отказать.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а также просил удовлетворить заявленные исковые требования.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по гражданским делам, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории города – курорта Пятигорска, иных граждан Российской Федерации, круг которых невозможно определить, в целях защиты гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Прокурор, обращаясь в суд с данным заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ, выступает также в защиту интересов Российской Федерации на единообразное и неукоснительное исполнение требований законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона №33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях», законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно преамбуле Федерального закона №33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, реакционное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В силу ч. 1 ст. 25 Закона №33-ФЗ памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона №33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Постановлением бюро Ставропольского комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по охране природы в крае», памятник неживой природы – «Гора Машук» объявлен памятником природы краевого значения.

Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Машук».

Приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден паспорт памятника природы краевого значения «Гора Машук». Указанным паспортом установлены, в том числе, границы памятника природы, режим особой охраны территории памятника природы.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждено Положение о памятнике природы краевого значения «Гора Машук». Пунктом 10 Положения на территории памятника природы установлен режим особой охраны.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 26:33:210101:84, площадью 10829 кв.м., поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, отнесен к категории земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: охрана природных территорий (городской лес) и находится в собственности муниципальном образования города-курорта Пятигорска (номер записи о регистрации права 26:33:210101:84-26/474/2021-1 от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственник земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Пунктом 3 ст. 26 Закона N 33-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся.

В силу положений ч.ч. 2,3 ст. 27 Закона №33-ФЗ, расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером 26:33:210101:84 располагается в границах памятника природы краевого значения «Гора Машук» и при этом находится в бессрочном пользовании города-курорта Пятигорска, Администрация <адрес> обязана принять на себя обязательство по обеспечению режима особой охраны памятника природы.

В соответствии со ст. 47.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления нескольким унитарным предприятиям и (или) учреждениям, охранное обязательство подлежит выполнению каждым унитарным предприятием и (или) учреждением.

В случае, если часть объекта культурного наследия закреплена на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за унитарным предприятием или учреждением, а часть передана в безвозмездное пользование на основании гражданско-правовых договоров юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из таких лиц.

Как следует из материалов дела, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, в ходе которого установлено, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации города-курорта Пятигорска направлен проект охранного обязательства для подписания, который адресатом получен Администрацией <адрес>.

В нарушение требований ч. 2 ст. 27 Закона № 33-ФЗ, ответчиками мер по обеспечению режима особой охраны, памятника природы «Гора Машук» не принято, охранное обязательство на памятник природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка не подписано, в министерство не направлено.

Подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого Закона) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относилось решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В силу положений ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

Непринятие ответчиками мер по принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Машук», может привести к утрате, причинению вреда памятнику природы, ухудшению экологической обстановки на территории памятника природы, утрате биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу <адрес> объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, а, соответственно, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Как установлено в судебном заседании, Администрация <адрес> края, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:84, расположенного в границах памятника природы краевого значения «Гора Машук», в нарушение требований ч.ч. 2,3 ст. 27 Закона № 33-ФЗ не приняло на себя обязанность по оформлению охранного обязательства, в связи с чем, исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на Администрацию <адрес> обязанности принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:31:020418:2, подлежат удовлетворению.

Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В рассматриваемом случае, поскольку земельный участок с кадастровым номером 26:33:210101:84 находится в бессрочном пользовании муниципального образования город-курорт Пятигорск, в оперативном управлении Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства», а также в собственности Российской Федерации, что подтверждается приобщенной к материалам дела выпиской из Росреестра и располагается в границах памятника природы краевого значения «Гора Машук», вышеуказанные ответчики в силу закона (ч. 2 ст. 27 Закона № 33-ФЗ) обязаны принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.

Ссылка представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства» о том, что на них не может быть возложена обязанность по принятию охранного обязательства, поскольку земельный участок находится у них на праве оперативного управления, под землей проходит минералопровод, по мнению суда, не может быть принята во внимание, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

Таким образом, обязанность по принятию охранного обязательства должна быть возложена и на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства».

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело общественное значение.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Территориальному Управлению Росимущества по <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес>, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства» о возложении обязанности по принятию обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, удовлетворить.

Возложить на Администрацию <адрес> (ИНН 2632033540, ОГРН 1022601627575), Территориальному Управлению Росимущества по <адрес> (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462), Министерству имущественных отношений <адрес> (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644 ), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства» (ИНН 2626003731, ОГРН 1022601229342) обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:84.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд <адрес>.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                                                     О.В.Веснина

2-1824/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ
Ответчики
Администрация г. Пятигорска
Территориальное Управление Росимущества по СК
Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральный Научно-Клинический Центр Федерального Медико-Биологического Агентства
Другие
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды СК
Суд
Пятигорский городской суд Ставропольского края
Судья
Веснина О.В.
Дело на сайте суда
piatigorsky.stv.sudrf.ru
28.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2024Передача материалов судье
01.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2024Подготовка дела (собеседование)
17.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2024Судебное заседание
08.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Судебное заседание
03.07.2024Судебное заседание
10.07.2024Судебное заседание
15.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2024Дело оформлено
10.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее