дело № 2-1824/2024
УИД26RS0029-01-2024-003041-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2024 года город Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Весниной О.В.
при секретаре Григорян Р.А.
с участием:
представителя истца помощника прокурора г. Пятигорска Передереевой Ю.В.
представителя ответчика ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России (по доверенности) Кучеровой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Пятигорска, Территориальному Управлению Росимущества по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства» о возложении обязанности по принятию обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы
УСТАНОВИЛ:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском в суд (впоследствии уточненным) к администрации <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес> о возложении обязанности по принятию обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы
На основании определения суда по ходатайству представителя ответчика Администрации <адрес> к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Территориальное Управление Росимущества по <адрес>, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства».
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В силу ч. 1 ст. 25 Закона № 33-ФЗ памятники природы - уникальные невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом» отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона № 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Постановлением бюро <адрес>вого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по охране природы в крае» «Гора Машук» объявлен памятником природы.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Машук».
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждено Положение о памятнике природы краевого значения «Гора Машук» (далее - Положение).
Пунктом 10 Положения на территории памятника природы установлен режим особой охраны.
В соответствии с п. 27 Положения, на территории памятника природе «Гора Машук» допускается использование земельных участков в соответствии с установленными для них целевым назначением и разрешенным использованием и с соблюдением режима особой охраны территории заказника, установленного Положением. Правообладатели земельных участков, а также иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный в памятнике природы режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 26:33:210101:84, площадью 10829 кв.м., поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, отнесен к категории земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для строительства объекта санаторно-курортного назначения и находится в бессрочном пользовании города-курорта Пятигорска (номер записи о регистрации права 26:33:210101:84-26/474/2021-1 от ДД.ММ.ГГГГ).
Частью 3 ст.26 Закона № 33-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении; Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся (п. 17 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № (2020), утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Президиумом Верховного суда Российской Федерации).
В силу положений ч.ч. 2, 3 ст. 27 Закона № 33-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.
Таким образом, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - <адрес>, обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства часть территории памятника природы регионального значения правообладателю земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:84, находящегося в границах памятника природы «Гора Машук».
Администрация города-курорта Пятигорска, являясь, собственником земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:84, расположенного в границах памятника природы краевого значения «Гора Машук», обязано принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.
Согласно информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, министерством за исх. № в адрес администрации города-курорта Пятигорска направлен проект охранного обязательства для подписания, который адресатом получен.
Проверкой установлено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 27 Закона № 33-ФЗ, администрацией города-курорта Пятигорска мер по обеспечению режима особой охраны, памятника природы «Гора Машук» не принято, охранное обязательство на памятник природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка не подписано, в Министерство, в соответствии со ст. 27 Закона № 33-ФЗ, не направлено.
Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по гражданским делам, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории <адрес>, иных граждан Российской Федерации, круг которых невозможно определить, в целях защиты гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в данном случае заключается в том, что непринятие ответчиком мер по передаче и принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Машук», может привести к утрате, причинению вреда памятнику природы, ухудшению экологическое обстановки на территории памятника природы, утрате биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу <адрес>, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научное отношении и среды их обитания, истощению и утрате природных ресурсов.
Восстановление гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии ответчиком конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на обеспечение сохранности особо охраняемой природной территории краевого значения - памятника природы «Гора Машук», сохранений биологического разнообразия, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, устранение угрозы уничтожения памятника природы, - заключении охранного обязательства на памятник природы краевого значения «Гора Машук».
Просит возложить на ответчиков обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:84.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> ФИО2 поддержала уточненные исковые требования и просила их удовлетворить.
Представители ответчиков Администрации <адрес>, Территориального Управления Росимущества по <адрес>, Министерства имущественных отношений <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли. Суд, с учетом ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства» ФИО3 исковые требования не признала и суду показала, что в силу части 2 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № ЗЗ-ФЗ) собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Пунктом 3 ст. 26 Закона № ЗЗ-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из вышеуказанного следует, что федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся. (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 26:33:210101:84 находится в собственности <адрес> и передан в аренду администрации города-курорта Пятигорска.
В пределах данного земельного участка с кадастровым номером № расположен объект недвижимости с кадастровым номером № (Минералопровод), который является собственностью Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ находится в оперативном управлении ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России.
Учитывая, что ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России не является правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, соответственно возложение на него обязанностей по принятию обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:84 будет являться незаконным.
Просит в удовлетворении требований истца, заявленных именно к ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России отказать.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а также просил удовлетворить заявленные исковые требования.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по гражданским делам, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории города – курорта Пятигорска, иных граждан Российской Федерации, круг которых невозможно определить, в целях защиты гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Прокурор, обращаясь в суд с данным заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ, выступает также в защиту интересов Российской Федерации на единообразное и неукоснительное исполнение требований законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона №33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях», законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона №33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, реакционное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу ч. 1 ст. 25 Закона №33-ФЗ памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона №33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Постановлением бюро Ставропольского комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по охране природы в крае», памятник неживой природы – «Гора Машук» объявлен памятником природы краевого значения.
Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Машук».
Приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден паспорт памятника природы краевого значения «Гора Машук». Указанным паспортом установлены, в том числе, границы памятника природы, режим особой охраны территории памятника природы.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждено Положение о памятнике природы краевого значения «Гора Машук». Пунктом 10 Положения на территории памятника природы установлен режим особой охраны.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 26:33:210101:84, площадью 10829 кв.м., поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, отнесен к категории земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: охрана природных территорий (городской лес) и находится в собственности муниципальном образования города-курорта Пятигорска (номер записи о регистрации права 26:33:210101:84-26/474/2021-1 от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственник земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Пунктом 3 ст. 26 Закона N 33-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся.
В силу положений ч.ч. 2,3 ст. 27 Закона №33-ФЗ, расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 26:33:210101:84 располагается в границах памятника природы краевого значения «Гора Машук» и при этом находится в бессрочном пользовании города-курорта Пятигорска, Администрация <адрес> обязана принять на себя обязательство по обеспечению режима особой охраны памятника природы.
В соответствии со ст. 47.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления нескольким унитарным предприятиям и (или) учреждениям, охранное обязательство подлежит выполнению каждым унитарным предприятием и (или) учреждением.
В случае, если часть объекта культурного наследия закреплена на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за унитарным предприятием или учреждением, а часть передана в безвозмездное пользование на основании гражданско-правовых договоров юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из таких лиц.
Как следует из материалов дела, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, в ходе которого установлено, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации города-курорта Пятигорска направлен проект охранного обязательства для подписания, который адресатом получен Администрацией <адрес>.
В нарушение требований ч. 2 ст. 27 Закона № 33-ФЗ, ответчиками мер по обеспечению режима особой охраны, памятника природы «Гора Машук» не принято, охранное обязательство на памятник природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка не подписано, в министерство не направлено.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого Закона) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относилось решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В силу положений ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
Непринятие ответчиками мер по принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Машук», может привести к утрате, причинению вреда памятнику природы, ухудшению экологической обстановки на территории памятника природы, утрате биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу <адрес> объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, а, соответственно, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Как установлено в судебном заседании, Администрация <адрес> края, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:84, расположенного в границах памятника природы краевого значения «Гора Машук», в нарушение требований ч.ч. 2,3 ст. 27 Закона № 33-ФЗ не приняло на себя обязанность по оформлению охранного обязательства, в связи с чем, исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на Администрацию <адрес> обязанности принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:31:020418:2, подлежат удовлетворению.
Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В рассматриваемом случае, поскольку земельный участок с кадастровым номером 26:33:210101:84 находится в бессрочном пользовании муниципального образования город-курорт Пятигорск, в оперативном управлении Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства», а также в собственности Российской Федерации, что подтверждается приобщенной к материалам дела выпиской из Росреестра и располагается в границах памятника природы краевого значения «Гора Машук», вышеуказанные ответчики в силу закона (ч. 2 ст. 27 Закона № 33-ФЗ) обязаны принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.
Ссылка представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства» о том, что на них не может быть возложена обязанность по принятию охранного обязательства, поскольку земельный участок находится у них на праве оперативного управления, под землей проходит минералопровод, по мнению суда, не может быть принята во внимание, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Таким образом, обязанность по принятию охранного обязательства должна быть возложена и на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства».
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело общественное значение.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Территориальному Управлению Росимущества по <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес>, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства» о возложении обязанности по принятию обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, удовлетворить.
Возложить на Администрацию <адрес> (ИНН 2632033540, ОГРН 1022601627575), Территориальному Управлению Росимущества по <адрес> (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462), Министерству имущественных отношений <адрес> (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644 ), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства» (ИНН 2626003731, ОГРН 1022601229342) обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:84.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд <адрес>.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья О.В.Веснина