Судья М.Ф. Маннапова дело № 33-8125/2014
учет № 31
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 июня 2014 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составепредседательствующего судьи Л.Ф. Хамзиной,
судей Л.А. Садыковой, А.С. Гильманова,
при секретаре судебного заседания К.И. Кардашовой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.А. Садыковой гражданское дело по апелляционной жалобе Д.Н. Мубаракова на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 09 апреля 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Д.Н. Мубаракова к открытому акционерному обществу «Национальная страховая компания Татарстан» о взыскании страхового возмещения отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Д.Н. Мубаракова – Л.Д. Вахитова, представителя открытого акционерного общества «Национальная страховая компания Татарстан» Н.А. Никонова, представителя Министерства внутренних дел по Республике Татарстан А.Г. Мифтахутдиновой, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Д.Н. Мубараков обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Национальная страховая компания Татарстан» (далее – ОАО «НАСКО»), обществу с ограниченной ответственностью (далее – ООО) Страховая компания «ВТБ Страхование» о взыскании страхового возмещения.
В обоснование иска указано, что 23 декабря 2010 года в соответствии с приказом МВД Республики Татарстан № <данные изъяты> истец уволен из органов внутренних дел. 28 ноября 2011 года на основании справки серии <данные изъяты>, выданной филиалом № 19 Главного медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан, истцу установлена инвалидность <данные изъяты> группы. В период прохождения службы истец подлежал обязательному страхованию жизни и здоровья в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы». В связи с установлением инвалидности у истца возникло право на получение страховой суммы в размере 500000 рублей. 29 февраля 2012 года ОАО «НАСКО» произвело истцу выплату в размере 140125 рублей. 20 января 2014 года истец обратился к ответчикам с претензией, в которой просил выплатить страховое возмещение в полном объеме. ОАО «НАСКО» на претензию не ответило. От ООО Страховая компания «ВТБ Страхование» поступил ответ с рекомендацией об обращении с требованиями в ОАО «НАСКО».
Д.Н. Мубараков просил взыскать с ОАО «НАСКО» страховое возмещение в размере 359875 рублей, штраф в размере 2594698 рублей 75 копеек.
От исковых требований к ООО Страховая компания «ВТБ Страхование» истец в судебном заседании отказался.
Представители ОАО «НАСКО» исковые требования не признали.
Представители ООО Страховая компания «ВТБ Страхование», МВД РФ и МВД по РТ на судебное заседание не явились.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Д.Н. Мубараков просит отменить решение суда, указав, что после увольнения со службы ему произведена выплата в размере 25 окладов, что составило 140125 рублей. 28 ноября 2011 года ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности. Податель жалобы считает, что суд при принятии решения не учел факт того, что на момент выплаты страховой суммы, то есть на 29 февраля 2012 года, действовала новая редакция Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», согласно которому ему должна быть выплачена страховая сумма в размере 500000 рублей.
В суде апелляционной инстанции представитель Д.Н. Мубаракова – Л.Д. Вахитов на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал по изложенным в ней основаниям.
Представители ОАО «НАСКО» Н.А. Никонов и Министерства внутренних дел по Республике Татарстан А.Г. Мифтахутдинова в суде апелляционной инстанции с апелляционной жалобой не согласились.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 934 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
Пунктом 3 статьи 936 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом, а в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 935 настоящего Кодекса, законом или в установленном им порядке.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее – Федеральный закон) объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц.
Жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - служба), военных сборов по день окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов. При наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 4 настоящего Федерального закона, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Согласно статье 2 Федерального закона застрахованными по обязательному государственному страхованию (далее - застрахованные лица) являются военнослужащие (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена) и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица.
Статьей 4 Федерального закона установлено, что страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются: установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов (абзац 3).
В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:
в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одногогода после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов:
инвалиду I группы - 1 500 000 рублей;
инвалиду II группы - 1 000 000 рублей;
инвалиду III группы - 500 000 рублей.
Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.
Как следует из содержания пункта 1 статьи 5 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 11 июня 2008 года N 86-ФЗ) при исчислении размера страховой суммы учитывается оклад, установленный на день выплаты страховой суммы.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона в указанной редакции было определено, что страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: инвалиду первой группы - 75 окладов, инвалиду второй группы - 50 окладов, инвалиду третьей группы - 25 окладов.
Из материалов дела усматривается, что 31 марта 2011 года между МВД по РТ, с одной стороны, и ОАО «НАСКО», с другой стороны, заключен государственный контракт в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».
В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта от 31 марта 2011 года предметом контракта является страхование жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Татарстан в 2011 году.
На основании пункта 1.6 государственного контракта срок страхования: со дня заключения государственного контракта до 31 декабря 2011 года. страховщик принимает на себя обязательства по страховым случаям, происшедшим с 01 января 2011 года до 31 декабря 2011 года.
В соответствии с пунктом 4.2 государственного контракта размеры страховых сумм определяются исходя из окладов месячного денежного содержания застрахованных лиц, включающих в себя месячные оклады по занимаемой должности и месячные оклады по воинскому (специальному) званию.
Как установлено судом и видно из материалов дела, приказом Министра МВД по Республике Татарстан от 23 декабря 2010 года № <данные изъяты> <данные изъяты> Д.Н. Мубараков уволен из органов внутренних дел.
28 ноября 2011 года Бюро медико-социальной экспертизы № 19 ФКУ ГБ МСЭ по Республике Татарстан Д.Н. Мубаракову установлена <данные изъяты> группа инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы.
19 декабря 2011 года Д.Н. Мубараков обратился в ОАО «НАСКО» с заявлением о выплате страховой суммы в связи с получением инвалидности <данные изъяты> группы.
28 февраля 2012 года ответчиком ОАО «НАСКО» принято распоряжение № <данные изъяты> года о выплате Д.Н. Мубаракову страховой суммы.
29 февраля 2012 года платежным поручением № <данные изъяты> на расчетный счет Д.Н. Мубаракова перечислены денежные средства в размере 140125 рублей.
В суде первой инстанции представитель истца просил взыскать с ОАО «НАСКО» невыплаченную часть страхового возмещения в размере 359875 рублей.
Разрешая спор по существу, и отказывая в удовлетворении требований о взыскании с ОАО «НАСКО» страховой суммы, суд первой инстанции исходил из того, что страховой случай наступил 28 ноября 2011 года, то есть до внесения в статью 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ вышеуказанных изменений, поэтому у Д.Н. Мубаракова отсутствовало право на получение страховой суммы в размере 500000 рублей.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на верном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением положений, для которых этой статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
По смыслу приведенных правовых норм положения статьи 5 в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2012 года.
Исходя из пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Учитывая, что страховой случай наступил 28 ноября 2011 года, когда истцу впервые установлена инвалидность, то есть до внесения в статью 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ вышеуказанных изменений, у Д.Н. Мубаракова не возникло право на получение страховой выплаты в размере 500000 рублей в соответствии со статьей 5 в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ, действующей с 1 января 2012 года.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Арского районного суда Республики Татарстан от 09 апреля 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.Н. Мубаракова - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи