Решение по делу № 33а-1086/2017 от 22.02.2017

Дело № 33а-1086 судья Ракитский Н.В. 2017 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 марта 2017 года г.Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.

судей Улыбиной С.А. и Сиротиной Е.С.

при секретаре судебного заседания Сергеевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери

по докладу судьи Улыбиной С.А.

дело по апелляционной жалобе Бушуева С.Г., поданной его представителем Соколовым А.Б. на решение Осташковского городского суда Тверской области от 22 ноября 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Бушуева С.Г. к администрации МО «Мошенское сельское поселение» о признании незаконным решения главы администрации МО «Мошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>, признании незаконным решения главы администрации МО «Мошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым и земель, государственная собственность на которые не разграничена в границах кадастрового квартала », обязании МО «Мошенское сельское поселение» в течении двухнедельного срока, с момента вынесения данного решения отменить постановление администрации МО «Мошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Обеспечительные меры принятые определением Осташковского городского суда Тверской области от 28 октября 2016 года о запрещении администрации МО «Мошенское сельское поселение» Осташковского района Тверской области заключать соглашение о перераспределении в отношении земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> и запрещении Управлению Росреестра по Тверской области совершать любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, отменить»

судебная коллегия

установила:

Бушуев С.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Муниципального образования «Мошенское сельское поселение» об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и постановления Администрации Муниципального образования «Мошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым из земель, государственная собственность на которые не разграничена в границах кадастрового квартала , которые мотивировал тем, что он является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> 20.09.2016 года он обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства из земель, собственность на которые не разграничена в границах кадастрового квартала , расположенном по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления - МО «Мошенское сельское поселение» вынес решение об отказе в предварительном согласовании в предоставлении земельного участка, поскольку образование земельного участка Овчаренко Г.Г. площадью <данные изъяты> кв.м. путем перераспределения было проведено незаконно, так как было возможно образование полноценного земельного участка, что в конечном итоге повлекло нарушение его прав.

Административный истец Бушуев С.Г. в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом о причинах не явки в судебное заседание не сообщил.

Представитель административного истца Соколов А.Б. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика администрации МО «Мошенское сельское поселение» Валеева Л.Г. в судебном заседании возражала против заявленных требований, по основаниям изложенным в отзыве, указав при этом, что отказывая административному истцу в предварительном согласовании местоположения земельного участка она фактически отказала и в утверждении схемы расположения земельного участка, так как из представленной истцом схемы следует, что испрашиваемый земельный участок фактически перекрывает хозяйственный проезд к земельному участку Овчаренко Г.Р., а также имеет вклинивание между земельными участками с кадастровыми и .

Заинтересованное лицо Овчаренко Г.Г. в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах не явки в судебное заседание не сообщила.

Заинтересованное лицо Овчаренко Г.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в отзыве на заявление, указав также, что в случае утверждения схемы расположения земельного участка испрашиваемого административным истцом, он лишается полностью возможности подъезда к своему земельному участку.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Бушуева С.Г. – Соколов А.Б. просит решение Осташковского городского суда Тверской области от 22 ноября 2016 года отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что решение администрации МО «Мошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления Бушуеву С.Г. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства в виду того, что в результате перераспределения на указанном месте был образован земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым незаконным, поскольку земельный участок Овчаренко Г.Г. с кадастровым составляет <данные изъяты> кв.м., образование земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. было произведено из земель, из которых возможно образование полноценного земельного участка, в виду чего образование земельного участка путем перераспределении было незаконным, что повлекло нарушение прав истца на предоставление земельного участка в аренду. При этом судом не было учтено то, что его право прежде всего было нарушено постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым и земель, государственная собственность на которые не разграничена в границах кадастрового квартала », так как он был сформирован в приоритетном порядке. Кадастровый инженер подтвердил, что из земельного участка было возможно сформировать полноценный земельный участок. Вывод суда о том, что при формировании Бушуеву С.Г. земельного участка будут нарушаться права других лиц не соответствуют представленным в материалы дела доказательствам.

В письменных отзывах на апелляционную жалобу Овчаренко Г.Г. и Овчаренко Г.Р. указывают на законность принятого по делу решения и не состоятельность доводов жалобы.

Представитель административного истца Соколов А.Б., поддержал доводы апелляционной жалобы.

Заинтересованное лица Овчаренко Г.Р. указал на законность принятого судом решения, поддержав письменные возражения.

Иные участники процесса в заседание суда апелляционной инстанции надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, не явились, не сообщив суду причин своей неявки.

При таких обстоятельствах судебная коллегия в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Бушуев С.Г. 20 сентября 2016 года обратился в администрацию МО «Мошенское сельское поселение» Осташковского района Тверской области с заявлением о согласовании местоположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства из земель государственная собственность на которые не разграничена в границах кадастрового квартала , расположенного по адресу: <адрес> для предоставления в аренду сроком на 20 лет в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации и без проведения торгов в соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации представив схему расположения земельного участка.

Рассмотрев указанное, заявлением письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Мошенское сельское поселение» Осташковского района Тверской области отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, поскольку на данном месте сформирован земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., полученный в результате перераспределения земельного участка с кадастровым , принадлежащего на праве собственности Овчаренко Г.Г. Сформированный Бушуевым С.Г. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. перекрывает подъездные пути к другим земельным участкам, тем самым нарушая права других граждан (л.д. 12).

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 2).

Согласно положениям пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно выписке из ЕГРП от 05 августа 2016 года Овчаренко Г.Г. является собственником земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 40).

11 августа 2016 года Овчаренко Г.Г. обратилась в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>.

Рассмотрев указанное заявление Овчаренко Г.Г. и приложенные документы Администрацией МО «Мошенское сельское поселение» Осташковского района Тверской области принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер исходного земельного участка , расположенного на землях населенных пунктов в территориальной зоне Ж-1; Зона застройки индивидуальными жилыми домами, предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами, жилыми домами малой этажности по адресу: д<адрес> (л.д. 39).

Данный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 145-146)

При сопоставлении схемы расположения земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, утвержденного постановлением администрации МО «Мошенское сельское поселение» Осташковского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 142-143) и схемы расположения земельного участка, которая была приложена к заявлению Бушуева С.Г. (л.д. 110) о предварительном согласовании местоположения земельного участка видно, что испрашиваемый Бушуевым С.Г. земельный участок частично налагается на земельный участок с кадастровым , имеет вклинивание и перекрывает хозяйственный проезд к земельному участку Овчаренко Г.Р.

Таким образом, на момент обращения Бушуева С.Г. с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м для ведения личного подсобного хозяйства из земель государственная собственность на которые не разграничена в границах кадастрового квартала , расположенного по адресу: <адрес>, уже имелось ранее вынесенное постановление об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого частично совпадает с местоположением испрашиваемого административным истцом земельного участка.

В связи с изложенным судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Бушуева С.Г. о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка, ввиду чего решение суда в указанной части является правильным и подлежит оставлению без изменения.

При этом, судебная коллегия отмечает, что административный истец не лишен права повторно обратиться к ответчику по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка, приложив схему границ испрашиваемого им земельного участка, соответствующую требованиям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Рассматривая требования административного истца о признании незаконным решения главы администрации МО «Мошенское сельское поселение» от 06 ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена в границах кадастрового квартала », обязании МО «Мошенское сельское поселение» в течении двухнедельного срока, с момента вынесения данного решения отменить постановление администрации МО «Мошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ судом первой инстанции не учтено следующее.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Таким образом, к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Вместе с тем, заявляя требования о признании незаконным постановление главы администрации МО «Мошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения на кадастровом плате территории земельного участка по адресу: <адрес>», Бушуев С.Г. фактически оспаривает право Овчаренко Г.Г. на сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок. В данном случае уполномоченный орган местного самоуправления, решение которого является предметом оспаривания, не реализует административные и иные публично-властные полномочия в отношении заявителя, в связи с чем требования истца в указанной части подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства

Исходя из взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 статьи 194, пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского судопроизводства.

Учитывая изложенное, судебная коллегия, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу, что решение суда в части отказа в удовлетворении требований Бушуева С.Г. о признании незаконным решения главы администрации МО «Мошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым и земель, государственная собственность на которые не разграничена в границах кадастрового квартала » и обязании МО «Мошенское сельское поселение» в течении двухнедельного срока, с момента вынесения данного решения отменить постановление администрации МО «Мошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене с прекращением производства по делу в указанной части.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

отменить решение Осташковского городского суда Тверской области от 22 ноября 2016 года в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения главы администрации МО «Мошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым и земель, государственная собственность на которые не разграничена в границах кадастрового квартала », обязании МО «Мошенское сельское поселение» в течении двухнедельного срока, с момента вынесения данного решения отменить постановление администрации МО «Мошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ , производство по делу в указанной части прекратить.

Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В остальной части решение Осташковского городского суда Тверской области от 22 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бушуева С.Г., поданную его представителем Соколовым А.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-1086/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с прекращением производства
Истцы
Бушуев С.Г.
Ответчики
администрация МО "Мошенское сельское поселение"
Другие
Овчаренко Г.Р.
Овчаренко Г.Г.
Суд
Тверской областной суд
Судья
Улыбина Светлана Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
01.03.2017Судебное заседание
16.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2017Передано в экспедицию
01.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее