РЕШЕНИЕ
<адрес> 18 октября 2022 года
Судья Ленинского районного суда <адрес> ФИО9, рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО3 на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ФИО1 по <адрес>, вынесенное заместителем прокурора <адрес> ФИО6
УСТАНОВИЛ:
определением заместителя прокурора <адрес> ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении ФИО1 по <адрес>, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
ФИО3 с указанным определением не согласен, в связи с чем подал жалобу на него, в которой указал, что при принятии оспариваемого определения допущены существенные процессуальные нарушения, влекущие необходимость отмены оспариваемого определения, поскольку задачи, предусмотренные ст.ст. 24.1, 1.2 КоАП РФ не достигнуты, оспариваемое определение не мотивированно в нарушении ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ.
Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных целей, что при вынесении оспариваемого постановления не было учтено, не взяты в расчет права и законные интересы ФИО3
ФИО1 по <адрес> ФИО7 не имел права требовать у ФИО3 предоставления информации, необходимости в этом не имелось.
Как указывает ФИО3 в своей жалобе, ФИО1 по <адрес> ФИО7 превысил полномочия, запросив у ФИО3 информацию, необходимость получения которой отсутствовала, поскольку заявление рассмотрено без ее предоставления, данной информации не имелось в принципе, поскольку был утрачен пароль от электронного почтового ящика. На предоставление информации в адрес АО «ПОЧТА РОССИИ» требовалось согласие ФИО3 в порядке, предусмотренном ст.7, ч. 1 ст. 8 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ «О персональных данных».
ФИО7 раскрыл персональная данные ФИО3, в адрес АО «ПОЧТА РОССИИ», что нарушило права ФИО3, гарантированные ст.ст. 5,7,9 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ «О персональных данных».
На основании изложенного, заявитель просит отменить оспариваемое определение.
Заявитель ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом - судебной повесткой, направленной по месту жительства, которую получил ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО3, считая соблюденным его право на личное участие в рассмотрении дела.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО8 с доводами жалобы не согласилась, полагала, что состава административного производства, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11. КоАП РФ в действиях ФИО1 по <адрес> не имеется. Запрос информации у ФИО3 не нарушает его прав и требований положений ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ «О персональных данных».
В судебное заседание представитель ФИО1 по <адрес> не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела ФИО4 уведомлено надлежащим образом.
Доводы жалобы проверяются судом на основании материалов дела об административном правонарушении и дополнительно представленных сведений. При этом, согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, рассмотрев доводы жалобы и заслушав лицо, вынесшее определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Понятие административного правонарушения дается в статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом данных административных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм ФИО2 законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6. ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» допускается обработка персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных, а именно когда такая обработка необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения, возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются ФИО2 законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - ФИО2 закон N 59ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 данного ФИО2 закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 1 статьи 4 ФИО2 закона N 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
При этом пунктами 2, 3 данной статьи установлено, что предложением признается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявлением - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 5 ФИО2 закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
В соответствии с частью 1 ст. 8 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно части 3 ст. 8 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего ФИО2 закона.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 ФИО2 закона N 59ФЗ).
В пунктах 1, 4 части 1 статьи 10 названного ФИО2 закона N 59ФЗ закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного ФИО2 закона.
В соответствии с Приказом ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 20 «Об утверждении Положения об ФИО2 службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес>», ФИО4 является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных и осуществляет на территории <адрес> полномочия по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 23 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право запрашивать у физических и юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий и безвозмездно получать такую информацию.
Из анализа приведенных выше положений действующего законодательства следует, что ФИО2 службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> является уполномоченным органом, который при рассмотрении обращений в пределах компетенции вправе запрашивать и получать соответствующую информацию, в том числе от физических лиц.
Положения ФИО2 закона N 59-ФЗ не содержат запретов на получение от заявителя и гражданина информации необходимой государственному органу для обеспечения объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ФИО2 службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> поступило обращение ФИО3 о нарушении его прав, как субъекта персональных данных, бездействием ООО «ИВКОНСТРУКТИВ».
ФИО2 службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> ФИО7 при рассмотрении его обращения направил запрос от ДД.ММ.ГГГГ за № о необходимости предоставления документов в подтверждение обстоятельств, на которых основаны доводы: копии запроса ФИО3, направленного им от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес оператора; описи вложения, подтверждающей отправку запроса почтовым отправлением от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес оператора; сведений, подтверждающих получение оператором запроса ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ - копии почтового уведомления №.
ФИО3 считая, что при направлении ФИО4 в его адрес запроса № от ДД.ММ.ГГГГ незаконно осуществлена обработка персональных данных заявителя и предоставление их АО «ПОЧТА РОССИИ», что, по его мнению, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, обратился в органы прокуратуры с заявлением о привлечении к административной ответственности ФИО1 по <адрес>.
Заявление ФИО3 о привлечении ФИО1 по <адрес> к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано в прокуратуре <адрес>.
При рассмотрении заявления ФИО3 о привлечении ФИО1 по <адрес> к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ заместитель прокурора <адрес> ФИО6 пришел к верному выводу о том, что действия ФИО1 по <адрес> по запросу у ФИО3 дополнительной информации и документов не противоречат требованиям ФИО2 законодательства и направлены на объективное и всестороннее рассмотрение поступившего обращения.
Изложенные выводы заместителя прокурора <адрес> ФИО6 согласуются с фактическими обстоятельствами дела и вышеприведенными требованиями действующего законодательства, обработка персональных данных осуществлена в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области персональных данных, она совместимая с целями сбора персональных данных, в случае предоставления ФИО3 запрашиваемой информации она была бы использована для рассмотрения обращения. Необходимость данной информации для ФИО1 по <адрес> имела значение ввиду предусмотренной законом обязанности выполнения, возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей по объективному и всестороннему рассмотрению обращений гражданина.
Доводы ФИО3 об обратном основаны на неправильном толковании, вышеприведенных положений, действующего законодательства.
При таких обстоятельствах определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11. КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, состоявшееся в отношении ФИО1 по <адрес> отмене не подлежит.
Иные доводы, изложенные в жалобе, не могут служить основаниями для отмены либо изменения обжалуемого определения.
Нарушений при производстве, влекущих отмену либо изменение обжалуемого определения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 по <адрес>, вынесенное заместителем прокурора <адрес> ФИО6, оставить без изменения, а жалобу ФИО3 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья ФИО9