Дело № 5-359/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Воркута 17 марта 2021 г.
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Иванов С.В., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сибирское горномонтажное управление», ИНН ..., ОГРН ..., находящегося по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
В Воркутинский городской суд Республики Коми поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении ООО «Сибирское горномонтажное управление» ... от <дата>.
Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ рассматривается судьёй, в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передаёт его на рассмотрение судье.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Исходя из подп. «з» п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ, при этом подсудность дел об административных правонарушениях, возбуждённых в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
Согласно протоколу об административном правонарушении ООО «Сибирское горномонтажное управление» нарушено требование к форме уведомления, то есть, фактически, неисполнение Обществом возложенной на него обязанности, что свидетельствует о совершении правонарушения в форме бездействия. Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Верховного Суда РФ от 07.12.2020 N 56-АД20-12, Постановление Верховного Суда РФ от 20.12.2019 N 44-АД19-50).
Как следует из п.п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путём указания наименования населённого пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
По смыслу ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, приложенной к протоколу об административном правонарушении подтверждается место нахождения ООО «Сибирское горномонтажное управление» по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Баха, д. 36, который не относится к территориальной подсудности Воркутинского городского суда Республики Коми, при этом сведений о представительствах и филиалах ООО «Сибирское горномонтажное управление» в указанной выписке не содержится.
При таких обстоятельствах, действие ООО «Сибирское горномонтажное управление» по уведомлению в установленных порядке и (или) форме уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, должно было быть совершено по месту нахождения ООО «Сибирское горномонтажное управление».
Из ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ следует, что дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Исходя из положений ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ и абз. 3 подп. «а» п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат, процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, том числе путём проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ.
Вместе с тем административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации не отнесены к числу нарушений, по которым ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ допускается проведение административного расследования.
Таким образом, вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, при отсутствии реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, а таких действий, как следует из материалов проверки, не проводилось, не влечёт обязательность рассмотрения данного дела судом по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
При таких обстоятельствах, поскольку местом административного правонарушения является место нахождения юридического лица (Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Баха, д. 36), административное расследование фактически не проводилось, протокол об административном правонарушении подлежит передаче на рассмотрение по подведомственности в Заводский районный суд г. Кемерово Кемеровской области.
Следует также отметить, что Управление по вопросам миграции МВД по Республике Коми, куда направлено уведомление расположено в г. Сыктывкаре (Эжвинский район, ул. Мира, д.1а).
На основании изложенного и, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 29.4, ст. 29.12 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сибирское горномонтажное управление» (протокол № 899 от 12.11.2020.) передать на рассмотрение по подведомственности в Заводский районный суд г. Кемерово Кемеровской области.
Судья С.В. Иванов