Решение по делу № 3а-610/2021 от 14.12.2020

Дело № 3а-610/2021(2027/2020)

32OS0000-01-2020-001582-74

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 28 мая 2021 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сокова А.В.

     при секретаре Кондрашовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каспаровой О.А. к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ :

Каспарова О.А. обратилась в Брянский областной суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что она является собственником земельного участка общей площадью 916 кв.м., с кадастровым номером , и здания магазина общей площадью 220,8 кв.м., с кадастровым номером: , расположенных по адресу: <адрес>. В соответствии с Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 1 176 748 рублей 56 копеек, здания магазина с кадастровым номером: – 4 212 524 рубля 42 копейки. Полагая, что кадастровая стоимость принадлежащих ей объектов значительно завышена, чем нарушаются её права как налогоплательщика, административный истец просила суд пересмотреть кадастровую и архивную кадастровую стоимость объектов недвижимости, установив в размере их рыночной стоимости, определенной в отчетах от 09 ноября 2020 г. и от ДД.ММ.ГГГГ, выполненных ИП ФИО5, в соответствии с которыми, по состоянию на 01 января 2015 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 462 626 рублей, здания магазина с кадастровым номером: –1 288 456 рублей, по состоянию на 01 января 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером – 291 389 рублей, здания магазина с кадастровым номером: – 1 281 290 рублей.

Дело рассмотрено в порядке ст. 247 КАС РФ в отсутствие истца, его представителя, представителей ответчиков Управления имущественных отношений Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» заинтересованного лица администрации Суражского района Брянской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В письменных ходатайствах представителя административного истца и представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Брянской области содержится просьба о рассмотрении дела без их участия.

Представитель административного ответчика ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по доверенности Андриянова Д.В. в отзыве на исковое заявление по существу исковых требований возражает против их удовлетворения, право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной не оспаривает.

В письменном отзыве на административное исковое заявление Управления Росреестра по Брянской области указывает на то, что право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной и рыночную стоимость указанного в иске объекта недвижимости, определенную в представленных истцом отчете не оспаривает, по существу заявленных требований не возражает.

Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Жензирова О.В. в отзыве на исковое заявление по существу исковых требований не возражает против их удовлетворения, право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной не оспаривает, просит отказать в удовлетворении требований к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

С учетом требований статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса РФ одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является арендная плата, для определения которой за земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст.12 названного Федерального закона итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Как следует из материалов дела, Каспарова О.А. является собственником земельного участка общей площадью 916 кв.м., с кадастровым номером , и здания магазина общей площадью 220,8 кв.м., с кадастровым номером: , расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.12-15).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости №КУВИ-002/2020-29730289 от ДД.ММ.ГГГГ и №КУВИ-002/2020-29703653 от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию 1 января 2015 года составляет 1 986 217 рублей 76 копеек и магазина с кадастровым номером: –6 235 087 рублей 3 копеек.

В соответствии с Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 1 176 748 рублей 56 копеек, здания магазина с кадастровым номером: – 4 212 524 рубля 42 копейки.

В силу статьи 388, части 1 статьи 389, статьи 400, части 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ физические лица, обладающие земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на землю и на имущество физических лиц.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 390, частью 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости.

Считая, что кадастровая стоимость спорных объектов, внесенная в государственный кадастр недвижимости, превышает их рыночную стоимость, административный истец обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика, а также положительное экспертное заключение.

Административный истец в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости представил Отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ИП ФИО5, в соответствии с которым по состоянию на 01 января 2019 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером – 291 389 рублей, здания магазина с кадастровым номером: – 1 281 290 рублей; Отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ИП ФИО5, в соответствии с которым по состоянию на 01 января 2015 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером – 462 626 рублей, здания магазина с кадастровым номером: – 1 288 456 рублей.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст.12 Федерального закона № 135-ФЗ).

Принимая во внимание существенную разницу между кадастровой и рыночной стоимостью объекта оценки, в целях проверки доводов сторон и установления юридически значимых обстоятельств, по делу по ходатайству представителя административного истца была назначена и проведена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», на разрешение которой были поставлены вопросы о соответствии представленного административным истцом отчета требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и определении итоговой величины рыночной стоимости объекта.

Согласно заключению эксперта /Э-2021 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» представленный административным истцом Отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ИП ФИО5, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки.

Данное заключение эксперта лицами, участвующими в рассмотрении дела, не оспаривается и суд принимает его в качестве доказательства по делу, учитывая, что заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное образование, длительный стаж работы. Эксперт является действительным членом СРО Региональная ассоциация оценщиков и имеет право на осуществление оценочной деятельности, имеет необходимые дипломы и опыт работы.

При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу о том, что стоимость рассматриваемых объектов недвижимости подлежит установлению в размере их рыночной стоимости, определенной в представленных истцом отчетах.

С принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года №334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в статью 403 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую порядок определения налоговой базы, подпунктом «а» пункта 6 статьи 2 данного Федерального закона были внесены изменения, согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (пункт 2).

В результате данных законодательных изменений нормативное регулирование, предусматривающее учет измененной в установленных процедурах кадастровой стоимости имущества исходя из его рыночной стоимости, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком было подано соответствующее заявление, утратило силу с 1 января 2019 года (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ).

В случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Согласно сведениям, представленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, в настоящее время сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года №1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области».

Дата начала применения актуальной кадастровой стоимости рассматриваемого объекта, является 1 января 2020 года.

Таким образом, учитывая, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость указанного выше объекта недвижимости в настоящее время является архивной кадастровой стоимостью, то устанавливаемая в рамках настоящего дела кадастровая стоимость подлежит применению с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости объектов недвижимости, являющихся предметом спора, и до 31 декабря 2019 года в соответствии с частью 2 статьи 403 Налогового кодекса РФ.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов административного дела следует, что административный истец обратился в суд с указанным административным заявлением 09 декабря 2020 г.

Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Каспаровой О.А. к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость недвижимого имущества:

- земельного участка общей площадью 916 кв.м., с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, определенной в размере 219 389 рублей по состоянию на 01 января 2019 г.;

- здания магазина общей площадью 220,8 кв.м., с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, определенной в размере 1 281 290 рублей по состоянию на 01 января 2019 г.

Установить архивную кадастровую стоимость недвижимого имущества:

- земельного участка общей площадью 916 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, определенной в размере 462 626 рублей по состоянию на 01 января 2015 г.;

- здания магазина общей площадью 220,8 кв.м., с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, определенной в размере 1 288 456 рублей по состоянию на 01 января 2015 г.

Сведения об архивной кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2019 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 09 декабря 2020 г. - дату подачи заявления в суд.

Вновь установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 04 июня 2021 года.

Председательствующий А.В. Соков

3а-610/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Каспарова Оксана Андреевна
Ответчики
Управление Росреестра по Брянской области
Управление Имущественных отношений Брянской области
ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация"
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Брянской области
Другие
Администрация Суражского района
Суд
Брянский областной суд
Судья
Соков Алексей Викторович
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
14.12.2020Регистрация административного искового заявления
14.12.2020Передача материалов судье
17.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2021Подготовка дела (собеседование)
15.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2021Судебное заседание
19.05.2021Производство по делу возобновлено
28.05.2021Судебное заседание
28.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее