Дело № 2-419/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 мая 2015 года г. Константиновск

Усть-Донецкий районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Чимидова М.В.,

при секретаре Марченко Л.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотарева О. В. к Отделу социальной защиты населения администрации <адрес>, третье лицо Министерство труда и социального развития <адрес>, о признании действий по расчету и выплате компенсации по оплате коммунальных услуг только на долю педагогического работника незаконными и обязании произвести перерасчет размера указанной компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Истец Золотарева О. В. обратилась в суд с иском к ОСЗН администрации <адрес>, третье лицо Министерство труда и социального развития <адрес>, о признании незаконными действий по расчету и выплате компенсации по оплате коммунальных услуг только на долю педагогического работника, а также пенсионеров из их числа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., и об обязании произвести перерасчет размера указанных льгот в период с 01.11.2011г. по 01.07.2013г. в пользу Золотарева О. В., ссылаясь на то, что она является музыкальным руководителем и проживает в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ получает ежемесячно денежные выплаты на оплату коммунальных услуг с учетом зарегистрированных лиц в домовладении.

Ответчик в нарушение положений Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1"Об образовании" и Областного закона от 17.01.2005 г. № 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" не предоставляет истцу, в полном объеме меры социальной поддержки, как педагогическому работнику. Расчет выплат до 01.07.2013 г. производился из расчета количества лиц, зарегистрированных и совместно проживающих с истцом, членов ее семьи (с учетом проживания Золотарева О. В.).

По ее мнению, действия ОСЗН администрации <адрес> по расчету и выплате льгот по оплате коммунальных услуг только на долю педагогического работника, а также пенсионеров из их числа незаконны, противоречат федеральному законодательству, и нарушают права истца, на стопроцентное возмещение понесенных расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.

На основании изложенного просила суд: признать действия ОСЗН администрации <адрес> по расчету и выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, а так же пенсионеров из их числа, незаконными; обязать ОСЗН администрации <адрес> произвести перерасчет размера указанных льгот в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу Золотарева О. В.

Истец Золотарева О. В., в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В представленном суду заявлении исковые требования поддержала, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика ОСЗН администрации <адрес> - Пономарева О. Ю., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила в иске отказать, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, кроме того просила суд применить срок исковой давности.

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития <адрес> в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил возражение в котором просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, также просил суд рассмотреть дело в ее отсутствие. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.

Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в новой редакции на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ. В действующей редакции абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" закрепляет право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

Это подтверждает и ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Наделение органов государственной власти субъектов РФ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Так, в силу статей 1 и 2 Областного закона РО от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (в ред. Областного закона от 18.09.2006 г. N 544-ЗС).

Уровень социальных гарантий педагогических работников остался прежним и в связи с внесением изменений в указанные положения Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области".

Так, согласно положений ст. ст. 1, 2 Областного закона, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится в том числе педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в <адрес> (далее - работающим и проживающим в сельской местности).

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом совместно проживающих членов семей.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, производится в размере 100 процентов фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (в редакции Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1106-ЗС).

Таким образом, названный Областной закон не устанавливает и ранее не устанавливал никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).

Из материалов дела следует, что Золотарева О. В., является педагогическим работником (л.д. 9), проживает в сельской местности, а именно по адресу: <адрес>, в жилом помещении общей площадью 61,5 кв. м, и получает меры социальной поддержки на услуги ЖКУ: водоснабжение, газ и электроэнергия. Совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы и проживают члены ее семьи Золотарев Н. Ф., Золотарев А. Н., Борисова О. А., Куклина К. А., что подтверждается выпиской <номер скрыт> из домовой книги.

В соответствии с действующим законодательством педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, а также пенсионерам из их числа, производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Как усматривается из материалов дела начисления выплат Золотарева О. В., производились из расчета всех зарегистрированных совместно проживающих с ней членов семьи, в то время, как расчет ЕДВ на оплату коммунальных услуг производился, из расчета только на ее долю с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8051 рублей 84 копеек из расчетной площади жилого помещения 61,5 кв. м (справка по выплате, расчет ЕДВ).

В нарушение вышеуказанных норм, ОСЗН администрации <адрес> расчет выплат Золотарева О. В., являющейся педагогическим работником, производился из расчета 10 зарегистрированных совместно проживающих с Золотарева О. В., членов семьи.

При этом ответчик в обоснование своих доводов, ссылается на нормы Жилищного Кодекса РФ, в соответствии с которыми граждане, зарегистрированные по месту проживания, несут равную солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, в том числе по оплате ЖКУ.

Однако с такими доводами ответчика, суд согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с законодательством, до 2011 года при определении размера вышеназванных выплат учитывалась доля жилого помещения, занимаемая гражданином, что регламентировалось Положением о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 534.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. по делу N 41-Г11-24 указанная норма в части слов "на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения" в отношении педагогических работников государственных и муниципальных учреждений образований и пенсионеров из числа указанных выше педагогических работников, проработавших в сельской местности не менее 10 лет, признана недействующей с момента вступления настоящего решения в законную силу как противоречащая п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ и статьям 1 и 2 Закона Ростовской области N 274-ЗС от 17 января 2005 г.

Постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. N 232 постановление администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 г. N 534 признано утратившим силу, а утвержденное этим же Постановлением Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений, распространяющееся на ту категорию граждан, к которой относится Золотарева О. В., не устанавливает ограничений компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) долей общей площади, приходящейся на самого педагогического работника.

В частности, пункт 6.7.2 названного Положения закрепляет лишь то, что гражданам, указанным в частях 1 и 2 статьи 1 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 274-ЗС (далее - сельские специалисты), меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки.

Таким образом, ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг должна предоставляться Золотарева О. В., с учетом всех совместно проживающих с ним членов ее семьи.

То обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГГГ выплата компенсации произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Золотарева О. В., осуществляется на основании документов, подтверждающих фактические расходы, не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявленного иска, поскольку в данном случае спорным является период до внесения изменений в законодательство, регулирующим социальную поддержку педагогическим работникам. Таким образом, Золотарева О. В., имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за жилое помещение, в котором она проживает, и коммунальные услуги, без каких-либо ограничений размера такой компенсации.

Суд отмечает, что в данном случае действия ОСЗН <адрес> не обжалуются в порядке главы 25 ГПК РФ, истцом заявлены требования в порядке искового производства. Предметом настоящего спора является право Золотарева О. В. на получение мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 196 ГК РФ срок исковой давности устанавливается в три года.

О нарушении своих прав истец мог и должен был узнать в месяц предоставления компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.

Из материалов дела следует, что истцом заявлены требования об обязании произвести перерасчет размера спорных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.

Обращение в суд последовало ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами 3 летнего срока, установленного ст. 196 ГК РФ.

В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В данном случае ходатайств о восстановлении срока, с указанием причин уважительности его пропуска, истцом не заявлено.

Учитывая, что истечение срока исковой давности, о применении которой было заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для отказа в иске, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части обязания ответчика произвести истцу перерасчет компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг без учета доли занимаемой Золотарева О. В. общей площади жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 12, 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░.░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░ ░░ 100% ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-419/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Золотарева О.В.
Ответчики
УСЗН
Другие
Министерство труда и соц. развития
Суд
Усть-Донецкий районный суд Ростовской области
Дело на сайте суда
ustdonetsky.ros.sudrf.ru
30.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2015Передача материалов судье
31.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2015Подготовка дела (собеседование)
14.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2015Судебное заседание
12.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее