РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2022 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд города Красноярска
в составе:
председательствующего Кирсановой Т.Б.,
при секретаре Моисеенко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к МАОУ «Средняя школа № 3», Главному управлению образования администрации г. Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,-
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к МАОУ «Средняя школа № 3», Главному управлению образования администрации г. Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, мотивировав свои требования тем, что 16 августа 2021 года МАОУ СШ № 3 было выдано предписание № 4186 об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства. По результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении МАОУ СШ № 3 на основании решения от 09 августа 2021 года № 288, установлено невыполнение требований указанного предписания. Фактически при рассмотрении списка учащихся но классам, технического паспорта, установлено, что не соответствует площадь учебных кабинетов из расчета не менее 2,5 м? на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, а именно: согласно технического паспорта площадь
помещения в кабинете № 2-02 учащихся 2 А и 4 В классов составляет 48,5 м? (обучающихся в кабинете в 2 А классе - 33 ребенка (па январь 2021 - 1Л класс), в 4 В классе - 30 детей (на январь 2021 - ЗВ класс), площадь на 1 ребенка в кабинете составляет 1,-1,6 м?, при норме не менее 2,5 м?); площадь помещения в кабинете № 1-05 учащихся 4А класса составляет 67,0 м? (обучающихся в кабинете 4А классе - 34 ребенка (на январь 2021 -ЗА класс), площадь на 1 ребенка в кабинете составляет 1,9 м?, при норме не менее 2,5 м?); площадь помещения в кабинете № 1-03 учащихся ЗГ и 1В классов (на январь 2021 - 2 Г и 4В классы) составляет 46,6 м? (обучающихся в кабинете в ЗГ классе - 35 детей, в 1В классе - 30 детей, площадь на 1 ребенка в кабинете составляет 1,3- 1,5 м?, при норме не менее 2,5 м?); площадь помещения в кабинете № 1-02 учащихся 1Б и ЗВ классов (на январь 2021 года 4Б и 4Д классы) составляет 50,8 м? (обучающихся в кабинете в 1Б классе – 30 детей, во ЗВ классе - 25 детей, площадь на 1 ребенка в кабинете составляем
1,7-2,0 м?, при норме не менее 2,5 м?); площадь помещения в кабинете № 1- 01 учащихся 2В и ЗБ классов (на январь 2021 -1В и 2Б классы) составляет 46,4 м? (обучающихся в кабинете в 2В классе - 32 ребенка, в ЗБ классе – 34 ребенка, площадь на 1 ребенка в кабинете составляет 1,3- 1,4 м2, при норме не менее 2,5 м?); площадь помещения в кабинете № 2-03 учащихся 2К и ЗА классов (на январь 2021 - 1К и 2А классы) составляет 48,5 м? (обучающихся в кабинете в 2К классе - 34 ребенка, в ЗА классе - 32 ребенка, площадь на 1 ребенка в кабинете составляет 1,4- 1,5 м?, при норме неменее 2,5 м?); площадь помещения в кабинете № 2 05 учащихся 1Д и 4Б классов (на январь 2021 - 2В и ЗБ классы) составляет 51,0 м? (обучающихся в кабинете в 1Д классе - 30 детей, в 4Б классе – 31 ребенок, площадь на 1 ребенка в кабинете составляет 1,6- 1,7 м?, при норме не менее 2,5 м?); площадь помещения в кабинете № 2-07 учащихся 1А класса (на январь 2021 -4Г класс) составляем 62,8 м? (обучающихся в кабинете в 1А классе - 30 детей, площадь на 1 ребенка в кабинете составляет 2,0 м?, при норме не менее 2,5 м?), что является нарушением требований п. 3.4.14 СП2.4.3648-20. Переполненность классов в образовательном учреждении для обучающихся негативно отражается на здоровье учащихся. На момент предъявления настоящего искового заявления установлено,
что указанные нарушения санитарного законодательства не устранены, соответствующие доказательства обратного отсутствуют. Просит признать бездействие МАОУ СШ № 3, выраженное в неисполнении требований п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" незаконным; возложить обязанность на МАОУ СШ № 3 устранить нарушение п. 3.4.14 СП 2.4.3648- 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" путем обеспечения соответствия площади учебных кабинетов из расчета не менее 2,5 м?, на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий; возложить обязанность на главное управление образования администрации города Красноярска финансово обеспечить устранение МАОУ СШ № 3 нарушение п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
В судебном заседании представитель истца Заболотский Е.В., действующий на основании доверенности от 13 апреля 2021 года, на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика МАОУ СШ № 3 Зиганшина З.С., действующая на основании приказа от 1 марта 2022 года и Устава, исковые требования не признала, указав на отсутствие возможности исполнить предписание.
Представитель ответчика ГУ образования администрации г. Красноярска Копылов Е.Л., действующий на основании доверенности от 17 февраля 2022 года, исковые требования не признал, указав на отсутствие возможности исполнить предписание.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему:
Положения ст. 42 Конституции РФ устанавливают право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее «ФЗ № 52») государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии со ст. 4 ФЗ № 52 указанный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 95 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О
государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" при неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
Положениями п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28, (далее «СП») предусмотрено, что количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. Комплектование классов (групп) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в зависимости от указанной в пункте 3.1.1 Правил категории обучающихся. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться исходя из не менее 2,5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий.
В силу ч.15 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее «Закон об образовании») на образовательные учреждения возложены обязанности по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Положениями п.2 ч.6 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
В судебном заседании установлено, что задние МАОУ «Средняя школа № 3» (далее «Школа»), согласно Выписки из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от 22 мая 2007 года, Списка наполняемости начальных классов, предоставленного Школой, введено в эксплуатацию в 1963 году, площади в кабинетах составляют: № 2-02 - 48,5 м? при наполняемости класса - 33 ребенка; № 1-05 - 67,0 м? при наполнении класса - 34 ребенка; № 1-03 - 46,6 м? при наполнении класса - 35 детей; № 1-02 - 50,8 м? при наполнении класса -30 детей и 25 детей, № 1- 01 - 46,4 м? при наполнении класса 34 ребенка; № 2-03 - 48,5 м? при наполнении класса - 34 ребенка и 32 ребенка; № 2 -05 - 51,0 м? при наполнении класса - 30 детей и 31 ребенок; № 2-07 - 62,8 м? при наполнении класса - 30 детей, что не соответствует требованиям п. 3.4.14 СП.
16 февраля 2021 года истцом, по результатам проведенной плановой выездной проверки, Школе было выдано предписание за № 4186, в соответствии с которым Школе было предписано устранить нарушения «ФЗ № 52» и требований п. 3.4.14 СП в части несоответствия площади учебных кабинетов из расчета не менее 2, 5 м? на одного обучающегося при фронтальных формах занятий в учебных кабинетах № 1-05 ( 3 А класс), № 1-03 (2 Г и 4 В классы), № 1-02 (4Б и 4Д классы), № 2-02 (1А и 3 В класс); № 1-01 ( 1В и 2Б классы), № 2-03 (1К и 2 А классы), № 2-05 (2В и 3Б классы), № 2-07 ( 4 г классы) в срок по 2 августа 2021 года.
На основании решения истца о проведении внеплановой выездной проверки от 9 августа 2021 года № 288, в период с 16 августа по 20 августа 2021 года в Школе была проведена выездная внеплановая проверка, по результатам которой был составлен Акт № 24055, согласно которому Школа не устранила ранее выявленные нарушения в части обеспечения площади учебных кабинетов из расчета не менее 2,5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий, что подтверждается пояснениями сторон в судебном заседании, постановлением по делу об административном правонарушении от 18 октября 2021 года, из которого следует, что Школа, в связи с неисполнение вышеприведенного предписания, привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19. 5 КоАП РФ.
Кроме того, согласно пояснениям сторон в судебном заседании, нарушение в части обеспечения площади учебных кабинетов из расчета не менее 2,5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий не устранено по настоящее время, при этом стороной ответчика не представлено достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что в целях устранения нарушения были предприняты какие-либо меры, в связи с чем суд, учитывая вышеприведенные положения ст. 28 Закона об образовании, приходит к выводу о том, что требования истца о признании бездействия Школы, выраженное в неисполнении требований об обеспечении площади учебных кабинетов из расчета не менее 2,5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий, незаконным и возложении на Школу обязанности устранить нарушение п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» путем обеспечения соответствия площади учебных кабинетов из расчета не менее 2,5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика Школы о том, что здание школы было построено в 1963 году, т.е. до введение в действие СП 2.4.3648-20, в связи с чем требование истца, при количестве учащихся в каждом из классов, обеспечить не представляется возможным, суд не принимает во внимание, поскольку положения СП 2.4.3648-20 не содержат какие-либо исключения для учебных заведений в зависимости от года постройки.
В соответствии с п/п 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В ходе рассмотрения настоящего спора установлено, что согласно Уставу и ЕГРЮЛ Школа является муниципальным автономным общеобразовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование г. Красноярск, в лице Главного управления образования администрации г. Красноярска и администрация г. Красноярска, источниками формирования имущества Школы является в том числе имущество, переданное в оперативное управление, имущество, приобретенное за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, субсидий из соответствующего бюджета.
Положениями п/п. 16, 17, 18, 20, 21 п. 19 раздела 3 Положения о Главном управлении образования администрации города Красноярска, утв. Распоряжением администрации г. Красноярска от 20 февраля 2014 года, Для обеспечения решения вопросов местного значения в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществления в пределах своей компетенции отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Красноярска в соответствии с федеральными законами и законами Красноярского края, Управление разрабатывает предложения по формированию бюджета города Красноярска в части расходов на образование, участвует в определении нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета города на очередной финансовый год, составляет обоснования бюджетных ассигнований, осуществляет экономический анализ деятельности муниципальных учреждений; является главным распорядителем средств бюджета города Красноярска для получателей бюджетных средств - муниципальных казенных учреждений, главным администратором доходов бюджета города, а также исполняет бюджетные полномочия, определенные действующим законодательством; формирует предложения о распределении (перераспределении) средств субсидий и субвенций по муниципальным образовательным учреждениям после получения уведомления о выделении (изменении) сумм субсидий и субвенций, формирует и направляет в орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий управление в сфере образования, предложения об увеличении или сокращении средств субсидий и субвенций в соответствии с заявками подведомственных муниципальных образовательных учреждений, а также отчет об использовании этих средств; выполняет функции муниципального заказчика в целях обеспечения муниципальных нужд города в сфере образования: осуществляет планирование закупок товаров, работ, услуг, разрабатывает документацию о закупках, заключает от имени муниципального образования города Красноярска муниципальные контракты (договоры) и обеспечивает их исполнение, направляет необходимые документы и информацию для включения в реестр контрактов, заключенных заказчиками; в области обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий осуществляет планирование проведения работ по капитальному, текущему ремонту и реконструкции зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении муниципальных учреждений, координирует ход работ по капитальному ремонту и реконструкции их зданий.
Принимая во внимание, что Главное управление образования администрации города Красноярска является учредителем Школы и главным распорядителем бюджетных средств, суд находит, что требование истца о возложении обязанности на данного ответчика обеспечить финансирование устранения Школой вышеприведенных нарушений является законным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика Школы подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать бездействие МАОУ «Средняя школа № 3» в неисполнении требований п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", выразившееся в необеспечении площади учебных кабинетов из расчета не менее 2,5 м?, на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, незаконным.
Возложить обязанность на МАОУ «Средняя школа № 3» устранить нарушение п. 3.4.14 СП 2.4.3648- 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" путем обеспечения соответствия площади учебных кабинетов из расчета не менее 2,5 м?, на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий.
Возложить обязанность на главное управление образования администрации города Красноярска обеспечить финансирование устранения МАОУ «Средняя школа № 3» нарушения п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Взыскать с МАОУ «Средняя школа № 3» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение 30 суток со дня принятия решения в окончательной форме.
Подписано председательствующим 4 апреля 2022 года
Копия верна
Судья