Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2019 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.
при секретаре Метелевой Н.В.,
с участием прокурора Струковой Т.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Саниной Елены Владимировны к муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению «Детский сад № 17 «Жемчужинка» комбинированного вида о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в Минусинский городской суд в интересах Саниной Е.В. к МДОБУ «Детский сад № 17 «Жемчужинка» комбинированного вида с требованиями о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Определением судьи от 06.03.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено Управление образования Администрации города Минусинска.
Свои исковые требования, заявленные в интересах истицы, прокурор в исковом заявлении и в судебном заседании мотивировал следующим. Санина Е.В. состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности помощник воспитателя. Так, по мнению прокурора, истице Саниной Е.В. за период с апреля 2018 года по август 2018 года была недоначислена и не выплачена заработная плата в размере 17 364 рубля 66 копеек. Прокурор указал, что поскольку истица состоит в трудовых отношениях с ответчиком, ее заработная плата не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а именно с 01.01.2018 года 9 489 рублей, с 01.05.2018 года 11 163 рубля. Кроме того, с учетом правовой позиции, изложенной Конституционным судом, с применением коэффициентов, действующих на территории г. Минусинска согласно Постановлению Администрации Красноярского края от 13.11.1992 № 393-П и Приказу Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 3, включающий южные районы Красноярского края в порядок предоставления гарантий и компенсаций, с учётом 30% районного коэффициента и 30% северного коэффициента, всего размер заработной платы не мог быть менее 15 182 рублей 40 копеек с 01.01.2018 года, 17 860 рублей 80 копеек с 01.05.2018 года. Фактически истице начисление заработной платы осуществлялось с нарушением данных нормативных положений, что и послужило основанием для обращения в суд. С учетом изложенного, а также приведенных в исковом заявлении норм права, с учетом заявления об уточнении исковых требований, прокурор просит взыскать с ответчика в пользу Саниной Е.В. сумму недоначисленной и не выплаченной заработной платы за период с апреля 2018 года по август 2018 года в размере 17 364 рубля 66 копеек.
Истица Санина Е.В. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела была извещена надлежащим образом, ранее представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила требования прокурора, заявленные в ее интересах, удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, отзыва относительно заявленных исковых требований и ходатайства об отложении рассмотрения дела в суд не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления образования Администрации города Минусинска в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, отзыва относительно заявленных исковых требований и ходатайства об отложении рассмотрения дела в суд не представил.
В суд в качестве доказательств представлены и судом истребованы: заявление Саниной Е.В., справка-расчет, копия паспорта, копия трудовой книжки, расчетные листы, справка-расчет, представленная третьим лицом, Положение о системе оплаты труда.
Выслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Прокурор обратился в суд в интересах истицы Саниной Е.В. полагая, что ответчиком нарушено право на вознаграждение за труд, поскольку по смыслу норм, содержащихся в ст. 146 и 148 ТК РФ, сам факт работы в особых условиях является основанием для установления повышенной оплаты труда и в силу ст. 135 ТК РФ осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В ходе рассмотрения дела по существу судом было установлено, что истица состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности помощника воспитателя.
В соответствии с Положением о системе оплаты труда для работников муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 17 «Жемчужинка» комбинированного вида» в качестве персональной выплаты работникам учреждения предусмотрена краевая выплата младшим воспитателям и помощникам воспитателей в размере 2 155 рублей 20 копеек.
В приложении 3 к положению об оплате труда работников МДОБУ «Детский сад № 17 «Жемчужинка» также указано, что Краевые выплаты воспитателям, младшим воспитателям и помощникам воспитателей образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей, устанавливаются на основании приказа руководителя организации в виде выплаты стимулирующего характера, входящей в состав заработной платы работника, но не более 718 рублей 40 копеек на одного работника (воспитателя), 2 155 рублей 20 копеек на одного работника (младшего воспитателя и помощника воспитателя). Указанная выплата производится сверх месячной заработной платы (с учетом компенсационных выплат, в том числе доплаты до размера до размера минимальной заработной платы, региональной выплаты и выплат стимулирующего характера), пропорционально отработанному времени. На указанную выплату начисляются районный коэффициент, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
По мнению прокурора и истицы, ежемесячная заработная плата с 01.01.2018 года не должна быть менее 15 182 рублей 40 копеек, с 01.05.2018 года- 17 860 рублей 80 копеек.
Согласно представленным расчетным листам, Саниной Е.В. в период с апреля 2018 года по август 2018 года включительно за вычетом надбавки помощника воспитателя были начислены следующие суммы: в апреле 2018 года- 12 491 рубль 45 копеек; в мае 2018 года- 12 491 рубль 45 копеек; в июне 2018 года 624 рубля 57 копеек; в июле 2018 года 8 516 рублей 90 копеек; в августе 2018 года 12 491 рубль 45 копеек.
В соответствии с ч.2 ст. 7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации: в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 ТК РФ исключена часть, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01.09.2007г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст. 133 ТК РФ). Однако, действующей в настоящее время ч.3 ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ч.3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30.06.06г. № 90-ФЗ и от 20.04.07г. № 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Как следует из анализа вышеприведенных правовых норм, основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей.
Согласно ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.01.2018 года составляет 9 489 рублей, с 01.05.2018 года- 11 163 рубля.
Для расчета заработной платы применяется Постановление Администрации Красноярского края от 13.11.1992 № 393-П и Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 3, включающий южные районы Красноярского края в порядок предоставления гарантий и компенсаций, а, следовательно, с учетом 30% районного коэффициента и 30% северного коэффициента всего размер заработной платы с 01.01.2018 года составляет 15 182 рубля 40 копеек (9 489 руб. + (30% от 9 489 руб.)+ (30% от 9 489 руб.), с 01.05.2018 года – 17 860 рублей 80 копеек (11 163 руб. + (30% от 11 163 руб.)+ (30% от 11 163 руб.).
В результате того, что ответчиком не были учтены данные нормативные положения, начисление заработной платы истице осуществлялось в меньшем размере.
Проверяя расчеты прокурора, суд приходит к выводу, что истице была недоначислена и не выплачена заработная плата за период с апреля 2018 года по август 2018 года включительно в следующем размере.
В апреле 2018 года установленная норма времени истицей Саниной Е.В. была отработана в полном объеме; 15 182 рубля - сумма, которая должна была быть начислена при отработанной норме времени; 12 491 рубль 45 копеек - фактически начисленная истцу сумма (без учета надбавки помощника воспитателя); 15 182,4- 12 491,45 = 2 690 рублей 95 копеек- недоначисленная сумма за апрель 2018 года.
В мае 2018 года установленная норма времени истицей Саниной Е.В. была отработана в полном объеме; 17 860 рублей 80 копеек - сумма, которая должна была быть начислена при отработанной норме времени; 12 491 рубль 45 копеек - фактически начисленная истцу сумма (без учета надбавки помощника воспитателя и отпускных); 17 860,80- 12 491,45 = 5 369 рублей 35 копеек- недоначисленная сумма за май 2018 года.
В июне 2018 года норма времени составила 159 часов, истицей Саниной Е.В. фактически было отработано 8 часов; 17 860 рублей 80 копеек - сумма, которая должна была быть начислена при полностью отработанной норме времени; 17 860,8 : 159 х 8 = 898 рублей 66 копеек - сумма, которая должна была быть начислена при отработанной истцом норме времени; 624 рубля 57 копеек - фактически начисленная истцу сумма (без учета надбавки помощника воспитателя); 898,66-624,57=274 рубля 09 копеек- недоначисленная сумма за июнь 2018 года.
В июле 2018 года норма времени составила 176 часов, истицей Саниной Е.В. фактически было отработано 120 часов; 17 860 рублей 80 копеек - сумма, которая должна была быть начислена при полностью отработанной норме времени; 17 860,8 : 176 х 120 = 12 177 рублей 82 копейки- сумма, которая должна была быть начислена при отработанной истцом норме времени; 8 516 рублей 90 копеек- фактически начисленная истцу сумма (без учета надбавки помощника воспитателя); 12 177,82- 8 516,9 = 3 660 рублей 92 копейки- недоначисленная сумма за июль 2018 года.
В августе 2018 года установленная норма времени истицей Саниной Е.В. была отработана в полном объеме; 17 860 рублей 80 копеек - сумма, которая должна была быть начислена при отработанной норме времени; 12 491 рубль 45 копеек - фактически начисленная истцу сумма (без учета надбавки помощника воспитателя); 17 860,80- 12 491,45 = 5 369 рублей 35 копеек- недоначисленная сумма за август 2018 года.
Таким образом, общий размер недоначисленной и невыплаченной истице Саниной Е.В. заработной платы составил 17 364 рубля 66 копеек исходя из следующего расчета: 2 690,95 + 5 369,35 + 274,09 + 3 660,92 + 5 369,35 = 17 364 рубля 66 копеек.
Таким образом, в пользу истицы Саниной Е.В. с ответчика подлежит взысканию сумма в размере 17 364 рубля 66 копеек.
Учитывая удовлетворение исковых требований, с ответчика в пользу муниципального бюджета г. Минусинска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 694 рубля 59 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Саниной Елены Владимировны к муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению «Детский сад № 17 «Жемчужинка» комбинированного вида о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 17 «Жемчужинка» комбинированного вида сумму недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01.04.18г. по 31.08.18г. в пользу Саниной Елены Владимировны в размере 17 364 рубля 66 копеек.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 17 «Жемчужинка» комбинированного вида в пользу муниципального бюджета г. Минусинска государственную пошлину в размере 694 рубля 59 копеек.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: