Решение от 28.02.2020 по делу № 2а-532/2020 от 31.12.2019

Дело № 2а-532/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Котельниковой О.В., с участием представителя административного истца Полубояровой О.В., представителей административных ответчиков Якимова Я.Г., представителей заинтересованных лицах Герман Н.В., Саввиной О.В., при секретаре Кадыровой А.Е., помощнике судьи Александровой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске

                                                                                   28 февраля 2020 года

административное дело по административному иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Омской области, Нижне-Обскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, отделу водных ресурсов по Омской области Нижне-Обского бассейнового водного управления Росводресурсы о признании незаконным решения, обязании совершить действие,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в Куйбышевский районный суд г. Омска с административными исковыми требованиями к административным ответчикам о признании незаконным решения, обязании совершить действие, указав, что Омской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Омской области (далее - Минприроды Омской области, Министерство) в части исполнения законодательства при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Омской области, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В ходе проверки установлено, что Минприроды Омской области в нарушение правовых норм принято решение от 26.06.2019 № 55-14.01.01.001-Р-РСБХ-С-2019-01119/00 о предоставлении реки Иртыш в пользование в целях сброса сточных и (или) дренажных вод АО «Омский завод транспортного машиностроения» (далее – АО «Омсктрансмаш»), являющемуся объектом II категории негативного воздействия на окружающую среду, фактически осуществляющему сброс сточных и (или) дренажных вод в городской ливневый коллектор, что не соответствует заявленной цели использования водного объекта. АО «Омсктрансмаш» не является собственником, пользователем водосбросных сооружений на законных основаниях.

Положениями водного законодательства допускается расчет нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I, II, III категорий. Сброс сточных вод непосредственно в водный объект могут осуществлять только объекты I, II, III категории, эксплуатирующие водосбросные сооружения.

После 01.01.2019 право пользования поверхностными водными объектами на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование в целях сброса сточных вод может быть предоставлено только объектам I, II, III категории, эксплуатирующим водосбросные сооружения.

Вывод о правомерности предоставления права пользования поверхностными водными объектами в целях сброса сточных вод только хозяйствующим субъектам, эксплуатирующим водосбросные сооружения, основан на пункте 6.11.5 СанПин 2.1.5.980-00, в соответствии с которым, при сбросе сточных вод в систему водоотведения населенного пункта или предприятия, ответственность за соблюдение нормативных требований к сбросу в водные объекты несет предприятие, сбрасывающее сточные воды в водный объект.

В подпункте 1 пункта 7.1 Административного регламента (далее – Административный регламент № 763), утвержденного приказом Минприроды России от 14.09.2011 № 763, описана процедура предоставления государственной услуги органами государственной власти субъектов РФ по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод.

В случае если установлено, что предоставить водный объект на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование невозможно, в соответствии с пунктом 33.1 Регламента заявителю направляется мотивированный отказ в предоставлении водного объекта в пользование.

В нарушение пунктов 5, 9 Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденных Приказом Минприроды России от 22.08.2007 № 216 (далее – Правила № 216) в условиях несоответствия заявленной цели использования водного объекта фактическим обстоятельствам пользования городским ливневым коллектором, имеющим выпуск в реку Иртыш на 1839,0 км от устья, решение Минприроды Омской области о предоставлении водного объекта в пользование зарегистрировано Отделом водных ресурсов по Омской области Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в государственном водном реестре 26.06.2019

АО «Омсктрансмаш» осуществляет сброс производственных и ливневых сточных вод через заводской коллектор в районе ул. 1-я Советская в городской ливневый коллектор с дальнейшим сбросов в реку Иртыш. На основании постановления Главы администрации Ленинского административного округа г. Омска от 27.12.2995 № 2092 участок ответственности АО «Омсктрансмаш» заканчивается до приемной камеры по ул. Калинина (включительно). Расстояние от контрольного колодца, находящегося на территории предприятия, до приемной камеры на ул. Калинина составляет около 250 метров. Участок коллектора от приемной камеры и до выпуска в р. Иртыш протяженностью около 2 километров не является собственностью АО «Омсктрансмаш» и не используется им на основании иных договоров. Технические условия на врезку в городской ливневый коллектор у АО «Омсктрансмаш» отсутствуют.

Географические координаты врезки в городской ливневый коллектор , географические координаты выпуска в водный объект:

При обращении в Минприроды Омской области за выдачей решения о предоставлении водного объекта в пользование АО «Омсктрансмаш», являющимся по факту абонентом централизованной системы водоотведения (не водопользователем), Минприроды Омской области, руководствуясь абзацем 2 пункта 14.1, пунктом 33.1 Административного регламента , обязано было направить заявителю мотивированный отказ в предоставлении данного водного объекта в пользование.

Прим этом административный ответчик Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальный орган, получив решение о предоставлении водного объекта в пользование фактическому абоненту централизованной системы водоотведения (не водопользователю), установив несоответствие представленных на государственную регистрацию документов требованиям, указанным в пункте 5 Правил № 216, а именно - не соответствие заявленной цели водопользования планируемого использования водного объекта для целей и случаев, установленных частями 2, 3 статьи 11, частью 1 статьи 15, частями 1, 2 статьи 16 Водного кодекса РФ, в соответствии с пунктом 9 Правил № 216, должно было направить в Минприроды Омской области мотивированный отказ в государственной регистрации.

Нарушение интересов Российской Федерации как правового государства и собственника реки Иртыш принятием Минприроды Омской области решения о предоставлении водного объекта в пользование АО «Омсктрансмаш», регистрацией его отделом водных ресурсов по Омской области Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в государственном водном реестре заключается в нарушении установленного правопорядка в области использования водных объектов, базирующегося на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, регулирования водных отношений исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды и одновременно как объекте права собственности и иных прав, принципе целевого использования водных объектов, установленных статьей 3 Водного кодекса РФ. При этом экологическое благополучие и право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду гарантированы статьей 42 Конституции РФ. Нарушение принципа целевого использования водных объектов создает угрозу причинения вреда водным объектам, соответственно, нарушаются гарантированные Конституцией права неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконным решение Минприроды Омской области о предоставлении водного объекта в пользование от 26.06.2019 в отношении АО «Омсктрансмаш», признать недействительной запись регистрации в государственном водном реестре, внесенную Отделом водных ресурсов по Омской области Нижне-Обского бассейнового водного управления Росводресурсов от 26.06.2019 в отношении АО «Омсктрансмаш», обязать отдел водных ресурсов по Омской области Нижне-Обского бассейнового водного управления Росводресурсов исключить из государственного водного реестра запись от 26.06.2019 в отношении АО «Омсктрансмаш».

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник Омского межрайонного природоохранного прокурора Полубоярова О.В. (на основании доверенности) поддержала административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, а также в письменных дополнительных обоснованиях (возражениях на отзывы административных ответчиков) к административному иску.

Дополнительно пояснила, что АО «Омсктрансмаш», осуществляющее сброс сточных вод в систему водоотведения, является, по сути, абонентом такой системы. Отношения между абонентом, осуществляющим сброс сточных вод в систему водоотведения, и организацией, осуществляющей непосредственное водоотведение в водный объект реку Иртыш (организация водопроводно-канализационного хозяйства), регулируются посредством заключения договора водоотведения. При этом организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей сброс в водный объект поступивших от предприятий-абонентов сточных вод, требуется оформление решения о предоставлении водного объекта в пользование. В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

В настоящее время городские ливневые коллекторы (в т.ч. участок коллектора от приемной камеры по <адрес> и до выпуска в <адрес> протяженностью около 2 километров) являются бесхозяйными, а с 13.06.2019 вступили в силу Правила отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 691. Необходимо проведение работ по корректировке схемы водоснабжения и водоотведения г. Омска, утвержденной постановлением Администрации г. Омска № 1646-п от 25.11.2014 в связи с внесением в нее сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованной системе водоотведения городского округа г. Омск, а также к централизованной ливневой системе водоотведения (канализации), предназначенной для отведения поверхностных сточных вод с территории города. Органами местного самоуправления (мэрией города Омска) в этой части работы уже начаты, что подтверждается ответом мэром г. Омска Фадиной О.Н. от 31.10.2019.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Частью 6 статьи 56 Водного кодекса РФ установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Для прекращения бесконтрольных сбросов сточных вод АО «Омсктрансмаш», не эксплуатирующим водосбросные сооружения (не водопользователь) необходимо признать незаконным и отменить решение Минприроды Омской области о предоставлении водного объекта в пользование от 26.06.2019 в отношении АО «Омсктрансмаш».

По мнению прокуратуры, административным ответчиком Минприроды Омской области при выдаче АО «Омсктрансмаш» решения от 26.06.2019 нарушены п.п. 8.1, 9.1, 12.2, 14.1, 33.1 Административного регламента ; административным ответчиком Нижне-Обским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов при государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование нарушены п.п. 5, 9 Правил .

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Якимов Я.Г. (в соответствии с полномочиями доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск. Дополнительно пояснил, что законодательство, в т.ч. указанные административным истцом в качестве обоснования административного иска правовые нормы, не содержат требований о наличии водосбросных сооружений и к правовому режиму их эксплуатации. Принимая решение о предоставлении водного объекта в пользование АО «Омсктрансмаш», <адрес> руководствовалось Административным регламентом , содержащим исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 62 КАС РФ прокурор обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения. Полагает, что ничем не подтверждается факт нарушения интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц выдачей решения АО «Омсктрансмаш» о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Хилько Л.Ю. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменный отзыв на административный иск, в котором указал, что осуществление пользования водным объектом без наличия разрешительного документа влечет за собой отсутствие контроля качества сбрасываемых сточных вод, а так же не поступление платы за сбросы загрязняющих веществ в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. В комплекте обосновывающих документов к решению о предоставлении водного объекта в пользование АО «Омский транспортного машиностроения» расчет и обоснование заявленного сброса сточных вод и показателей их качества выполнены для целей сброса в поверхностный водный объект:

    место сброса: правый берег реки Иртыш на 1839,0 км от устья, Ленинский административный округ;

географические координаты выпуска в водный объект:

    допустимый объем сброса: 1002,96 тыс. м3 в год;

    учет объема сброса определяется по показаниям аттестованных средств измерений;

    очистные сооружения мощностью 1750 м3/сут., эффективность очистки сточных вод составляет 83-88%.

В составе представленных сведений отсутствует договор водоотведения (в том числе на прием, очистку перед сбросом сточных вод и сброс в водный объект) с организацией, осуществляющей водоотведение, что, в свою очередь не указывает на принадлежность предприятия в качестве абонента системы водоотведения. Разрешение вопроса оставил на усмотрение суда.

Представитель отдела водных ресурсов по Омской области Нижне-Обского бассейнового водного управления Росводресурсы, заявленный в административном иске как административный ответчик, в судебное заседание своего представителя не направил, был извещен надлежащим образом. Отдел водных ресурсов по Омской области не является самостоятельным юридически лицом, не обладает правами и обязанностями такового.

Представитель административного ответчика АО «Омсктрансмаш» Герман Н.В. (в соответствии с полномочиями доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск. Дополнительно пояснила, что решение о предоставлении реки Иртыш в пользование АО «Омсктрансмаш» предоставлено в целях сброса сточных вод, с соблюдением статьи 11 Водного кодекса РФ. В соответствии с пунктами 1, 1.2 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов (пункт 1). Срок действия решения о предоставлении водного объекта от 10.04.2015 г. выданного Минприроды Омской области заканчивался 24.09.2019 г. АО «Омсктрансмаш» было получено Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду -п от 20.12.2016 г. Присвоена II категория негативного воздействия на сужающую среду и Разрешение № 28/2018 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 25.12.2018 г. от Департамента Росприроднадзора по СФО со сроком действия 25.12.2019 г. Перечень обосновывающих документов, предоставляемых заявителем при обращении в Минприроды Омской области за получением решения о предоставлении водного объекта пользование для сброса сточных вод определен пунктами 10, 11 Правил. Согласно пункту 18 Правил требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Правилами, не допускается. Заявление и обосновывающие документы АО «Омсктрансмаш», направленные в Министерство были подготовлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом на момент обращения АО «Омсктрансмаш» участок акватории реки Иртыш на 1839,0 км от устья на правом берегу в ЛАО города Омска в пользование представлен не был.

    Представитель заинтересованного лица Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Саввина О.В. (в соответствии с полномочиями доверенности) административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным прокурором в иске.

Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Омской области Новоселова Ю.Е. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, представила письменные возражения на административный иск, указав, что в связи с тем, что АО «Омсктрансмаш» не имеет собственного выпуска сточных вод в водный объект, в согласовании нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект со сточными водами АО «Омсктрансмаш» Управление отказало.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в связи со следующим.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из анализа части 4 статьи 218 КАС РФ следует, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, …прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 37 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.

Положения, содержащиеся во взаимосвязанных статьях 1, 11, 35, 56 Водного кодекса РФ, статьях 1, 22, 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действующей с 01.01.2019), статьях 1, 2, 14, 20, 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктах 3, 4, 5 Правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 691, подпункте «р» пункта 1 раздела I, подпункте «е» пункта 2 раздела II Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительством РФ от 28.09.2015 № 1029, подпункте 1 пункта 7.1, пункте 9.1, подпунктах 10, 12 пункта 12.2, подпунктах 1-9 пункта 23, пунктах 32.4, 33.1, 34, 34.3 Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденного приказом Минприроды России от 14.09.2011 № 763, пунктах 5, 9 Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденных Приказом Минприроды России от 22.08.2007 № 216, подпункте «а» пункта 9 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 02.06.2014 № 246, пункте 6.11.5 СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000, введенных в действие с 01.01.2001, образующие единую нормативную базу, допускают сброс веществ и микроорганизмов в составе сточных вод в водный объект только с соблюдением нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Пунктом 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса РФ предусмотрено, что право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в целях сброса сточных вод приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование принимается на основании заявления о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод с приложением расчета и обоснования заявленного объема сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества по каждому выпуску, графических материалов, с обозначением места предполагаемого сброса сточных и (или) дренажных вод по каждому выпуску.

Согласно частям 1, 2, 4 статьи 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Государственная услуга по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты осуществляется на основании заявления водопользователя и приложенного к нему проекта нормативов допустимых сбросов, содержащего ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод, план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений.

Согласно статье 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (в ред. ФЗ от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ, действующей с 01.01.2019 г.) расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (пункт 2).

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона (пункт 3).

В соответствии с пунктами 1, 1.2 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов (пункт 1).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (АО «Омск РТС» является объектом II категории), обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта РФ декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов (пункт 1.2).

Таким образом, данные нормы определяют срок действия ранее выданных разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Судом принимается во внимание, что АО «Омсктрансмаш» было получено Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду -п от 20.12.2016 г. Присвоена II категория негативного воздействия на сужающую среду и Разрешение № 28/2018 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 25.12.2018 г. от Департамента Росприроднадзора по СФО со сроком действия 25.12.2019 г.

Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) определяются как принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (пункт 23 статьи 2).

В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

В развитие положений ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 691 утверждены Правила отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, действующие с 13.06.2019 (далее - Правила водоотведения).

К централизованной системе водоотведения поселений или городских округов относятся: централизованная система водоотведения (канализации), отвечающая критериям, установленным пунктами 4, 5 Правил, а также централизованные ливневые системы водоотведения (канализации), предназначенные для отведения поверхностных сточных вод с территорий поселений или городских округов.

Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование № 763, предусматривает процедуру предоставления государственной услуги по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод.

Согласно пункту 8.1 Административного регламента № 763 государственную услугу предоставляет орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление указанной услуги.

Конечным результатом предоставления государственной услуги является принятие решения о предоставлении заявителю водного объекта в пользование, которое направляется на регистрацию в государственном водном реестре, либо мотивированный отказ в предоставлении водного объекта в пользование (пункт 9.1 Регламента № 763).

Пункт 12.2 Административного регламента № 763 содержит требования к образцу заявления о предоставлении водного объекта или его части в пользование для определенной цели, в частности, сброса сточных и (или) дренажных вод, и прилагаемых к нему документов. Так, к заявлению для сброса сточных и (или) дренажных вод прилагаются:

    расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества по каждому выпуску;

    поквартальный график сброса сточных вод;

    сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов и контроля (наблюдения) качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод;

    графические материалы с обозначением места предполагаемого сброса сточных и (или) дренажных вод по каждому выпуску.

Судом установлено, что решением о предоставлении водного объекта в пользование Минприроды Омской области от 26.06.2019 № 55-14.01.01.001-Р-РСБХ-С-2019-01119/00 юридическому лицу АО «Омсктрансмаш» предоставлена река Иртыш с целью использования водного объекта для сброса сточных вод на правом берегу реки Иртыш на 1839,0 км от устья. Географические координаты врезки в городской ливневый коллектор , географические координаты выпуска в водный объект: 54°

Административным истцом указывается на то, что из содержания термина «выпуск сточных вод» с применением ч. 7 ст. 20 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» следует, что водопользователем с целью сброса сточных и (или) дренажных сточных вод в водный объект может быть только организация, непосредственно эксплуатирующая водосбросные сооружения. Иные организации, осуществляющие сброс сточных вод посредством централизованной системы водоотведения воды, будут являться абонентами юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, но не водопользователями. Также следует вывод, что целью предоставления водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод является сброс сточных и (или) дренажных вод непосредственно в водный объект, а не сброс сточных и (или) дренажных вод путем присоединения к централизованной системе водоотведения с последующим сбросом в водный объект.

По мнению Омского межрайонного природоохранного прокурора, при обращении АО «Омсктрансмаш», являющегося по факту абонентом централизованной системы водоотведения, в Минприроды Омской области с заявлением о предоставлении юридическому лицу в порядке, установленном Административным регламентом № 763, водного объекта в пользование с целью сброса сточных и (или) дренажных вод, административный ответчик Минприроды Омской области, обязан был направить заявителю мотивированный отказ в предоставлении данного водного объекта в пользование.

При этом Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальный орган, получив решение о предоставлении водного объекта в пользование фактическому абоненту централизованной системы водоотведения, установив несоответствие представленных на государственную регистрацию документов требованиям Правил № 216, а именно - несоответствие заявленной цели водопользования планируемого использования водного объекта, в соответствии с пунктом 9 Правил № 216, должно было направить в Минприроды Омской области мотивированный отказ в государственной регистрации.

Судом установлено, что АО «Омсктрансмаш» осуществляет сброс производственных и ливневых сточных вод через заводской коллектор в районе ул. 1-я Советская в городской ливневый коллектор с дальнейшим сбросов в реку Иртыш. На основании постановления Главы администрации Ленинского административного округа г. Омска от 27.12.2995 № 2092 участок ответственности АО «Омсктрансмаш» заканчивается до приемной камеры по <адрес> (включительно). Расстояние от контрольного колодца, находящегося на территории предприятия, до приемной камеры на <адрес> составляет около 250 метров.

Суд приходит к выводу, что при осуществлении своей деятельности предприятие является водопользователем водного объекта - реки Иртыш, куда осуществляется сброс ливневых сточных вод через городской ливневый коллектор.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Волков П.В., ведущий инженер-эколог АО «Омсктрансмаш» суду пояснил, что предприятие соблюдает все условия, прописанные в решении о предоставлении водного объекта в пользование. Осуществление сброса сточных вод на предприятии происходит с использованием самотечного трубного коллектора и общезаводских очистных сооружений. На предприятии контролируется объем сброса сточных вод, концентрация вредных веществ, измеряются фоновые показатели. В соответствии с картой-схемой выпуска и схемой проведения лабораторного контроля качества сточных вод отбор проб производится в контрольном колодце, который находится на территории предприятия до врезки в городской ливневый коллектор. Очистные сооружения периодически проверяются и эксплуатируются в исправном состоянии.

Доводы административного истца, указывающего на то, что при осуществлении сброса ливневых сточных вод, предприятие не является водопользователем, так как сброс осуществляется через врезку в систему городского ливневого коллектора, который не относится к категории водных объектов, являются несостоятельными.

Так, статьей 1 Водного кодекса РФ предусмотрено, что водопользователем является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

К поверхностным водным объектам относятся, в частности, водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища; ч. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации).

Сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

В силу ч. 1 ст. 9 данного Кодекса физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Как уже указывалось выше пунктом 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса РФ предусмотрено, что право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в целях сброса сточных вод приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи.

Установив, что административным ответчиком АО «Омсктрансмаш» сброс ливневых сточных вод осуществляется через заводской коллектор в районе <адрес> в городской ливневый коллектор, обеспечивающий сброс сточных вод непосредственно в водный объект - реку Иртыш, суд приходит к выводу, что предприятие является пользователем водного объекта и обязано иметь решение о предоставлении водного объекта в пользование. Судом установлено, что заводской коллектор в районе <адрес> используется АО «Омсктрансмаш» как техническое сооружение, необходимое для сброса сточных вод в реку Иртыш.

Предприятие АО «Омсктрансмаш» является действующим, его деятельность в регионе является значимой, оно является в т.ч. производителем оборонной техники (оружия, боеприпасов), лишение предприятия возможности в случае производственной необходимости осуществлять сброс сточных вод через ливневый коллектор, являющийся техническим сооружением, в водный объект реку Иртыш, приведет к нарушению функционирования деятельности указанного юридического лица, остановке рабочего процесса, что является недопустимым.

Так, после выдачи решения о предоставлении водного объекта в пользование организация АО «Омсктрансмаш» является зарегистрированным водопользователем и обязана соблюдать условия, закрепленные в нем: соблюдение показателей качества воды, недопущение причинения вреда окружающей среде, эксплуатация в исправном состоянии очистных сооружений, осуществление учета объема сброса инструментальными методами, ведение регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, предоставление результатов таких наблюдений и пр.

При невыполнении указанных условий водопользователь подвергается административному наказанию, Минприродой Омской области в целях понуждения его к исполнению условий водопользования в таких случаях в суд предъявляются иски.

После аннулирования решения о предоставлении водного объекта в пользование возможность контролировать сбросы в реку Иртыш, эксплуатацию очистных сооружений, приборов учёта, соблюдение иных условий будет утрачена, что приведёт к бесконтрольному сбросу сточных вод и негативно отразится на экологическом состоянии реки Иртыш.

АО «Омсктрансмаш» является организацией, эксплуатирующей водосбросные сооружения и, соответственно, несет ответственность за соблюдение нормативных требований к сбросу в водные объекты.

             Действующее законодательство не содержит требований о правомерности пользования поверхностными водными объектами только хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими водосбросные сооружения непосредственно до водного объекта.

Принимая решение о предоставлении водного объекта в пользование, Минприроды Омской области руководствовалось Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 14.09.2011 № 763.

В пункте 12.2 Административного регламента содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в котором какие-либо документы, подтверждающие право собственности либо иное право заявителя на водосбросные сооружения, отсутствуют.

По мнению суда, формулировка «эксплуатация водосбросных сооружений» не подразумевает обязательного наличия у эксплуатанта каких-либо имущественных прав на них.

Установлено, что весь перечень документов, предусмотренный пунктом 12.2 Административного регламента № 763, был приложен АО «Омсктрансмаш» к заявлению, поданному в Миниприроды Омской области для получения решение о предоставлении водного объекта в пользование.

В соответствии с пунктом 12.4 Административного регламента запрещается требовать от заявителя предоставление документов, не предусмотренных пунктом 12.2 Административного регламента и осуществлять     действия, не предусмотренные Административным регламентом.

Таким образом, отказ в предоставлении водного объекта в пользование АО «Омсктрансмаш» по указанным административным истцом основаниям был бы неправомерен.

Довод административного истца о том, что после принятия 26.06.2019 решения о предоставлении АО «Омсктрансмаш» реки Иртыш в целях сброса сточных вод, Минприроды Омской области, отдел водных ресурсов по Омской области Нижне-Обского бассейнового водного управления Росводресурсов изменили практику принятия решений о предоставлении водных объектов в целях сброса сточных и (или) дренажных вод, а также регистрации таких решений в государственном водном реестре фактическим абонентам централизованных систем водоотведения, направляя им мотивированные отказы в предоставлении водного объекта в пользование, в данном случае не имеет правового значения.

Административный истец в обоснование административного иска также ссылается на то, что отношения между абонентом, осуществляющим сброс сточных вод в систему водоотведения, и организацией, осуществляющей непосредственное водоотведение в водный объект реку Иртыш (организация водопроводно-канализационного хозяйства), регулируются посредством заключения договора водоотведения.

Вместе с тем, установлено, что городской ливневый коллектор до настоящее время является бесхозяйным имуществом, следовательно, возможность заключения договора водоотведения между АО «Омсктрансмаш», осуществляющим сброс сточных вод в систему водоотведения, и организацией, осуществляющей непосредственное водоотведение в водный объект реку Иртыш, которой до сегодняшнего дня не существует (т.к. имущество бесхозяйное, и нет официально действующей организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей сброс в водный объект поступающих от предприятий-абонентов сточных вод), отсутствует.

С 13.06.2019 вступили в силу Правила отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 691.

В связи с чем, необходимо проведение работ по корректировке схемы водоснабжения и водоотведения г. Омска, утвержденной постановлением Администрации г. Омска № 1646-п от 25.11.2014 в связи с внесением в нее сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованной системе водоотведения городского округа г. Омск, а также к централизованной ливневой системе водоотведения (канализации), предназначенной для отведения поверхностных сточных вод с территории города, о чем было доведено прокуратурой до мэра г. Омска Фадиной О.Н. 18.10.2019 г. письмом № 7-14-19/957.

Из ответа мэра г. Омска Фадиной О.Н. Омскому межрайонному природоохранному прокурору от 31.10.2019 № исх-АГ/24-5618 следует, что вопрос о проведении работ по корректировке схемы водоснабжения и водоотведения г. Омска, рассмотрен. Указано, что в бюджете г. Омска на 2019 год, ассигнования на актуализацию схемы водоснабжения и водоотведения г. Омска, не предусмотрены, в связи с чем, актуализировать схему до 01.01.2020 г. не представляется возможным. Вместе с тем, для проведения работ по корректировке схемы водоснабжения и водоотведения г. Омска привлечено АО «ОмскВодоканал», которым указанные работы начаты.

Таким образом, сделать однозначный вывод о том, что, отменив решение о предоставлении водного объекта в пользование, выданное АО «Омсктрансмаш» 26.06.2019, как незаконно, у АО «Омсктрансмаш» имеется реальная возможность в целях продолжения осуществления своей деятельности незамедлительно заключить договор водоотведения с организацией, осуществляющей непосредственное водоотведение в водный объект реку Иртыш, не представляется возможным ввиду отсутствия такой организации, о чем было указано выше.

Осуществление сброса сточных вод в водный объект в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование приведет к нарушению прав и законных интересов как неопределенного круга лиц (ввиду неконтролируемого сброса сточных вод) так и самого юридического лица, осуществляющего водопользование в отсутствие на то разрешительных документов.

Кроме того, суду не представлено достаточных и убедительных доказательств превышения нормативов допустимых сбросов при сбросе сточных вод в водный объект на том участке, где городской ливневый коллектор выходит непосредственно в водный объект – реку Иртыш, в который осуществлена врезка АО «Омсктрансмаш». Проверками данный факт не установлен, расчеты не приведены, нормативы допустимых сбросов АО «Омсктрансмаш» не признаны недействительными либо противоречащими Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды РФ от 17.12.2007 № 333.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Для признания незаконными решений (иных актов), действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие их требованиям законодательства и нарушение в результате этого прав и законных интересов административного истца, РФ, неопределенного круга лиц.

Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

В исковом заявлении прокурора в защиту интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов и восстановления нарушенных прав. При этом предъявленный административный иск не содержит перечисленных ссылок и указаний, из текста иска не представляется возможным установить, какое право неопределенного круга лиц нарушено выдачей АО «Омсктрансмаш» решения о предоставлении водного объекта в пользование и как отменой данного решения оно восстановится.

Отсутствие нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного административного иска Омского межрайонного природоохранного прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.

░░░░░                                                  ░.░. ░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10.03.2020 ░.

2а-532/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Омский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Отдел водных ресурсов по Омской области Нижне-Обского бассейнового водного управления Росводресурсы
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области
Нижне-обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
Другие
АО "Омский завод транспортного машиностроения"
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области
Управление Роспотребнадзора по Омской области
Суд
Куйбышевский районный суд г. Омск
Судья
Котельникова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
kuybcourt.oms.sudrf.ru
31.12.2019Регистрация административного искового заявления
09.01.2020Передача материалов судье
13.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2020Подготовка дела (собеседование)
26.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Судебное заседание
16.02.2020Судебное заседание
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее