Судья Бачина С.Ю. стр. 169г г/п. 3000 руб. 00 коп.
Докладчик Кучьянова Е.В. Дело № 33-2909/2019 29 мая 2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Смоленцева М.В.,
судей Корепановой С.В., Кучьяновой Е.В.,
при секретаре Лысенко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Березниковское теплоснабжающее предприятие» на решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 4 марта 2019 г., которым постановлено:
«Исковые требования Дашкевич Марины Николаевны – удовлетворить. Признать незаконным начисление ООО «Березниковское теплоснабжающее предприятие» платы за отопление <адрес>, предоставляемое Дашкевич Марине Николаевне за период с ДД.ММ.ГГГГ без учета постановлений администрации МО «Березниковское» о начале и об окончании отопительных сезонов.
Обязать ООО «Березниковское ТСП» произвести Дашкевич Марине Николаевне, проживающей по адресу: <адрес>, перерасчет платы за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ООО «Березниковское ТСП», начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до прекращения отношений по договору теплоснабжения или изменения объема предоставленной услуги осуществлять расчет платы за отопление квартиры с учетом даты начала и окончания отопительных периодов.
Взыскать с ООО «Березниковское ТСП» в пользу Дашкевич Марины Николаевны судебные расходы в сумме 2 500 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Березниковское теплоснабжающее предприятие» государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 300 рублей».
Заслушав доклад судьи Кучьяновой Е.В., судебная коллегия
установила:
Дашкевич М.Н. обратилась в суд с исковым заявлением об обязании ООО «Березниковское ТСП» произвести перерасчет платы за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ
Требования обосновала тем, что вместе с членами своей семьи является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был выставлен счет на оплату услуг, в котором указана информация о доначислениях за предыдущие периоды: май ДД.ММ.ГГГГ В адрес истца выставлены квитанции за полный месяц, которые ею оплачены в полном объеме. Считает действия ответчика по доначислению платы за отопление за полные месяцы мая и сентября незаконными.
В связи с этим просила суд обязать ответчика произвести перерасчет платы за отопление квартиры с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения суда с учетом постановлений и распоряжения администрации МО «Березниковское» о начале и об окончании отопительного сезона и до прекращения отношений по договору теплоснабжения или изменения объема предоставленной услуги осуществлять расчет платы за отопление квартиры с учетом даты начала и окончания отопительных периодов; взыскать с ответчика судебные расходы, понесенные на оплату юридических услуг в сумме 2 500 руб.
Представитель истца Волыхин Е.А. заявленные требования поддержал. Представитель ответчика – ООО «Березниковское ТСП» Первухин О.В. возражал относительно удовлетворения заявленных требований.
Истец Дашкевич М.Н. в судебное заседание не явилась.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласилось ООО «Березниковское теплоснабжающее предприятие» и в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование ссылается на то, что оспариваемое решение принято на основе неправильного истолкования закона и понуждает ответчика к применению расчетного метода при определении количества тепловой энергии, потребленной истцом.
Действующим законодательством в сфере теплоснабжения установлено, что коммерческий учет тепловой энергии осуществляется по приборам учета или расчетным методом в случае их отсутствия или неисправности. При этом расчетным методом является приведение к фактическим условиям рассматриваемого периода средних показателей предыдущего периода, определенных по приборам учета или по данным справочных источников и косвенным показателям. Данными нормами реализовано право абонента на оплату фактически принятой энергии. Многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, общедомовым прибором учета тепловой энергии до сих пор не оборудован. В связи с этим и в силу прямого указания п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) определение объема потребленной тепловой энергии должно осуществляться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Норматив потребления коммунальной услуги определяет нормативное потребление тепловой энергии и не может определять фактическое ее потребление, поскольку это усредненный показатель объема потребления коммунального ресурса, соответствующий нормальным условиям эксплуатации зданий, их техническим характеристикам, основанный на многолетних климатических наблюдениях. Исключение возможно только в случае, если фактические условия отопительного периода полностью совпадут с исходными данными, используемыми для установления норматива.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется по формуле 18, приведенной в п. 18 приложения 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, путем деления количества тепловой энергии на отопление многоквартирного дома в течение отопительного периода, на произведение общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и количества месяцев в отопительном периоде, в том числе неполных.
При этом при определении количества тепловой энергии на отопление многоквартирного дома в течение отопительного периода, в соответствии с формулой 19 вышеуказанных Правил № 306, принимается продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8°С и ниже, что в соответствии со «СП 131.133.30.2012. Свод правил. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*», утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. № 275, составляет 249 дней. То есть по тем же критериям, что утверждены для определения органами местного самоуправления сроков начала и окончания отопительного периода. Кроме того, исходя из указанного СНиПа, для установления норматива также принята среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период и расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления. Этим подтверждается довод о том, что норматив потребления коммунальной услуги основан, в том числе, на многолетних климатических наблюдениях.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу не предусматривает расчета исходя из продолжительности предоставления услуги с разбивкой по дням, соответственно, потребитель за отопительный период обязан оплачивать стоимость тепловой энергии, размер которой зависит от площади помещения, действующего тарифа на ресурс и норматива, независимо от того на какие числа месяца приходится начало и окончание отопительного сезона.
Применение норматива потребления коммунальных услуг для определения платы за отопление только в течение фактического отопительного периода приведет к неполной оплате нормативного количества тепловой энергии, рассчитанного исходя из отопительного периода равного 9 месяцам. Тем самым нарушается баланс экономических интересов теплоснабжающей организации и потребителей, что в соответствие с Федеральным законом № 190-ФЗ «О теплоснабжении» является основным принципом организации отношений и основой государственной политики в сфере теплоснабжения, а искусственное снижение стоимости коммунальных услуг при расчетах по нормативам за фактические дни отопительного периода не стимулирует граждан к установлению приборов учета и повышению энергетической эффективности, что нарушает требования Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Кроме того, порядок оплаты отопления с учетом фактической продолжительности отопительного периода ущемляет права лиц, избравших порядок оплаты отопления в течение календарного года.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав представителей ООО «Березниковское ТСП» Первухина О.В. и Сотникова В.В., поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Положениями ч. 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Дашкевич М.Н. и члены ее семьи являются собственниками квартиры <адрес>., общей площадью 66,3 кв.м, пользуются коммунальными услугами по отоплению, оказываемыми ООО «Березниковское ТСП». Оплату потребленных коммунальных ресурсов производят своевременно.
Постановлениями главы МО «Березниковское» от 9 сентября 2015 г. № 218, от 9 сентября 2016 г. № 193, от 11 сентября 2017 г. № 182 и от 12 сентября 2018 г. № 144 начало отопительного периода 2015-2016 г.г. установлено 14 сентября 2015 г., 2016-2017 г.г. – 13 сентября 2016 г., 2017-2018 г.г. – 15 сентября 2017 г., 2018-2019 г.г. – 17 сентября 2018 г.
Постановлениями главы администрации МО «Березниковское» № 77 от 14 мая 2018 г., № 117 от 29 мая 2017 г., № 94 от 6 мая 2016 г., № 81 от 13 мая 2015 г. завершение отопительных периодов определено: 2014-2015 г.г. – 14 мая 2015 г., 2015-2016 г.г. – 11 мая 2016 г., 2016-2017 г.г. – 1 июня 2017 г., 2017-2018 г.г. – 15 мая 2018 г.
В соответствии с постановлением Министерства энергетики и связи Архангельской области от 27 июля 2013 г. № 91-пн на территории МО «Березниковское» норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен для одноэтажных зданий – 0,04648 Гкал, для двухэтажных зданий – 0,04307 Гкал. на 1 кв.м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилом доме в месяц в течение отопительного периода.
Изначально ответчик исчислил истцу плату за отопление по формуле по нормативу потребления за отопительный период с учетом даты его начала и окончания.
В ДД.ММ.ГГГГ ответчик произвел перерасчет платы за отопление за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 065 руб. 85 коп., ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 537 руб. 58 коп., за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 623 руб. 25 коп., за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 653 руб. 67 коп., а также начислил истцу плату за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ исходя из необходимости внесение платы за отопление в течение полных месяцев отопительного периода.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что начисление истцу платы за отопление квартиры без учета постановлений администрации МО «Березниковское» о начале и об окончании отопительных периодов является незаконным. При этом указал, что использование в формуле расчета платы за отопление такого показателя как норматив не является основанием для ее исчисления без учета фактической продолжительности отопительного периода.
С данными выводами судебная коллегия не соглашается в связи со следующим.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из положений абз. 1 п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354) в действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений редакции, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Расчет по указанным формулам производится исходя из показателей общей площади жилого помещения, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и тарифа на тепловую энергию.
На территории Архангельской области установлен способ оплаты услуги по отоплению – в течение отопительного периода, что соответствует формуле 2.
При этом норматив потребления коммунальной услуги – количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами (п. 2 Правил № 354).
В свою очередь норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, а также отопительного периода.
В формуле расчета норматива потребления продолжительность отопительного периода определяется как количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде (п. 18 Приложения № 1 к Правилам установления определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306).
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность расчета с учетом фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Согласно сообщению министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 15 января 2018 г № 203/01-15/201 на территории МО «Березниковское» действуют нормативы на отопление, установленные постановлением министерства от 27 июня 2013 г. № 91-пн, при расчете которых была учтена продолжительность отопительного периода равная 9 месяцам, включая неполные.
Следовательно, при оплате отопления по нормативу расчетное количество тепловой энергии, необходимой для отопления в течение отопительного периода, определенного по количеству суток, должно быть оплачено путем полной оплаты за каждый месяц отопительного периода, в том числе за неполные месяцы, в которых начинается и оканчивается отопительный период.
Изложенный в решении порядок расчета платы за отопление жилого помещения в доме, не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии, может быть применим только в случае внесения изменений в постановление министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 27 июня 2003 г. № 91-пн и исчисления норматива на отопление с учетом фактической продолжительности отопительного периода в неполные месяцы (в сутках (днях)).
Поскольку ответчик произвел доначисления в многоквартирном доме, не оборудованным коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, расчет оплаты за услуги отопления за спорные периоды в полном соответствии с вышеизложенными нормативными актами, оснований считать действия ООО «Березниковское ТСП» незаконными у суда не имелось.
Исходя из указанных обстоятельств, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, а решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Дашкевич М.Н. в удовлетворении заявленных требований
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 4 марта 2019 г. – отменить, принять по делу новое решение, которым
в удовлетворении исковых требований Дашкевич Марины Николаевны к обществу с ограниченной ответственностью «Березниковское теплоснабжающее предприятие» о признании незаконным начисления платы за отопление жилого помещения без учета постановлений администрации МО «Березниковское» о начале и об окончании отопительных сезонов, возложении обязанности произвести перерасчет и осуществлять в дальнейшем расчет платы с учетом даты начала и окончания отопительных периодов, взыскания судебных расходов – отказать.
Председательствующий М.В. Смоленцев
Судьи С.В. Корепанова
Е.В. Кучьянова