Решение по делу № 2а-1402/2017 от 31.10.2017

дело 2а-1402/2017

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Поповой Е.Г.,

рассмотрев в с. Выльгорт 23 ноября 2017 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жучевой О.В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании отказа администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка незаконным,

установил:

Жучева О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» (далее по тексту – администрация МО МР «Сыктывдинский», администрация муниципального района) о признании решения об отказе администрации МО МР «Сыктывдинский» в предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером незаконным. В обоснование требований указано, что Жучева О.В. является собственником вышеуказанного земельного участка, который согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости отнесен к землям <данные изъяты>, имеет вид разрешенного использования <данные изъяты>. При обращении в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана указанного земельного участка оспариваемым решением административному истцу отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка по причине того, что указанный участок расположен в середине мелиоративного объекта, на котором размещены дрены, в связи с чем, строительство индивидуальных жилых домов на указанном участке приведет к нарушению всей мелиоративной системы, а в последствии – к затоплению и заболачиванию всех соседних участков. Находя отказ администрации муниципального района в выдаче градостроительного плана земельного участка, не основанным на законе и нарушающим права и законные интересы, Жучева О.В. обратилась с рассматриваемым заявлением в суд.

В судебном заседании административный истец Жучева О.В. требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Шамрикова А.И., действующая на основании доверенности, с требованиями административного иска не согласилась, пояснив, что спорный земельный участок находится на мелиоративных землях, ранее предназначался для сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, в числе которых и участок истца, изначально не были предназначены под жилищное строительство. По мнению представителя административного ответчика, участок имеет ограничения в виде наличия на нем мелиоративных объектов (дрен). Нарушение системы мелиорации приведет к затоплению. Кроме того, в обоснование своих возражений представитель ссылалась на принесенный прокурором Сыктывдинского района протест на решение Совета МО МР «Сыктывдинский» от <дата> об утверждении генерального плана сельского поселения «Выльгорт», по результатам рассмотрения которого на Совета МО МР «Сыктывдинский» протест удовлетворен, решение Совета МО МР «Сыктывдинский» отменено, на момент рассмотрения дела находится в стадии подготовки. Ссылаясь на указанные обстоятельства, представитель административного ответчика находила оспариваемое решение законным и обоснованным.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что Жучева О.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенными в <адрес>.

Из предоставленных по запросу суда выписок из Единого государственного реестра прав следует, что вышеназванный земельный участок с кадастровым номером относится к землям <данные изъяты> с видом разрешенного использования – <данные изъяты>.

Как следует из материалов административного дела, <дата> Жучева О.В. обратилась в орган местного самоуправления в лице администрации муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги в виде выдачи градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером .

Решением от <дата> администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в оказании муниципальной услуги в виде выдачи градостроительного плана земельного участка Жучевой О.В. отказано со ссылкой на то, что указанный участок расположен в середине мелиоративного объекта, на котором размещены дрены, в связи с чем, строительство индивидуального жилого дома на указанном участке приведет к нарушению всей мелиоративной системы, а в последствии – к затоплению и заболачиванию всех соседних участков.

Находя действия административного ответчика, выразившиеся в принятии оспариваемого решения, незаконными, Жучева О.В. обратилась с рассматриваемым административным иском, разрешая который суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 20 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов относится, в том числе утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Согласно положениям ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Градостроительный кодекс РФ) градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В случае если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.

Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.

Иной порядок предоставления градостроительного плана земельного участка по обращению правообладателя законом не установлен.

Кроме того, положениями Градостроительного кодекса РФ не предусмотрен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке градостроительного плана земельного участка, а также основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в соответствии с формой градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения».

По смыслу названных норм закона градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости). Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного любого заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. На стадии выдачи градостроительного плана орган местного самоуправления не вправе давать оценку намерениям заявителя по строительству планируемого им объекта недвижимости. Возможность отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка не предусмотрена.

Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.

Решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» №6/4-8 от 28.04.2016 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения «Выльгорт». Решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» № 14/12-18 от 28.12.2016 внесены изменения в приложение к решению Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 28.04.2016 № 6/4-8 «Об утверждении Правил землепользования и застройки СП «Выльгорт» Сыктывдинского района Республики Коми».

Как указывалось выше, земельный участок, собственником которого является Жучева О.В., относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование «для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома». Данные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались.

Основанием отказа органа местного самоуправления в выдаче градостроительного плана вышеназванного земельного участка явилось расположение участка в границах мелиоративной системы, возможное повреждение которой при строительстве жилого дома приведет к затоплению соседних земельных участков.

Между тем, положения Градостроительного кодекса РФ не содержат оснований для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.

Исходя из положений статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка, который носит информативный характер, по заявлению правообладателя земельного участка является обязанностью уполномоченного органа.

Принимая во внимание изложенное, оспариваемое решение органа местного самоуправления принято в нарушение приведенных положений Градостроительного кодекса РФ, а равно, действия административного ответчика в названной части нельзя признать законными.

При этом ссылки представителя административного ответчика на имевшую ранее место категорию спорного земельного участка как «сельскохозяйственного назначения» суд во внимание не принимает, как не имеющие правового значения, поскольку на день рассмотрения спора, равно как и на момент принятия оспариваемого решения, земельный участок, собственником которого является Жучева О.В., относится к землям населенных пунктов.

В рассматриваемом случае суд также исходит из того, что административным ответчиком не представлены доказательства наличия каких-либо установленных законом ограничений и обременений, препятствующих выдаче градостроительного плана спорного земельного участка.

На установленные при рассмотрении дела обстоятельства доводы представителя административного ответчика о возможных последствиях строительства жилого дома на спорном земельном участке не могут повлиять, поскольку носят лишь вероятностный характер.

Отказ в выдаче градостроительного плана создает препятствия к осуществлению заявителем прав и свобод, а равно, орган местного самоуправления на стадии выдачи градостроительного плана фактически дал оценку намерениям заявителя по строительству планируемых им объектов недвижимости, что не правомочен был делать.

Поскольку основания отказа в выдаче градостроительного плана Градостроительным кодексом РФ не предусмотрены, отказ, изложенный в ответе администрации МО МР «Сыктывдинский» от <дата>, является незаконным и нарушает права Жучевой О.В. на получение соответствующей муниципальной услуги в установленном порядке.

Таким образом, учитывая, что Жучева О.В. обратилась в уполномоченный орган за выдачей градостроительного плана земельного участка относительно принадлежащего ей земельного участка в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, суд приходит к выводу о признании решения администрации МО МР «Сыктывдинский» об отказе в выдаче административному истцу градостроительного плана земельного участка незаконным.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Жучевой О.В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» удовлетворить.

Признать решение администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от <дата> об отказе в выдаче Жучевой О.В. градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером незаконным.

Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов Жучевой О.В. путем рассмотрения ее заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером – в соответствии с положениями ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                     Д.А. Колесникова

2а-1402/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Жучева О.В.
Ответчики
АМО МР "Сыктывдинский"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
31.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
31.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
31.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
31.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.11.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
31.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2017[Адм.] Судебное заседание
23.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее