Дело № 3-74/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2015 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Лысенина Н.П.
при секретаре Ильиной Т.А.
с участием прокурора Бельцова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя Петрова А.А. о признании недействующим со дня принятия раздела IV Правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594 «Об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике», в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.02.2015 № 42, и заявлению индивидуального предпринимателя Захарова И.Н. о признании недействующим со дня принятия абзаца 8 пункта 4.5. указанных Правил,УСТАНОВИЛ:
Петров А.А. и Захаров И.Н., зарегистрированные в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуальных предпринимателей, и имеющие лицензии на право осуществления деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, обратились в суд с заявлениями о признании недействующим абзаца 8 пункта 4.5. Правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике (далее – Правила), утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594 «Об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике», в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.02.2015 № 42.
В обоснование своих требований заявители указали, что разделом IV Правил предусмотрен порядок заключения договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах Чувашской Республики без проведения конкурса сроком до 6 месяцев в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.03.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике».
В соответствии с абзацем 8 пункта 4.5. Правил краткосрочный договор в течение 20 дней со дня принятия решения о возможности его заключения заключается с перевозчиком, в отношении которого принято решение о возможности заключения краткосрочного договора, имеющим наибольший опыт в области осуществления регулярных пассажирских перевозок. Наличие опыта подтверждается копиями лицензий либо справкой Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о сроке осуществления перевозчиком деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Заявители считают, что критерий, по которому определяется победитель по данной «внеконкурсной» процедуре является дискриминационным, поскольку ставит в преимущественное положение тех перевозчиков, которые осуществляли перевозки пассажиров до принятия Кабинетом Министров Чувашской Республики Постановления от 01.08.1997 № 167 «Об альтернативных перевозках в Чувашской Республике».
Согласно пунктам 2 и 3 указанного Постановления к альтернативным перевозкам пассажиров отнесена деятельность юридических лиц независимо от их организационно - правовой формы (кроме предприятий государственного объединения «Чувашавтотранс» и открытого акционерного общества «АвтоВАС»), а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, направленную на организацию перевозок пассажиров при условии получения владельцами автобусов лицензии на коммерческие перевозки пассажиров (стандартная лицензия) в соответствии с Положением о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.1997 № 295.
Соответственно, все перевозчики, которые стали допускаться к обслуживанию пассажиров на основании указанного Постановления, не могут конкурировать в целях заключения временных договоров с предприятиями государственного объединения «Чувашавтотранс» и открытого акционерного общества «АвтоВАС», осуществлявших перевозки пассажиров до принятия указанного Постановления на основании имевшихся у них лицензий.
Оспариваемая норма, примененная в отношении заявителей при подаче заявок на заключение краткосрочных договоров перевозок, противоречит статьям 34, 55 Конституции Российской Федерации, пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Определением суда от 23.07.2015 гражданские дела, возбужденные по указанным заявлениям, были объединены в одно производство.
В последующем от ИП Петрова А.А. поступило уточненное заявление, в котором он просил признать недействующим со дня принятия весь раздел IV «Порядок заключения договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике без проведения конкурса», состоящий из пунктов 4.1. – 4.5., Правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике.
Заявление мотивировано тем, что принятие раздела IV Правил произведено с нарушением действующего федерального законодательства о защите конкуренции и созданием дискриминационных условий деятельности частных пассажирских перевозчиков, нарушающих их права на занятие предпринимательской деятельностью, созданием необоснованного преимущества другим хозяйствующим субъектам.
По мнению заявителя, действующее федеральное законодательство не предусматривает заключение краткосрочных договоров без проведения конкурса. Кроме того, сама по себе процедура отбора перевозчика без проведения конкурса посредством установления критерия «наибольшего опыта в области осуществления регулярных пассажирских перевозок» устраняет конкуренцию на рынке пассажирских перевозок. При этом «внеконкурсная процедура» отбора перевозчика, проводимая органом государственной власти, имеет все признаки конкурса.
Оспариваемый раздел, по мнению заявителя, противоречит статьям 34, 55 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 15, пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункту 2 статьи 15, статьям 20-24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьям 10, 447, 448 ГК РФ.
В силу пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), относится к видам лицензируемой деятельности, требования к которым установлены федеральным законодательством. В соответствии с подпунктом «в» пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе регулировать отношения по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, связанные с видами деятельности, лицензирование которых осуществляется федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Установление факта противоречия нормативного правового акта или его части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, является, в силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) основанием для признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 13.08.2015 производство по делу в части оспаривания заявителями Правил на предмет несоответствия Конституции Российской Федерации прекращено.
В судебном заседании представитель ИП Петрова А.А. Маскин Д.В. и представитель ИП Захарова И.Н. Смирнов Ю.И. заявление поддержали.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики Савельева Е.А., представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (Минтранса Чувашии) Пилкин А.А. просили в удовлетворении заявления отказать.
Заявители ИП Петров А.А., ИП Захаров И.Н., представители заинтересованных лиц ОАО «АвтоВАС», ГУП ЧР «Чувашавтотранс», Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. На основании статьи167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора прокуратуры Чувашской Республики Бельцова А.Н., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Чувашской Республики приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
По вопросам, перечисленным в пункте 2 данной статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1 названной нормы).
Таким образом, организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В целях реализации указанных полномочий в Чувашской Республике была принят Закон Чувашской Республики от 23.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике», предметом регулирования которого являются правоотношения, связанные с организацией регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах и перевозок легковым такси в целях создания безопасных условий перевозок пассажиров.
Статьей 6 Закона Чувашской Республики определены полномочия Кабинета Министров Чувашской Республики, к числу которых относится установление: правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах; порядка проведения конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах; порядка ведения Единого реестра регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики.
В целях реализации подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Чувашской Республики «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594 «Об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике», в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.02.2015 № 42, утверждены:
Правила организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике (приложение № 1);
Порядок проведения конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике (приложение № 2);
Порядок ведения Единого реестра регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики (приложение № 3).
Текст постановления опубликован в изданиях: портал органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru, 28.12.2012, «Вести Чувашии», № 1, 12.01.2013, «Собрание законодательства Чувашской Республики», 29.03.2013, № 12, часть 2, ст. 1450.
Изменения, внесенные Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.02.2015 № 42, вступили в силу через 10 дней после дня официального опубликования на Портале органов власти Чувашской Республики в сети «Интернет» http://www.cap.ru - 24.02.2015.
Поскольку Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594, в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.02.2015 № 42, принято по вопросам совместных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в рамках полномочий, определенных статьей 21 Закона Чувашской Республики от 30.04.2002 № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики», Закона Чувашской Республики от 23.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике», суд приходит к выводу, что Правила организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике приняты полномочным органом.
В соответствии со статьей 23 Закона Чувашской Республики от 30.04.2002 № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики, подписываемых Председателем Кабинета Министров, датой официального опубликования постановления Кабинета Министров Чувашской Республики считается дата первой публикации его полного текста в республиканской газете «Вести Чувашии», информационном бюллетене «Собрание законодательства Чувашской Республики» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Форма принятого нормативного правового акта соответствует указанным требованиям, порядок опубликования оспариваемого акта соблюден.
Доводы ИП Петрова А.А. о том, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 субъект Российской Федерации не имел право регулировать отношения в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, поскольку перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), относятся к лицензируемой деятельности, требования к которым установлены федеральным законодательством, являются несостоятельными.
13.07.2015 принят Федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3, пунктом 3.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», субъект Российской Федерации вправе регулировать вопросы в области организации регулярных пассажирских перевозок в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации.
Поскольку порядок заключения краткосрочных договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах без проведения конкурса федеральным законодательством не урегулирован, Чувашская Республика вправе была ввести собственное правовое регулирование.
В заявлениях Петрова А.А. указано на оспаривание «параграфа», «главы» IV Правил, им же, а также Захаровым И.Н., указано на оспаривание абзаца «6» п. 4.5. Правил. С указанным наименованием оспариваемых норм выразили несогласие представители Кабинета Министров Чувашской Республики и Минтранса Чувашии. Исходя из положений Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.02.2015 № 42, а также Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, подготовленных Главным Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Правительства Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, направленных письмом Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18.11.2003 № вн 2-18/490, предметом судебной проверки является «раздел» IV Правил, а также абзац «8» п. 4.5 Правил на предмет их соответствия части 1 статьи 15, пункту 4 статьи 16, пунктам 2 и 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», части 1 статьи 10, статьям 447, 448 ГК РФ, пункту 2 статьи 14, статьям 20-24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Оспариваемые нормы применялись в отношении заявителей.
Как следует из материалов дела, ИП Захаров И.Н. подавал заявку на заключение краткосрочного договора на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте № «Н-А» на основании объявления от 27.03.2015. По итогам рассмотрения заявок Министерством транспорта Чувашской Республики было принято решение о заключении краткосрочного договора по указанному маршруту с ГУП ЧР «Чувашавтотранс», как с перевозчиком, имеющим наибольший опыт осуществления регулярных пассажирских перевозок.
ИП Петров А.А. и ОАО «АвтоВАС» на основании объявления от /.././../.2015 подавали заявку на заключение краткосрочного договора на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте № «Ч-А» с требованием к подвижному составу: 4 автобуса, в т.ч. 1 резервный. По результатам рассмотрения заявлений Министерством транспорта Чувашской Республики было принято решение о заключении краткосрочного договора на указанный маршрут с ОАО «АвтоВАС».
Поскольку указанные нормы затрагивают права и интересы заявителей, являющихся индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на право осуществления регулярных пассажирских перевозок, они имеют право оспаривать их в судебном порядке.
Раздел IV «Порядок заключения договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике без проведения конкурса», оспаривается ИП Петровым А.А. в полном объеме. Кроме доводов об отсутствии у субъекта Российской Федерации полномочий по регулированию указанных вопросов, оценка которым была дана выше, Петровым А.А. указывается также на нарушение указанным разделом положений о возможности заключения договоров лишь по результатам проведения конкурсов в соответствии с требованиями статей 447, 448 ГК РФ, пунктом 2 статьи 14, статьями 20-24 Федерального закона № 220-ФЗ.
В соответствие с частью 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественных правах могут быть заключены только путем проведения торгов (ч.3 ст.447).
Указанная норма свидетельствует о возможности заключения договора путем проведения торгов и обязанности по заключению договора по результатам торгов только в случаях, прямо предусмотренных законом. Статья 448 ГК РФ регулирует порядок проведения торгов.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона Чувашской Республики «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 4 Закона заключение договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом без проведения конкурса допускается на период до проведения очередного либо повторного конкурса, но не более чем на 6 месяцев, с любым лицензированным перевозчиком в случаях:
если потребность в регулярных пассажирских перевозках автомобильным транспортом по маршруту обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы);
досрочного прекращения регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на существующем маршруте, включая отказ от исполнения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и (или) досрочного расторжения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, а также истечения срока договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом;
признания конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах несостоявшимся;
приостановления действия или аннулирования лицензии перевозчика, обязанного осуществлять транспортное обслуживание по конкретному маршруту;
возникновения потребности в открытии, изменении регулярного автобусного маршрута в связи с вводом в эксплуатацию автомобильной дороги или строительством новых объектов общественной инфраструктуры.
Таким образом, возможность заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок без проведения конкурса предусмотрена в виде исключения из общего правила, и связана с обстоятельствами, требующими принятия экстренных решений, направленных на удовлетворение потребностей населения в регулярных пассажирских перевозках и обеспечение безопасности этих перевозок.
Указанная норма Закона Чувашской Республики, во исполнение которой введен в действие раздел IV оспариваемых Правил, в установленном законом порядке полностью либо в части недействительной не признавалась и предметом данной судебной проверки не является.
Кроме того, норма ст. 19 Федерального закона № 220-ФЗ, вступающая в силу с 01.01.2016, предусматривает выдачу свидетельства об осуществлении перевозок как по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (ч.2), так и без проведения открытого конкурса в определенных законом случаях (ч. 3).
При таких обстоятельствах оснований для признания недействующим раздела IV Правил, предусматривающего возможность в случаях, предусмотренных Законом Чувашской Республики «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике», заключения договора на осуществление регулярных пассажирский перевозок автомобильным транспортом без проведения конкурса, по мотивам нарушения правовых положений о возможности заключения таких договоров только по результатам конкурса, не имеется.
Что касается доводов Петрова А.А. о противоречии указанного раздела положениям пункта 2 статьи 14, статей 21-24 Федерального закона № 220-ФЗ, то указанные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со статьей 42 Федерального закона № 220-ФЗ, статьи 4-32, 36-38 Федерального закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Таким образом, оспариваемый раздел Правил не может быть проверен на предмет несоответствия нормам Федерального закона, не вступившим в законную силу.
В силу абзаца 8 пункта 4.5. Правил краткосрочный договор в течение 20 дней со дня принятия решения о возможности его заключения заключается с перевозчиком, в отношении которого принято решение о возможности заключения краткосрочного договора, имеющим наибольший опыт в области осуществления регулярных пассажирских перевозок. Наличие опыта подтверждается копиями лицензии либо справкой Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о сроке осуществления перевозчиком деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Указанная норма оспаривается по тем основаниям, что критерий, по которому определяется победитель по данной «внеконкурсной» процедуре, является дискриминационным, поскольку ставит в преимущественное положение тех перевозчиков, которые осуществляли перевозки пассажиров до принятия Кабинетом Министров Чувашской Республики Постановления от 01.08.1997 № 167 «Об альтернативных перевозках в Чувашской Республике». В обоснование указанного вывода заявители ссылаются на противоречие указанной нормы части 1 статьи 15, пункту 4 статьи 16, пунктам 2 и 3 статьи 17 Федерального закона «О Защите конкуренции», части 1 статьи 10 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу п. 4 ст. 16 указанного Закона запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Согласно пунктам 2 и 3 части 1 стаьи 17 Закона при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
-создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
-нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Суд находит доводы заявителей несостоятельными.
Целью проведения конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок, в соответствии с п. 1.2 Порядка проведения конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594, в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.02.2015 № 42, является определение из числа юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, желающих участвовать в конкурсе, лиц, предложивших наилучшие условия по обслуживанию пассажиров. К условиям проведения такого конкурса применимы указанные заявителями нормы права.
В то же время, как уже указано выше, возможность заключения договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах без проведения конкурса допускается в исключительных случаях в целях обеспечения сохранения перевозок пассажиров на период до проведения очередного либо повторного конкурса, то есть в условиях ограниченного времени, не позволяющего обеспечить проведение конкурса, а также в целях обеспечения безопасности указанных перевозок. Поэтому нормы законодательства о конкуренции, касающиеся условий проведения конкурса, к данным случаям не применимы. Оспариваемые нормы определяют комплекс организационных мероприятий и распорядительных действий полномочного органа в сфере транспортного обслуживания населения, каковым является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, то есть нормы носят административно-правовой характер, не регулируют гражданские правоотношения и нормам гражданского законодательства не противоречат.
Заключение договора без проведения конкурса допускается с любым лицензированным перевозчиком, изъявившим желание осуществлять перевозки, что не исключает возможности подачи заявок несколькими перевозчиками. Подача нескольких заявок лицензированных перевозчиков на заключение краткосрочного договора предполагает возможность введения какого-либо критерия отбора.
Законодателем введен критерий наибольшего опыта в осуществлении пассажирских перевозок, подтверждаемый копиями лицензий либо справкой Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о сроке осуществления перевозчиком деятельности по перевозке пассажиров.
Суд полагает, что данный критерий, исходя из оснований и целей заключения краткосрочных договоров, не противоречит антимонопольному законодательству, обращен в равной мере ко всем потенциальным перевозчикам, желающим заключить краткосрочные договоры, и не нарушает прав заявителей на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку, при открытии конкурса на маршруты, на которые были заключены краткосрочные договоры, заявители вправе участвовать в них на общих основаниях.
Исходя из изложенного, суд не находит оснований для признания оспариваемых норм недействующими.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Верховный Суд Чувашской РеспубликиРЕШИЛ:
Заявление индивидуального предпринимателя Петрова А.А. о признании недействующим со дня принятия раздела IV «Порядок заключения договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике без проведения конкурса» Правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594 «Об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике», в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.02.2015 № 42, и заявление индивидуального предпринимателя Захарова И.Н. о признании недействующим со дня принятия абзаца 8 пункта 4.5. указанных Правил, оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.08.2015.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Н.П.Лысенин