Решение по делу № 33-3884/2023 от 20.06.2023

    УИД 72RS0014-01-2022-014494-52

    Номер дела в суде первой инстанции 2-982/2023

    Дело № 33-3884/2023

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г.Тюмень                                        10 июля 2023 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

    председательствующего судьи:      Чесноковой А.В.,

    судей:                                     Стойкова К.В., Фёдоровой И.И.,

    при секретаре –помощнике судьи: Микитенко А.Е.,

    c участием прокурора:                 Сипиной С.Ю.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента здравоохранения Тюменской области на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 16 марта 2023 года, которым постановлено:

    «Исковые требования Прокурора Ленинского АО г. Тюмени в интересах ФИО1 – удовлетворить частично.

    Признать право ФИО1, <.......> года рождения (паспорт <.......>) на бесплатное обеспечение назначенными льготными лекарственными препаратами за счет средств бюджета Тюменской области в период пребывания в Тюменской области.

    Обязать Департамент здравоохранения Тюменской области (ИНН 7202161807) при наличии медицинских показаний обеспечить назначенными льготными лекарственными препаратами: таблетки <.......> 8 мг №30, <.......> 2,5 мг № 30, <.......> 10 мг № 30, <.......> 100 мг № 30, <.......> 100 мг № 40, <.......> 20 мг № 30, <.......> 20 мг № 30, <.......> 0,25 мкг № 120 ФИО1 в период пребывания в Тюменской области.

    Обязать Департамент здравоохранения Тюменской области включить ФИО1 в региональный сегмент Федерального регистра в период пребывания в Тюменской области без перевода пенсионного дела к месту пребывания.

    В удовлетворении остальной части требований отказать».

    Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., выслушав объяснения представителя ответчика Департамента здравоохранения Тюменской области – ФИО8, действующего на основании доверенности от 26.12.2022 года и поддержавшего доводы апелляционной жалобы в полном объеме, возражения представителя истца ФИО1ФИО5, действующей на основании ордера № 310091 от 10.07.2023, представителя ответчика ГБУЗ Тюменской области «Областная клиническая больница № 2» - ФИО6, действующей на основании доверенности от 18 мая 2023 года, представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области – ФИО7, действующего на основании доверенности от 14 марта 2023 года, полагавших апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, заключение прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы и полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

Прокурор Ленинского АО г. Тюмени обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тюменской области «Областная клиническая больница № 2», Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области, с учетом уточнения требований просил признать право ФИО1, <.......> года рождения, на бесплатное обеспечение назначенными льготными лекарственными препаратами за счет средств бюджета Тюменской области в период пребывания в Тюменской области; при наличии медицинских показаний обеспечить назначенными льготными лекарственными препаратами: таблетки <.......> 8 мг № 30, <.......> 2,5 мг № 30, <.......> 10 мг № 30, <.......> 100 мг № 30, <.......> 100 мг № 40, <.......> 20 мг № 30, <.......> 20 мг № 30, <.......> 0,25 мкг № 120 ФИО1 в период пребывания в Тюменской области; включить ФИО1, <.......> года рождения в региональный сегмент Федерального регистра в период пребывания в Тюменской области без перевода пенсионного дела к месту пребывания; взыскать с ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2» в пользу ФИО1, <.......> года рождения, денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Судом от ФИО1 в порядке статьи 39 ГПК РФ принято увеличение требований в части взыскания компенсации морального вреда с ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2» до 50 000 руб. (л.д. 100).

Требования мотивированы тем, что Прокуратурой округа проведена проверка по обращению ФИО1 об отказе в назначении жизненно важных лекарственных препаратов. В ходе проверки установлено, что ФИО1, <.......> года рождения, является участником Великой Отечественной Войны, инвалидом <.......> группы (код льготной категории - <.......>) и имеет право на набор социальных услуг в виде льготного лекарственного обеспечения.

Заявитель зарегистрирована по адресу: город Москва, <.......> и в настоящее время в связи с состоянием здоровья и возрастом проживает совместно с внучкой ФИО5 по адресу: г. Тюмень, <.......>, прикреплена и наблюдается во взрослой поликлинике ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2». Из ответа ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2» от 24.10.2022 следует, что льготное лекарственное обеспечение препаратами пациента осуществляется согласно требованиям приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 929н/1345н от 21.12.2020 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Порядок).

Лекарственные препараты назначены при выписке из стационара Городской клинической больницы г. Москвы. Рецептурные бланки в рамках государственной социальной помощи сроком на 1 месяц на вышеуказанные лекарственные препараты были оформлены в ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2» 31.08.2022. Таким образом, по сентябрь 2022 года включительно пациент была обеспечена рекомендованными препаратами в рамках льготного лекарственного обеспечения на регулярной основе. Однако, в последующем ФИО1 при обращении в ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2», было отказано в обеспечении льготными лекарственными препаратами в связи с необходимостью прохождения процедуры идентификации в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - Федеральный регистр), сведения о гражданах подлежат включению в региональный сегмент Федерального регистра по месту его пребывания и передаются в уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в рамках действующего межведомственного соглашения. С учетом изложенного, для получения льготных лекарственных препаратов заявителю предложено перевести выплатное (пенсионное) дело по месту фактического пребывания из г. Москва в г. Тюмень. Данные обстоятельства явились основанием для обращения в суд.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент здравоохранения города Москвы.

В порядке статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент здравоохранения Тюменской области.

В судебном заседании старший помощник прокурора, представитель истца заявленные требования поддержали ко всем ответчикам, просили определить надлежащего ответчика в спорных правоотношениях и удовлетворить их.

Представитель ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2» представила в дело отзыв, в котором просила отказать в удовлетворении требований.

Представитель Департамента здравоохранения Тюменской области в судебном заседании с иском не согласился.

От представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской областив материалы дела представлен отзыв, в котором он просил исключить орган из числа ответчиков, поскольку является ненадлежащим ответчиком.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Департамент здравоохранения Тюменской области.

В апелляционной жалобе представитель ФИО8 просит решение суда отменить в части, принять по делу новое решение.

В доводах жалобы указывает, что источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья граждан являются средства федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. В соответствии со ст. 6.4 Федерального закона «О государственной социальной помощи» осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. ФИО1 включена в региональный сегмент Федерального регистра граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в г. Москва и имеет право в части обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врача бесплатно. В рамках переданных полномочий в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» средства на осуществление переданных полномочий в части организации обеспечения граждан лекарственными средствами в рамках набора государственной социальной помощи, поступают в Тюменскую область из федерального бюджета. Объем средств доводится до субъектов и определяется на основании методики, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года № 864, исходя из численности граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными средствами, и норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина. Учёт права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина. Органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы. Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют формирование регистра в отношении граждан на уровне субъекта Российской Федерации.

Указывает также, что ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» включена в региональный сегмент Федерального регистра граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в г. Москва и имеет право в части обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врача бесплатно. Являясь федеральным льготником, денежные средства, направленные на обеспечение ФИО1 льготными лекарственными препаратами в рамках предоставления набора социальных услуг, выделяются из федерального бюджета и доводятся до соответствующего субъекта Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации, до которого доводятся федеральные средства, определяется исходя из того, в каком региональном сегменте Федерального регистра она идентифицирована. С связи с тем, что ФИО1 включена в региональный сегмент по г. Москве, федеральные средства на предоставление ей льготных лекарственных препаратов в рамках предоставления набора социальных услуг, находятся в бюджете г. Москвы, где не могут быть использованы в связи с фактическим отсутствием ФИО1 на территории г. Москвы.

Как полагает заявитель жалобы, суд, признавая право ФИО1 на бесплатное обеспечение назначенными льготными лекарственными препаратами за счёт средств бюджета Тюменской области, не учитывает тот факт, что ФИО1, являясь федеральным льготником, уже имеет право на бесплатное обеспечение назначенными льготными лекарственными препаратами за счёт средств федерального бюджета. После того, как ФИО1 была был включена в региональный сегмент по Тюменской области, соответствующие средства из федерального бюджета были бы доведены до Тюменской области, после чего Департаментом здравоохранения Тюменской области была бы организована закупка и предоставление ей необходимых льготных лекарственных препаратов.

Также заявитель жалобы указывает на несогласие с решением суда в части возложения на Департамент обязанность включить ФИО1 в региональный сегмент Федерального регистра в период пребывания в Тюменской области без перевода пенсионного дела к месту пребывания, поскольку в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 143 «Об органе, осуществляющем ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи» установлено, что органом, осуществляющим ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы. Таким образом, к компетенции Департамента здравоохранения Тюменской области не относится ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (как и его региональных сегментов), который, в свою очередь, по результатам сверки данных регионального сегмента Федерального регистра с региональным отделением Социального фонда Российской Федерации по Тюменской области осуществляет закупку необходимых лекарственных препаратов и организует дальнейшее обеспечение ими граждан, включённых в Федеральный регистр. Учитывая изложенное, заявитель считает, что суд необоснованно возложил данную обязанность на Департамент, при этом прокурором данное требование в иске было обращено к Отделению социального фонда Российской Федерации по Тюменской области.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).

Истец ФИО1, представитель третьего лица Департамента здравоохранения г. Москва, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, сторонами не оспаривается, ФИО1, <.......> года рождения, является участником Великой Отечественной Войны, инвалидом <.......> группы (код льготной категории - <.......>) и имеет право на набор социальных услуг в виде льготного лекарственного обеспечения, что подтверждается также информацией о государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг от 02.09.2022 (л.д. 23-25, 27-29).

    Заявитель зарегистрирована по адресу: город Москва, <.......> на момент рассмотрения спора зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Тюмень, <.......> (л.д. 25-26).

Судом при рассмотрении дела также установлено, что ФИО1 в связи с состоянием здоровья и возрастом, проживает совместно с внучкой ФИО5 в г. Тюмени, по месту пребывания, прикреплена и наблюдается в поликлинике ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница №2», это обстоятельство подтверждено ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница №2» в письме от 24.10.2022 № 04049/2022, в отзыве.

Из содержания письма ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница №2» от 24.10.2022 №04049/2022 также следует, что льготное лекарственное обеспечение препаратами (таблетки <.......> 8 мг №30, <.......> 2,5 мг №30, <.......> 10 мг №30, <.......> 100 мг №30, <.......> 100 мг №40, <.......> 20 мг №30, <.......> 20 мг №30, <.......> 0,25 мкг №120) пациента осуществляется согласно требованиям приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №929н/1345н от 21.12.2020 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Названные лекарственные препараты назначены при выписке из стационара Городской клинической больницы г. Москвы, врачом - терапевтом взрослой поликлиники ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница №2» (л.д. 17-22, 34).

Рецептурные бланки в рамках государственной социальной помощи сроком на 1 месяц на вышеуказанные лекарственные препараты были оформлены во взрослой поликлинике ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница №2» ФИО1 и отпущены 02.09.2022 в аптечном пункте (л.д. 33).

В судебном заседании было установлено, что при последующем обращении за лекарственными препаратами истцу было отказано в связи с необходимостью подачи заявления о включении сведений в региональный сегмент Федерального регистра и перевода пенсионного дела из г. Москвы в г. Тюмень.

В ходе судебного разбирательства представитель истца пояснила, что истец не имеет намерения переводить пенсионное дело из г. Москвы в г. Тюмень, поскольку это приведет к нарушению ее пенсионных прав и ухудшению финансового положения.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств, доказательств, представленных сторонами, пришёл к правильному выводу о том, что организационные мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения, пребывающих по месту временной регистрации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации проводятся органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Поскольку в настоящее время законодателем не утверждена нормативно-правовая база о порядке взаимодействия между субъектами Российской Федерации за отпущенные за счет средств регионального бюджета иногородним гражданам на льготной основе лекарственные препараты, порядок и объем финансирования на данные цели определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно.

Суд первой инстанции установив, что истец имеет право на льготное обеспечение лекарственными препаратами, вне зависимости от места проживания, учитывая, что отсутствие утвержденного нормативного-правого порядка взаимодействия в части расчетов между субъектами Российской Федерации не должно ущемлять права таких граждан, пришел к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения требований о признании права за ФИО1 на бесплатное обеспечение назначенными льготными лекарственными препаратами за счет средств бюджета Тюменской области в период пребывания в Тюменской области, понуждении Департамента здравоохранения Тюменской области, как уполномоченного органа здравоохранения в Тюменской области, при наличии медицинских показаний обеспечить назначенными льготными лекарственными препаратами истца в период пребывания в Тюменской области.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.

    Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ), согласно статье 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).

Статьей 29 вышеуказанного закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, в частности организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).

В соответствии со статьями 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды являются получателями государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающих в числе прочего обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

В силу статьи 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - Перечень), относящий инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей - инвалидов в возрасте до 18 лет к самостоятельной группе населения, которой все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.

Судом установлено, что лекарственные препараты, назначенные ФИО1 включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N 2406-р.

Таким образом, из приведенных выше нормативных положений федерального законодательства, а также из содержания Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Тюменской области) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок N 929н/1345н) утвержден Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21.12.2020 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Так, пункт 1 Порядка № 929н/1345н регулирует предоставление гражданам из числа категорий, поименованных в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи», сведения о которых содержатся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, набора социальных услуг, в том числе: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999г. N 178-ФЗ).

Таким образом, предоставление набора социальных услуг осуществляется гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (Федеральный регистр).

В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В целях обеспечения реализации права граждан на получение лекарственных препаратов отделения ПФР в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16 ноября 2004г. N 195 "О Порядке ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи" в рамках заключенных соглашений об информационном взаимодействии ежемесячно в срок до 10-го числа представляют в органы здравоохранения сведения региональных сегментов Федерального регистра о гражданах, имеющих право на получение социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Согласно пункту 13 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 929н/1345н при обращении в медицинскую организацию гражданин предъявляет наряду с документом, удостоверяющим личность, и документом, подтверждающим право на получение набора социальных услуг, справку, подтверждающую право на получение набора социальных услуг (социальной услуги), выданную территориальным органом ПФР.

При этом право на получение набора социальных услуг (социальной услуги), действует на всей территории Российской Федерации, не ограничивая право пользования социальными услугами местом постоянного проживания.

В соответствии с пунктом 20 Порядка N 929н/1345н в случае выезда гражданина за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживает, на территорию другого субъекта Российской Федерации на срок, превышающий 6 месяцев, или в случае изменения места жительства такому пациенту назначаются лекарственные препараты, медицинские изделия на срок применения не более 1 месяца либо органом здравоохранения организуется обеспечение такого пациента лекарственными препаратами, медицинскими изделиями на срок применения не более 1 месяца.

Судом установлено, что сведения о необходимости предоставления ФИО1 набора социальных услуг по обеспечению лекарственными препаратами включены в Федеральный регистр с 14.02.2005 по бессрочно (л.д. 29). ФИО1 состоит на учете как получатель пенсии и ЕДВ по категории инвалид <.......> группы в территориальном органе ОСФР по г. Москве, то есть значится в региональном сегменте Федерального регистра по г. Москве – по месту получения пенсионных выплат. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами.

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской в письме от 27.01.2023 года №ЮК- 72-15/43 7-К проинформировало Департамент здравоохранения Тюменской области, в целях подтверждения права ФИО1 права на получение государственной социальной помощи (л.д. 120).

Орган здравоохранения по месту временного пребывания гражданина в целях его идентификации в Федеральном регистре направляет запрос в отделение ПФР для подтверждения права на обеспечение лекарственными препаратами.

При этом законодательство Российской Федерации не содержит положений, обязывающих гражданина переводить выплату пенсии и (или) иных социальных выплат по месту временного пребывания.

Так, постановлением Правительства Тюменской области от 24.12.2007 N 320-п «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Тюменской области» утверждено положение о Департаменте здравоохранения Тюменской области (л.д. 142-151).

В силу пункта 2.4.2 Положения Департамент здравоохранения Тюменской области осуществляет полномочия в части осуществления полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что организационные мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения, пребывающих по месту временной регистрации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации проводятся органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Поскольку в настоящее время законодателем не утверждена нормативно-правовая база о порядке взаимодействия между субъектами Российской Федерации за отпущенные за счет средств регионального бюджета иногородним гражданам на льготной основе лекарственные препараты, порядок и объем финансирования на данные цели определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно.

При таких обстоятельствах, поскольку судом установлено, что истец имеет право на льготное обеспечение лекарственными препаратами, вне зависимости от места проживания, а также то, что отсутствие утвержденного нормативного-правого порядка взаимодействия в части расчетов между субъектами Российской Федерации не должно ущемлять права таких граждан, то суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора в интересах ФИО1 о признании права за ней на бесплатное обеспечение назначенными льготными лекарственными препаратами за счет средств бюджета Тюменской области в период пребывания в Тюменской области, в связи с чем доводы апелляционной жалобы заявителя в указанной части являются необоснованными и не влекут отмену либо изменение принятого по делу судебного решения.

В тоже время, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части возложения на Департамент здравоохранения Тюменской области обязанности по включению ФИО1 в региональный сегмент Федерального регистра в период пребывания в Тюменской области без перевода пенсионного дела к месту пребывания по следующим основаниям.

    Согласно п. 3 ст. 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "О государственной социальной помощи" орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и порядок ведения указанного Федерального регистра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.009.2004 № 143 во исполнение статьи 6.4 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699) в редакции ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) установлено, что органом, осуществляющим ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы.

    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.11.2004 № 195 "О Порядке ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи" утвержден Порядок ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Так, в силу пункта 2 указанного порядка ведение регистра в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004г. N 143 "Об органе, осуществляющем ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи" (зарегистрирован в Минюсте России 22 октября 2004г., регистрационный N 6082), включая программное обеспечение и технологию проведения сверки информации, полученной от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с базой данных Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальными органами в отношении граждан, указанных в статьях 6.1.и 6.7. Федерального закона от 17.07.1999, а также которым установлены социальные доплаты к пенсии в соответствии со ст. 12.1. Федерального закона от 17.07.1999 (далее - граждане).

Истец ФИО1 относится к категории граждан в соответствии с указанной выше ст. 6.1. Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ.

Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в силу п. 6 вышеуказанного Порядка после окончания работ по сверке информации, поступившей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с базой данных Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляют формирование регистра в отношении граждан на уровне субъекта Российской Федерации (далее - региональный сегмент регистра) и направляют данные регионального сегмента регистра в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Пунктом 10 Порядка ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 ноября 2004 года N 195 предусмотрено, что Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации после получения информации от территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в городах (районах) вносят ее в региональный сегмент регистр;

после получения информации от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении (изменении, прекращении) региональной социальной доплаты к пенсии вносят ее в региональный сегмент регистра;

после получения информации от территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о приобретении права граждан на получение социальных услуг в течение 10 дней направляют ее в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в срок до 10 числа каждого месяца осуществляют передачу информации регионального сегмента регистра (или вносимых в него изменений) в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а информации регионального сегмента регистра (или вносимых в него изменений) о гражданах, имеющих право на получение социальных услуг, в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Исполнительным органом государственной власти Тюменской области согласно Постановления Правительства Тюменской области от 24.12.2007 № 320-п «Об утверждении положения я о Департаменте здравоохранения Тюменской области», является Департамент здравоохранения Тюменской области.

Так, согласно п. 2.4 Положения о Департаменте здравоохранения Тюменской области департамент осуществляет следующие полномочия: в части осуществления полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов для обеспечения ими граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (п. 2.4.1.);

организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2. Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам (2.4.2.);

     В соответствии с п. 2.5 и 2.6 Положения к компетенции Департамента здравоохранения также отнесены обязанности по ведению регионального сегмента федерального регистра, указанного в ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

формирование заявки на поставку лекарственных препаратов;

подписание извещения о поставке лекарственных препаратов и акта приема-передачи, организация учета лекарственных препаратов и определение организации, осуществляющей прием, хранение, отпуск лекарственных препаратов, поставляемых централизованно за счет средств федерального бюджета;

осуществление контроля за учетом и расходованием лекарственных препаратов.

Ведение региональных сегментов Федеральных регистров лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и лиц, больных туберкулезом, и своевременное представление содержащихся в них сведений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

\Таким образом, Департамент здравоохранения Тюменской области по результатам сверки данных регионального сегмента Федерального регистра с региональным отделением Социального Фонда РФ по Тюменской области в силу п.п. 2.4.1 и 2.4.2 осуществляют закупку лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, для обеспечения ими граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (п. 2.4.1.) и дальнейшее обеспечение ими указанных граждан.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия, учитывая изложенное, приходит к выводу о том, что к компетенции Департамента здравоохранения Тюменской области не относится ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, как и его региональных сегментов, поскольку в соответствии с федеральным законодательством эта обязанность возложена на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы.

Учитывая изложенное, является неправильным возложение судом первой инстанции на Департамент здравоохранения Тюменской области, как на уполномоченный орган здравоохранения в Тюменской области, обязанности по включению ФИО1 в региональный сегмент Федерального регистра в период пребывания в Тюменской области без перевода пенсионного дела к месту пребывания.

В связи с чем судебная коллегия считает необходимым решение суда в указанной части изменить, обязанность по включению ФИО1 в региональный сегмент Федерального регистра в период пребывания в Тюменской области без перевода пенсионного дела к месту пребывания необходимо возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 16 марта 2023 года изменить в части возложения обязанности о включении ФИО1 в региональный сегмент, резолютивную часть в указанной части изложить в следующей редакции:

    Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области включить ФИО1 в региональный сегмент Федерального регистра в период пребывания в Тюменской области без перевода пенсионного дела к месту пребывания.

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 16 марта 2023 года – оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение составлено 14 июня 2023 года

33-3884/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского АО г.Тюмени
Пахарева Анастасия Петровна
Ответчики
ГБУЗ Тюменской области Областная клиническая больница №2
Департамент здравоохранения Тюменской области
ОСФР по Тюменской области
Другие
Департамент здравоохранения города Москвы
Суд
Тюменский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
20.06.2023Передача дела судье
10.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее