№2а-3753/17-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2017 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи М.Н. Картавых,
при секретаре М.О.Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску к Степкину С. Н. о взыскании обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Степкину С. Н. (далее – административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании обязательных платежей по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ Степкин С.Н. представил в Инспекцию ФНС России по г. Петрозаводску первичную декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2011 год. На основании проведенной камеральной проверке от 24.09.2012 было установлено, что срок представления указанной декларации за 2011г. 02.05.2012, декларация была представлена 19.06.2012г. Инспекцией на основании акта было вынесено решение №3.2-23/3919 о привлечении должника к налоговой ответственности по ст.119 НК РФ в виде штрафа в размере 1000 руб. В соответствии со ст.ст. 69 и 70 НК РФ ИФНС по г.Петрозаводску в адрес ответчика направлялось решение о необходимости уплаты штрафа, в связи с неоплатой выставлено требование об уплате штрафа, которое ответчиком оставлено без внимания. Указанная сумма налогоплательщиком до настоящего времени не выплачена, в связи с чем истец просит взыскать их в судебном порядке.
Кроме того, истец на основании ч.2 ст. 286 КАС РФ просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу искового заявления.
Представитель административного истца в судебном заседании не присутствовал, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Степкин С.Н. в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно с. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика уплатить налог в установленный законом срок. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требование, направленное заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Степкин С.Н. представил в Инспекцию ФНС России по г. Петрозаводску декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2011 г.
ИФНС России по г. Петрозаводску была проведена камеральная проверка представленной декларации и составлен акт № 3.2-21/4070 от 24.09.2012 г., которым был: установлено, что в соответствии с п.2 ст. 346.23 НК РФ, налоговые декларации по итогам налогового периода представляются не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок представления налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2011 г., с учетом п.7 ст.6.1 НК РФ- 02.05.2012 г. Налоговая декларация представлена 19.06.2012 г. Данный факт несвоевременного представления подтверждается штампом налогового органа на представленной декларации. Сумма налога, подлежащая уплате на основе представленной декларации равна 0,00 руб.
06.11.2012 г. Инспекцией на основании акта было вынесено решение № 3.2-23/3919 о привлечении ответчика к налоговой ответственности по п.1 ст. 119 НК РФ.
Данным решением, ответчику было предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций. Добровольно ответчиком сумма штрафа до настоящего времени не уплачена.
Поскольку сумма штрафа в добровольном порядке не была уплачена, Инспекцией в адрес налогоплательщика было выставлено требование № 4991 по состоянию на 10.12.2012 г., в котором ему предложено в срок до 28.12.2012 г. уплатить штраф в размере 1000 руб. 00 коп., данное требование было направлено административному ответчику 11.12.2012г.
В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, суд приходит к выводу, что направленное требование об уплате налогов и пеней является первой стадией процедуры принудительного взыскания задолженности, которое должно быть осуществлено в пределах совокупности сроков, установленных Налоговым кодексом.
При неисполнении налогоплательщиком требования об уплате недоимки по налогу заявление о взыскании задолженности может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования (п. 2 ст. 48 НК РФ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законом платежей.
Общий срок, в течение которого налоговый орган имеет законную возможность на взыскание недоимок по налогам, сборам, пени и штрафам, равен сумме срока на выставление требования (3 месяцев), количества дней на добровольное исполнение требования и срока на обращение в суд (6 месяцев).
14.12.2016 Инспекция ФНС России по г. Петрозаводску обратилась к мировому судье судебного участка № 8 г. Петрозаводска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании со Степкина Сергея Николаевича штрафных санкций в размере 1000,00 руб. 16.12.2016 г. мировым судьей судебного участка № 8 г. Петрозаводска, Инспекции было отказано в вынесении судебного приказа, в связи с тем, что усматривается спор о праве.
Таким образом, с учетом совокупности предоставленных сроков, административный истец должен был обратиться за взысканием испрашиваемых сумм не позднее 28 июня 2016 года, заявление о взыскании задолженности поступило в суд только 14 декабря 2016 г. Предусмотренные налоговым законодательством сроки привлечения ответчика к уплате налогов, указанных в вышеназванных требованиях, заявителем не соблюдены, поскольку ИФНС России по городу Петрозаводску пропущена совокупность сроков, предусмотренных налоговым законодательством для принудительного взыскания задолженности.
В связи с истечением срока для принудительного взыскания недоимки, право на такое взыскание налоговым органом утрачено, в связи с чем, взыскание недоимки является неправомерным.
Ходатайство ИФНС России по городу Петрозаводску о восстановлении срока на обращение в суд, также удовлетворению не подлежит ввиду отсутствия законных оснований. Указанные истцом причины пропуска срока не являются уважительными. Суд полагает, что истец имел возможность обратиться в суд в установленный законом срок.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Таким образом, в удовлетворении иска о взыскании с административного ответчика штрафных санкций в сумме 1000 руб., следует отказать, в связи с истечением установленного срока их взыскания и отказа судом в восстановлении пропущенного срока.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 286, 289, 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску к Степкину С. Н. о взыскании обязательных платежей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 19.06.2017