Решение по делу № 2а-2527/2019 от 18.09.2019

Дело № 2а-2527/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2019 года г. Тула, ул. Луначарского, д. 76

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Свинцовой С.С.,

при секретаре Татаренкове А.А.,

с участием старшего помощника прокурора Тульской области Надеждина А.А., представителя административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области по доверенности Носачёвой М.А., представителя административных ответчиков УФСИН России по Тульской области, ФСИН России по доверенностям Козловой К.В., представителя заинтересованного лица Главного Управления МЧС России по Тульской области по доверенности Афонина К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2527/2019 по административному исковому заявлению прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тульской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным бездействия администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области, обязании провести комплекс мер пожарной безопасности,

установил:

<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>, УФСИН России по <адрес>, ФСИН России о признании незаконным бездействия администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>, обязании провести комплекс мер пожарной безопасности.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес УФСИН России по Тульской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности в исправительных учреждениях Тульской области, в том числе в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области.

В рамках рассмотрения представления УФСИН России по Тульской области проделана работа с целью устранения выявленных нарушений, изложенных в представлении.

Вместе с тем, в ходе контрольной проверки соблюдения администрацией ФКУ СИЗО-1 требований законодательства о пожарной безопасности, проведенной совместно представителем ОНД и ПР г. Тулы, установлено, что нарушения не устранены в полном объеме.

На основании изложенного, с учетом уточненного административного искового заявления, прокурор Тульской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил суд признать незаконным бездействие администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области по устранению нарушений правил пожарной безопасности и обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области в течение <данные изъяты> месяцев после вступления решения в законную силу исполнить в полном объеме комплекс мер пожарной безопасности в помещениях, эксплуатируемых указанным учреждением:

- выполнить монтаж автоматической установки пожарной сигнализации с требуемым количеством пожарных извещателей;

- организовать не реже одного раза в 5 (пять) лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц с составлением соответствующих протоколов испытаний;

- выполнить уклон наружных пожарных лестниц, используемых как эвакуационные, с уклоном 1:1;

- в административном здании № выполнить разделение помещений различного класса функционального назначения между собой противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости, а именно: отделить помещение архива от общего коридора на втором этаже в части здания с актовым залом противопожарной дверью с нормируемым пределом огнестойкости;

- в общежитии хозотряда выполнить разделение помещений различного класса функционального назначения между собой противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости, а именно: отделить помещение электрощитовой на первом этаже перед входом на кухню от лестничной клетки противопожарной дверью с нормируемым пределом огнестойкости;

- РІ общежитии хозотряда выполнить второй эвакуационный выход СЃРѕ второго этажа общежития;    

- в 1-ом режимном корпусе выполнить разделение помещений различного класса функционального назначения между собой противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости, а именно: отделить помещение электрощитовой на первом этаже от коридора противопожарной дверью с нормируемым пределом огнестойкости;

- в 1-ом режимном корпусе обеспечить соответствие монтажа средств обеспечения пожарной безопасности здания (АУПС) проектным решениям и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: над потолочным пространством подвесного потолка в коридоре следственного отделения режимного корпуса № установить дымовые пожарные извещатели.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области при недостаточности у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области денежных средств организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением комплекса мер, направленных на обеспечение соблюдения законодательства о пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области.

В судебном заседании старший помощник прокурора Тульской области Надеждин А.А. административное исковое заявление поддержал с учетом уточнения, по основаниям в нем изложенным, просил суд его удовлетворить.

Представитель административного ответчика - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области по доверенности Носачёва М.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Возражения мотивировала тем, что учреждением проводится комплекс мер пожарной безопасности, часть недостатков устранена. В настоящее время ведутся работы по установке дымовых пожарных извещателей. Эксплуатационные испытания пожарных лестниц проведены комиссией учреждения ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлены протоколы.

Представитель административного ответчика обратила внимание суда на то, что здание, в котором расположено ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области, построено до введения в действие СНиП 21-01-97*, а именно Лит. А - в 1751 году, Лит. А1 - в 1986 году. Таким образом, учреждение не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать требования СНиП 21-01-97*.

Представитель административных ответчиков УФСИН России по Тульской области, ФСИН России по доверенностям Козлова К.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что УФСИН России по Тульской области, ФСИН России являются ненадлежащими административными ответчиками. ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области - самостоятельное юридическое лицо, источниками финансирования которого являются не только средства федерального бюджета, но и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации, в том числе средства, полученные от осуществления собственной производственной деятельности.

Дополнительно указала, что 19.07.2011 Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» зарегистрирован в качестве СП 112.13330.2011. Соответственно, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» прекратил свое действие в связи с изданием СП 112.13330.2011 «СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений» с 19.07.2011.

Кроме того, считала, что СП 112.13330.2011 «СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений» включен в перечень документов в области стандартизации, в результате которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В соответствии со ст. 42 названного Закона требования к зданиям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения.

Указывая на то, что здание СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области, расположенное по адресу: <адрес> построено в <данные изъяты> году, полагала, что в этой связи отсутствуют правовые основания по выполнению СП 112.13330.2011 «СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Представитель заинтересованного лица Главного Управления МЧС России по Тульской области по доверенности Афонин К.А. административное исковое заявление поддержал с учетом уточнения по основаниям в нем изложенным, просил суд заявленные требования удовлетворить. Кроме того, пояснил, что представленные суду протоколы испытаний пожарных лестниц не свидетельствуют о выполнении требования прокурора Тульской области об организации не реже одного раза в 5 (пять) лет проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц с составлением соответствующих протоколов испытаний. Указанные испытания должны проводить организации, имеющие соответствующую лицензию, испытательное оборудование и измерительный инструмент с аттестатами и результатами их поверок.

Относительно выполнения требований СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» указал, что данные требования обязательны для выполнения, в том числе на данной стадии эксплуатации здания. Применение исчерпывающих мер для устранения выявленных нарушений в полном объеме, включая капитальный ремонт и реконструкцию, будет способствовать обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, находящихся в зданиях и сооружениях ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Тульской области.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Каждый имеет право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав граждан, в том числе права на защиту жизни и здоровья.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» при осуществлении прокурорского надзора, в том числе надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в частности, в защиту прав и законных интересов лишенных свободы лиц, содержащим требование о соблюдении условий их содержания, например об обеспечении минимальными нормами питания, о надлежащем материально-бытовом обеспечении (ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет административное исковое заявление, если оспариваемые решения, действия (бездействия) органов государственной власти не соответствуют нормативно-правовым актам, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца и препятствуют их осуществлению.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ) задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (ст. 8 УИК РФ).

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (ч. 1 ст. 10 УИК РФ).

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 УИК РФ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Статья 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ определяет права и обязанности граждан в области пожарной безопасности, в частности, указано, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В силу ст. 37 названного Закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а так же выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, в частности в их обязанности входит: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы). Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Статья 38 данного Закона разъясняет, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в настоящей статье, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 2, 4 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных.

В целях защиты жизни и здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе зданиям и сооружениям, а также предусматривает, что его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: 1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; 2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; 3) разработке технической документации на объекты защиты.

В соответствии с п. 15 ст. 2 Закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (п.п. 2-4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Согласно ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.

Из анализа приведенных нормативных актов следует, что они разработаны и приняты в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяют основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов административного дела, прокуратурой Тульской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области, по результатам которой были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности Российской Федерации.

17.05.2019 прокуратурой Тульской области в адрес УФСИН России по Тульской области вынесено и направлено представление № об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области.

В рамках рассмотрения указанного выше представления, УФСИН России по Тульской области проделана работа с целью устранения выявленных нарушений, изложенных в представлении, что следует из сообщения УФСИН России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Также из материалов дела усматривается, что при проведении контрольного обследования зданий и сооружений ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области, расположенного по адресу: <адрес> выявлены следующие нарушения:

- не обеспечено хранение на объекте исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты объекта (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» п. 61);

- не обеспечено при монтаже средств обеспечения пожарной безопасности соблюдение проектных решений, требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: не выполнен монтаж автоматической установки пожарной сигнализации с требуемым количеством пожарных извещателей (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 п. 61);

- не дооборудованы двери, ведущие на лестничные клетки приспособлениями для самозакрывания с уплотнениями в притворах (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 п. 33);

- не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 п. 24);

- не выполнен уклон наружных пожарных лестниц, используемых как эвакуационные с уклоном 1:1 (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 п. 33);

- помещения не в полном объеме обеспечены планами эвакуации людей в случае возникновения пожара, выполненными в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2009 (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 п. 7);

- в административном здании № не выполнено разделение помещений различного класса функционального назначения между собой противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости, а именно: не отделено помещение архива от общего коридора на втором этаже в части здания с актовым залом противопожарной дверью с нормируемым пределом огнестойкости (СНиП 21-01-97* п. 7.4, 7.20, 5.18*);

- в общежитии хозотряда не выполнено разделение помещений различного класса функционального назначения между собой противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости, а именно: не отделено помещение электрощитовой на первом этаже перед входом на кухню от лестничной клетки противопожарной дверью с нормируемым пределом огнестойкости (СНиП 21-01-97* п. 7.4, п. 7.20, п. 5.18*).

- в общежитии хозотряда не выполнен второй эвакуационный выход со второго этажа общежития (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 п. 33);

- в 1-ом режимном корпусе не выполнено разделение помещений различного класса функционального назначения между собой противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости, а именно: не отделено помещение электрощитовой на первом этаже от коридора противопожарной дверью с нормируемым пределом огнестойкости (СНиП 21-01-97* п. 7.4, п. 7.20, п. 5.18*).

- в 1-ом режимном корпусе не обеспечено соответствие монтажа средств обеспечения пожарной безопасности здания (АУПС) проектным решениям и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: над потолочным пространством подвесного потолка в коридоре следственного отделения режимного корпуса № отсутствуют дымовые пожарные извещатели (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 п. 61).

Согласно справке проверки от ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Тульской области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний ФИО1 с привлечением специалиста ОНД и ПР г. Тулы (по Центральному округу) проведена проверка частичного устранения нарушений в здании и помещениях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области.

В ходе проведения проверки были устранены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- не обеспечено хранение на объекте исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты объекта;

- не дообеспечены помещения в полном объеме планами эвакуации людей в случае возникновения пожара, выполненных в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009;

- не дооборудованы двери, ведущие на лестничные клетки приспособлениями для самозакрывания с уплотнениями в притворах.

Данное обстоятельство послужило основанием для уточнения заявленных требований.

Относимых, допустимых и достоверных доказательств тому, что устранены все выявленные нарушения (с учетом представленного уточненного искового заявления) требований пожарной безопасности ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области суду не представлено, не установлено таковых и в ходе рассмотрения дела.

Таким образом, принимая во внимание, что эксплуатация помещений ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области с нарушением правил пожарной безопасности представляет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц (подозреваемых, обвиняемых, осужденных), суд приходит к выводу, что оспариваемые бездействия по устранению нарушений правил пожарной безопасности являются незаконными, не соответствующими действующему законодательству и в данном случае нарушают права неопределенного круга лиц.

Из Устава ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области от <данные изъяты> года, являющего приложением № к приказу ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (п.1.1).

Учредителем ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.2).

Предметом и целями деятельности ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области являются: содержание под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных; обеспечение правопорядка и законности в Учреждении, обеспечение безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также работников Учреждения и иных лиц, находящихся на территории Учреждения; осуществление охраны и конвоирования подозреваемых, обвиняемых и осужденных; создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов; организация и оказание медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в Учреждении; иные цели, возложенные на учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2.1).

Имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользовании и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации (п.5.1).

Согласно п. 5.8 Устава источниками финансирования деятельности Учреждения являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.

При недостаточности у исправительного учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Тульской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (п. 5.12).

Данные обстоятельства достоверно установлены в ходе рассмотрения дела и подтверждены письменными доказательствами, лицами, участвующими в деле не оспаривались.

Проверяя доводы и возражения сторон, суд приходит к следующему.

Представитель административного ответчика - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области по доверенности Носачёва М.А. в объяснениях указала, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией учреждения проведены эксплуатационные испытания пожарных лестниц, о чем составлены соответствующие протоколы.

Согласно протоколу испытаний (осмотра) №, утвержденного начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области, ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе: старшего инспектора ГПП ОР и Н лейтенанта внутренней службы Грынова А.Д., главного индженера-механика ОКБО майора внутренней службы ФИО3, заместителя начальника майора внутренней службы ФИО2 – проведен осмотр наружной пожарной лестницы № в административном здании ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области.

Из выводов комиссии следует, что наружная пожарная лестница прошла проверку внешним осмотром и испытаниями положительными результатами. Все конструкции лестницы не имеют нарушений целостности и деформации после снятия нагрузки. Наружная пожарная лестница № в административном здании ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> соответствует требованиям стандартов и пригодна к дальнейшей эксплуатации.

Согласно протоколу испытаний (осмотра) №, утвержденного начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области, ДД.ММ.ГГГГ комиссией в вышеперечисленном составе проведен осмотр наружной пожарной лестницы № в здании отряда по хозяйственному обслуживанию учреждения смежном с корпусом № ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области.

Из выводов комиссии следует, что наружная пожарная лестница прошла проверку внешним осмотром и испытаниями положительными результатами. Все конструкции лестницы не имеют нарушений целостности и деформации после снятия нагрузки. Наружная пожарная лестница № в здании отряда по хозяйственному обслуживанию учреждения смежном с корпусом № ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> соответствует требованиям стандартов и пригодна к дальнейшей эксплуатации.

Из протокола испытаний (осмотра) №, утвержденного начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области, следует вывод, что наружная пожарная лестница № в здании учебно-производственных мастерских прошла проверку внешним осмотром и испытаниями положительными результатами. Все конструкции лестницы не имеют нарушений целостности и деформации после снятия нагрузки. Наружная пожарная лестница № в здании учебно-производственных мастерских ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области соответствует требованиям стандартов и пригодна к дальнейшей эксплуатации.

Приказом ГУГПС МВД России от 28.12.2001 № 90 утверждены нормы пожарной безопасности «Лестницы пожарные наружные стационарные и ограждения крыш. Общие технические требования. Методы испытаний. НПБ 245-2001».

Из положений п. 3.4 названного Приказа следует, что наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах зданий и сооружений подлежат испытаниям при приемке здания или сооружения или по заявке организации, ответственной за эксплуатацию. Кроме того, наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не менее одного раза в год необходимо проводить визуальную проверку целостности конструкции. В случае обнаружения нарушений целостности конструкций производится их восстановление (ремонт) с последующей проверкой на прочность. Испытания на прочность должны проводиться не менее одного раза в пять лет. Испытания должны проводить организации, имеющие соответствующую лицензию, испытательное оборудование и измерительный инструмент с аттестатами и результатами их поверок.

Вместе с тем, в нарушение названной нормы эксплуатационные испытания пожарных лестниц были проведены комиссией учреждения.

Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель заинтересованного лица Главного Управления МЧС России по Тульской области по доверенности Афонин К.А., оборудование, которым проводилось испытание не представлено, как не представлены аттестаты и результаты проведения их поверок. Приводимая в таблицах нагрузка не подтверждена, поскольку прибор, которым производилось названное измерение, указан не был.

Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда (ч. 3 ст. 59 КАС РФ).

В силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Из положений ч. 1 ст. 84 КАС РФ следует, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (ч. 4 ст. 84 КАС РФ).

Руководствуясь вышеизложенными положениями КАС РФ, суд, с учетом п. 3.4 Приказа ГУГПС МВД России от 28.12.2001 № 90, признает протоколы испытаний №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ недопустимыми доказательствами по делу.

Кроме того, согласно справке проверки от ДД.ММ.ГГГГ испытания эксплуатационных пожарных лестниц проведены не были. Согласно объяснениям представителя заинтересованного лица Афонина К.А. сотруднику ОНД и ПР г. Тулы (по Центральному округу) документов, подтверждающих устранение данного нарушения, представлено не было.

Доводы представителей административных ответчиков о том, что СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» не применим к зданию 1791 года постройки, в котором расположено ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области, а так же о том, что указанный СНиП 21-01-97* является недействующим с 19.07.2011 ввиду принятия СП 112.13330.2011 «СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений», суд находит несостоятельными в силу следующего.

В соответствии с п. 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Из этого следует, что выполнение требований данного СНиПа обязательны для выполнения на данной стадии эксплуатации здания.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что соблюдение требований по противопожарному режиму эксплуатации зданий потребует изменения конструктивных и инженерно-технических характеристик и не возможно при осуществлении текущей эксплуатации.

Часть 4 ст. 4 вышеприведенного Закона № 123-ФЗ не освобождает ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности при его эксплуатации и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.

Поскольку сам по себе факт нарушений требований п. п. 7.4, 7.20, 5.18* СНиП 21-01-97* несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в зданиях, занимаемых ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области, а также особое назначение Учреждения, то соблюдению подлежат, в том числе, и нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объекта проверки.

Принятие мер для устранения выявленных нарушений в полном объеме будет способствовать обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, находящихся в зданиях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области.

Также суд принимает во внимание и тот факт, что допущенные вышеуказанные нарушения несут угрозу жизни и здоровью людей при дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области.

Анализ изложенного и имеющихся в деле доказательств, с учетом положений вышеприведенных норм права, на основании оценки имеющихся по делу доказательств в соответствии с правилами, предусмотренными ст.ст. 60, 61, 84 КАС РФ, позволяет прийти к выводу об обоснованности административных исковых требований прокурора Тульской области.

Согласно Уставу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области, указанное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств, имеет лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства в соответствии с законодательством российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» территориальные органы уголовно-исполнительной системы (УФСИН России по Тульской области) осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания. Они являются юридическими лицами и владеют, распоряжаются и пользуются закрепленными за ними имуществом.

Пунктом 4.3 главы IV Устава ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области установлено, что УФСИН России по Тульской области в отношении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, контроль использования закрепленного за исправительным учреждением имущества.

Положением об УФСИН России по Тульской области, утвержденным приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518 установлено, что оно является самостоятельным юридическим лицом, участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств.

Пунктом 7 главы II Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 установлено, что ФСИН России осуществляет, в числе прочего, материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, устранение вышеуказанных нарушений закона должно быть произведено административным ответчиком - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области за счет собственных средств, а при их недостаточности – за счет средств, выделяемых УФСИН России по Тульской области и ФСИН России.

Заявленный прокурором срок исполнения обязанности - в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, суд находит разумным.

Оснований для его увеличения суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области по устранению нарушений правил пожарной безопасности и обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области в течение <данные изъяты> месяцев после вступления решения в законную силу исполнить в полном объеме комплекс мер пожарной безопасности в помещениях, эксплуатируемых указанным учреждением:

выполнить монтаж автоматической установки пожарной сигнализации с требуемым количеством пожарных извещателей;

организовать не реже одного раза в 5 (пять) лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц с составлением соответствующих протоколов испытаний;

выполнить уклон наружных пожарных лестниц, используемых как эвакуационные, с уклоном 1:1;

в административном здании № выполнить разделение помещений различного класса функционального назначения между собой противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости, а именно: отделить помещение архива от общего коридора на втором этаже в части здания с актовым залом противопожарной дверью с нормируемым пределом огнестойкости;

в общежитии хозотряда выполнить разделение помещений различного класса функционального назначения между собой противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости, а именно: отделить помещение электрощитовой на первом этаже перед входом на кухню от лестничной клетки противопожарной дверью с нормируемым пределом огнестойкости;

в общежитии хозотряда выполнить второй эвакуационный выход со второго этажа общежития;

7)    РІ 1-РѕРј режимном РєРѕСЂРїСѓСЃРµ выполнить разделение помещений различного класса функционального назначения между СЃРѕР±РѕР№ противопожарными преградами СЃ нормируемым пределом огнестойкости, Р° именно: отделить помещение электрощитовой РЅР° первом этаже РѕС‚ РєРѕСЂРёРґРѕСЂР° противопожарной дверью СЃ нормируемым пределом огнестойкости;

8) в 1-ом режимном корпусе обеспечить соответствие монтажа средств обеспечения пожарной безопасности здания (АУПС) проектным решениям и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: над потолочным пространством подвесного потолка в коридоре следственного отделения режимного корпуса № установить дымовые пожарные извещатели.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области при недостаточности у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области денежных средств организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением комплекса мер, направленных на обеспечение соблюдения законодательства о пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы либо апелляционного представления через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

2а-2527/2019

Категория:
Гражданские
Другие
УФСИН по ТО
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ТО
Прокуратура Тульской области
ФСИН России
Суд
Центральный районный суд г. Тула
Дело на странице суда
centralny.tula.sudrf.ru
24.09.2019Регистрация административного искового заявления
24.09.2019Передача материалов судье
24.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
24.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.09.2019Предварительное судебное заседание
26.11.2019Регистрация административного искового заявления
26.11.2019Передача материалов судье
26.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
26.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.11.2019Предварительное судебное заседание
26.11.2019Судебное заседание
26.11.2019Судебное заседание
26.11.2019Судебное заседание
26.11.2019Судебное заседание
02.01.2020Регистрация административного искового заявления
02.01.2020Передача материалов судье
02.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.01.2020Предварительное судебное заседание
02.01.2020Судебное заседание
02.01.2020Судебное заседание
02.01.2020Судебное заседание
02.01.2020Судебное заседание
02.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.01.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее