Дело №а-1682/2021
УИД 91RS0№-25
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2021 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Гордиенко О.А., при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым, при участии в деле заинтересованного лица на стороне административного ответчика - Отдела по межнациональным отношениям Администрации <адрес> Республики Крым, о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, предметом которого являются следующие требования административного истца: решение администрации <адрес> Республики Крым об отказе в выдаче ФИО1 заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным; обязать Администрацию <адрес> Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что решением Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, аренду для строительства и обслуживания жилого дома, гаража, в районе <адрес> (поз. по ГП-79), площадью 0,0600 га. Как следует из содержания иска, на указанном земельном участке ФИО1 собственными силами и за счет собственных средств осуществил строительство индивидуального жилого дома, что подтверждается техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ. В последующем ФИО1 обратился в администрацию с заявлением о выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства. По итогам рассмотрения заявления администрацией принято решение о признании самовольной постройки по адресу: <адрес> (поз. по ГП-79) объектом индивидуального жилищного строительства, о чем административный истец проинформирован в письме от ДД.ММ.ГГГГ №И-177/9406, к которому приложено Заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ. Заявление ФИО1 и заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ были направлены администрацией в Департамент развития муниципальной собственности для рассмотрения вопроса предварительного согласования предоставления земельного участка. Ввиду выявления замечаний Департаментом развития муниципальной собственности заявление было возвращено. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, на котором было рассмотрено заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка, по результатам рассмотрения которого Комиссией принято решение об отказе в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства по причине несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №. Административный истец полагает, что решение Комиссии об отказе ФИО1 в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства является незаконным, нарушающим права и законные интересы лица, чем созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов ФИО1 Мотивируя свою позицию в указанной части, административный истец указывает на несоответствие действительности довода органа местного самоуправления об отсутствии на испрашиваемом земельном участке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанного строения, поскольку данными технического паспорта, изготовленного ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что ФИО1 собственными силами и за счет собственных средств осуществил строительство индивидуального жилого дома. Также, административный истец указывает, что публичная кадастровая карта, на которую ссылается орган местного самоуправления, существует на территории Республики Крым только с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, на момент возведения постройки кадастровый учет объектов, согласно российскому законодательству, не производился. Также, административным истцом отмечено, что согласно Заключению Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что объект строительства, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, поз по ГП-79, возведен в 2014 году. Касательно основания отказа, в части несоответствия объекта строительства пункту 4.44 СП 55.13330 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные», принятых и введенных в действие постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, административный истец возражает, поскольку пунктом 15 постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, не содержит таких требований. Учитывая изложенное, административный истец полагает, что у него имеются все законные основания для реализации своего права на получение заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства.
Административный истец в судебное заседание, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, не явился, явку полномочного представителя не обеспечил, о дате, времени и месте его проведения извещался посредством направления судебного извещения по адресу, указанному с административном иске. Согласно отметкам отделения почтовой связи на конверте требования Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) соблюдены. Однако почтовая корреспонденция вернулась в адрес суда с отметкой отделения почтовой связи «по истечении срока хранения». Исходя из положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд приходит к выводу о надлежащем уведомлении административного истца о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Административными соответчиками Администрацией <адрес> Республики Крым и Департаментом развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым явка полномочных представителей в судебное заседание не обеспечена, о дате времени и месте судебного разбирательства соответчики уведомлены надлежащим образом. От Администрации <адрес> Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие полномочного представителя, а также письменные возражения на заявленные требования, в которых, не признав административный иск, ответчик просил отказать в его удовлетворении в полном объеме. В обоснование своей позиции административным ответчиком указано на то, что в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, положительное Заключение в отношении самовольной постройки о возможности признания ее жилым домом выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении иных условий, в том числе, если самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки. Ввиду установленного факта несоответствия самовольной постройки, возведенной административным истцом, условиям, указанным в пункте 15 Порядка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, Комиссией было принято решение об отказе ФИО1 в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства.
Заинтересованным лицом явка полномочного представителя в судебное заседание также не обеспечена, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Отдела по межнациональным отношениям Администрации <адрес> Республики Крым.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, что подтверждается соответствующими документами (расписками, извещениями, почтовыми уведомлениями о вручении судебного извещения).
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заблаговременно до начала судебного заседания (подтверждающие документы приобщены к материалам дела).
Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов административного дела, в соответствии с решением Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, аренду для строительства и обслуживания жилого дома в районе <адрес> (поз. по ГП-79), площадью 0,0600 га.
В порядке статьи 22 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением (вх.№И-179/9406) в Администрацию <адрес> Республики Крым о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства.
Заявление административного истца было рассмотрено на заседании Комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в соответствии с Порядком предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
По итогам заседания Комиссии принято решение о признании самовольной постройки по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, поз. по ГП-79, объектом индивидуального жилищного строительства, что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанная информация доведена до сведения административного истца в письме от ДД.ММ.ГГГГ №И-179/9406 с приложением к нему заключения от ДД.ММ.ГГГГ о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства, а также с указанием на то, что заявление и заключение направлены в департамент развития муниципальной собственности администрации <адрес> для рассмотрения вопроса предварительного согласования предоставления земельного участка.
Судом установлено, что письмом Департамента развития муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ № заявление о предоставлении земельного участка с приложенными к нему материалами возвращено административному истцу в связи с необходимостью приведения представленных материалов в соответствие с установленными требованиями, в том числе, требованиями к подготовке схемы расположения земельного участка, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно в связи с необходимостью приведения в соответствие в представленных документах местоположения испрашиваемого земельного участка и расположенного на нем объекта капитального строительства (заключение подготовлено в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, поз. по ГП-79, однако технический паспорт, приложенный к заявлению, изготовлен в отношении домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, в р-не <адрес> (поз. по ГП-79). Также указано на то, что на схеме расположения земельного участка неверно учтены сведения о красных линиях. В связи с изложенным, административному истцу указано на необходимость после устранения выявленных замечаний доработанные материалы предоставить в письменном виде с соответствующим заявлением в Администрацию <адрес> Республики Крым.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом развития муниципальной собственности заявление административного истца возвращено на доработку в отдел по межнациональным отношениям Администрации <адрес> Республики Крым для повторного рассмотрения на заседании Комиссии.
Заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ вх.№И-179/9406 было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь и по итогам заседания Комиссией принято решение, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, поз. по ГП-79, с несоответствием самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка гражданину гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно:
- согласно сведениям публичной кадастровой карты (единая электронная картографическая основа Росреестра (http://pkk5.rosreestr.ru), а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображающих поверхность земли, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на испрашиваемом земельном участке, указанное строение отсутствует;
- строение по <адрес>, поз. по ГП-79, в соответствии с приложенным техническим паспортом не соответствует пункту 4.4. СП 55.13330 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные», принятых и введенных в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанная информация доведена до сведения административного истца в письме от ДД.ММ.ГГГГ №И-179/9406.
Проверяя законность и обоснованность принятого административным ответчиком решения об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, судом установлено следующее.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в состав Российской Федерации новых субъекты - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон №-ФКЗ) до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон №-ЗРК) в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон) устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Согласно статье 1 Закона №-ЗРК/2015 предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Статьей 22 Закона №-ЗРК/2015 определены особенности предоставления земельных участков гражданам с расположенными на них постройками, возведенными самовольно до ДД.ММ.ГГГГ.
Так, согласно части 1 статьи 22 Закона №-ЗРК/2015 гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий: 1) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; 2) на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до ДД.ММ.ГГГГ; 3) имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства; 4) объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>; 5) на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.
Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьей обладают граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> в порядке, установленном Советом министров Республики Крым (часть 2 статьи 22 Закона №-ЗРК/2015).
В соответствии с частью 4 статьи 22 Закона №-ЗРК/2015 порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Порядок), согласно пункту 2 которого предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заключение) осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 3 Порядка гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Заявление регистрируется уполномоченным органом в день его поступления с указанием даты в Книге регистрации заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (пункт 8 Порядка).
В соответствии с пунктом 13 Порядка предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения.
Заключение выдается на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 14 Порядка).
Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: 1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; 2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; 3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; 4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ; 5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; 6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; 7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Порядка Комиссия по результатам рассмотрения Заявления и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом Заключения.
Решение комиссии оформляется в виде протокола.
На основании решения комиссии уполномоченный орган: 1) обеспечивает подготовку и выдачу Заключения в случае соответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка; 2) принимает решение об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.
Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней обеспечивает направление заявителю Заключения или решения об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой.
Согласно пункту 19 Порядка в случае отсутствия оснований для возврата Заявления в течение тридцати дней со дня его поступления уполномоченный орган принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка (в случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Подача гражданином дополнительного заявления для принятия такого решения не требуется.
В целях реализации пункта 14 вышеуказанного порядка постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ создана Комиссия для подготовки заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее жилым домом на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее по тексту – Комиссия).
Вышеуказанным Постановлением также утверждено Положение о Комиссии (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с пунктом 3.1 которого Комиссия для решения возложенных на нее задач принимает решение о возможности или невозможности подготовки заключения.
В соответствии с пунктом 5.2, 5.5 Положения заседания комиссии проводятся по мере поступления и формирования материалов для их проведения, но не реже одного раза в месяц при наличии заявлений. Решение комиссии оформляется протоколом.
Таким образом, исходя из совокупного анализа вышеприведенных правовых норм, решение о выдаче заключения о признании постройки, возведенной самовольно, объектом индивидуального жилищного строительства может быть принято Комиссией исключительно при соответствии такой постройки условиям, определенным в пункте 15 Порядка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, при этом обязательным условием является возведение такой постройки в период до ДД.ММ.ГГГГ.
Как было указано выше, основанием для принятия решения об отказе в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно, объектом индивидуального жилищного строительства, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, послужили установленные обстоятельства о несоответствии самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка представления земельного участка с расположенной на нем постройкой, поскольку самовольная постройка возведена после ДД.ММ.ГГГГ и, кроме того, не соответствует строительным правилам.
Доводы административного истца относительно того, что пунктом 15 Порядка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, не предусмотрено такое условие для признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства как ее соответствие строительным правилам, суд находит несостоятельными, поскольку данное условие прямо оговорено в подпункте 1 пункта 15 Порядка. Указанная норма носит бланкетный характер, предполагая применение также взаимосвязанных правовых норм, в том числе, СП 55.13330 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные», принятых и введенных в действие постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Оспаривая выводы административного ответчика относительно несоответствия самовольной постройки, возведенной самовольно в районе <адрес> (поз. по ГП-79), условиям, указанным в пункте 15 Порядка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, а также факт возведения постройки в период до ДД.ММ.ГГГГ, административный истец ходатайствовал перед судом о назначении судебной строительно-технической экспертизы.
На основании ходатайства административного истца определением от ДД.ММ.ГГГГ году по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, экспертное учреждение ввиду не достижения сторонами согласия по данному вопросу определено по выбору суда.
По итогам проведенной судебной строительно-технической экспертизы экспертом Автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по <адрес>» дано заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которого: постройка, расположенная по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, поз. по ГП-79, возведена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; объект недвижимости (постройка), возведенная по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, поз. по ГП-79, не соответствует требованиям строительных ном и правил, предъявляемым к индивидуальным жилым домам.
Согласно части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В качестве доказательств в силу части 2 статьи 59 КАС РФ допускаются, в том числе, заключения экспертов.
В соответствии с частью 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением эксперта (комиссии экспертов) должно быть мотивировано в решении или определении суда.
Положениями статьи 84 КАС РФ определено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Заключение Автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, как доказательство по делу, с учетом его оценки на соответствие критериям относимости, допустимости и достоверности, не вызывает у суда сомнений, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с предупреждением эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Изложенные в заключении эксперта выводы последовательны, обоснованы фактическими данными и нормативно аргументированы.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении при проведении экспертизы прав участников судебного разбирательства, не установлено.
Таким образом, на основании приобщенных к материалам дела доказательств достоверно установлено, что постройка, расположенная по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (поз. по ГП-79), возведена после ДД.ММ.ГГГГ и, кроме того, данное строение не соответствует действующим строительным нормам и правилам, то есть условиям, указанным в пункте 15 Порядка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Установленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для принятия уполномоченным органом решения о выдаче заключения о признании самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства.
Судом в порядке статьи 84 КАС РФ также дана оценка представленным административным истцом доказательствам, установлено, что акт от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что самовольная постройка возведена в 2013-2014 годах, не отвечает критерию относимости, поскольку составлен в отношении объекта, расположенного по иному адресу, кроме того, данный документ является недопустимым доказательством, так как представлен в копии, составлен неуполномоченными лицами и, более того, изложенные в нем сведения не могут быть признаны достоверными, как такие, что не отвечают действительным обстоятельствам.
В силу части 3 статьи 62 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Суд учитывает, что органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, вносить в них изменения, если в соответствии с предписаниями таких решений возникли правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов. Это является гарантией стабильности общественных отношений между органами местного самоуправления и гражданами, что порождает у граждан уверенность в том, что их положение не будет ухудшено принятием более позднего решения. Ненормативные правовые акты органа местного самоуправления являются актами одноразового применения, исчерпывают свое действие фактом их выполнения, поэтому они не могут быть отменены или изменены органом местного самоуправления после их выполнения.
В ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств относительно того, что выданное ранее ФИО1 заключение Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о возможности признания постройки, возведенной самовольно, объектом индивидуального жилищного строительства, повлекло для административного истца наступление правовых последствий, с учетом того, что данное решение является промежуточным актом в рамках процедуры предоставления земельного участка, определенной положениями статьи 22 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», и не может свидетельствовать о возникновении у административного истца прав на земельный участок без завершения установленной законом процедуры.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Учитывая установленные в ходе рассмотрения административного дела обстоятельства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом критерия добросовестности и разумности поведения участников соответствующих публично-правовых отношений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Принимая во внимание, что требования об установлении административному ответчику обязанности совершить определенные действия является производным от основного требования и должно быть направлено на устранение допущенных нарушений прав и свобод административного истца, которых в ходе рассмотрения административного дела установлено не было, суд также отказывает в их удовлетворении.
В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1 статьи 106 КАС РФ).
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.
Автономной некоммерческой организацией «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по <адрес>» выставлен счет на оплату судебной строительно-технической экспертизы (№) на сумму 40000,00 рублей.
С учетом положений части 14 статьи 49, части 1 статьи 103, пункта 1 статьи 106 КАС РФ, а также принимая во внимание, что проведение экспертизы по настоящему делу было инициировано стороной административного истца, указанная сумма подлежит взысканию в пользу экспертного учреждения с административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым, при участии в деле заинтересованного лица на стороне административного ответчика - Отдела по межнациональным отношениям Администрации <адрес> Республики Крым, о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия - оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО1 в пользу Автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по <адрес>» судебные расходы на проведение экспертизы в сумме 40 000,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ О.А. Гордиенко
Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ (за вычетом праздничных, выходных и нерабочих дней).