Решение по делу № 12-12/2020 от 25.11.2019

35RS0010-01-2019-014230-90

Дело № 12-12/2020

Р Е Ш Е Н И Е

город Сыктывкар **.**.**

Судья Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми Баудер Е.В.,

при секретаре Саяркиной К.А.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки» на постановление должностного лица ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми от **.**.** о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми от **.**.** № УИН №... ООО «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки» привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

В жалобе, поданной в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара, директор ООО «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки» ставит вопрос об отмене постановления, ссылаясь на то, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство №..., г.р.з. №... находилось во временном владении и пользовании другого лица по договору аренды транспортного средства, а, следовательно, в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности Боковиков С.Н., действующий на основании доверенности, требования и доводы жалобы поддержал. Указал, что **.**.** между ООО ТК «НТП» и Антуфьевым С.Н. был заключен договор аренды грузового автомобиля №..., г.р.з. №... На момент совершения административного правонарушения указанным транспортным средством управлял Антуфьев С.Н., который осуществлял перевозку груза по маршруту ... Кроме того, Антуфьевым С.Н. в установленном порядке получено специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства VOLVO FH-TRAK, г.р.з. «К 200 ВЕ 35» с крупногабаритным грузом по указанному маршруту движения, о чем имеются сведения в органах ГИБДД. Таким образом, в действиях ООО «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указал, что первоначально в жалобе на постановление была допущена описка при указании лица, во владении которого находится автомобиль.

Представитель административного органа ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми Елфимов А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.

Выслушав объяснения ли, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Автомобильные дороги общего пользования, будучи основными транспортными артериями страны, предназначены, в том числе, для перевозки грузов по всей территории России и за ее пределы. Это предполагает ответственность государства как публичного субъекта и как собственника, на котором лежит бремя содержания данного имущества, за состояние дорог (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2016 года № 14-П). Их сохранность обеспечивается комплексом мероприятий, направленных на соблюдение требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами и пользователями автомобильных дорог.

К числу указанных мероприятий относится введение и соблюдение режима эксплуатации тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств. Такой режим, в частности, заключается в том, что движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства или тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, требует получения специального разрешения. Для получения специального разрешения необходимо согласование в установленном порядке маршрута такого транспортного средства, а также возмещение причиненного тяжеловесным транспортным средством вреда его владельцем (части 1, 2 и 6 статьи 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Допустимые масса транспортного средства, нагрузка на ось транспортного средства и его габариты установлены в приложениях 1-3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272.

Одним из средств, призванных обеспечить соблюдение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам, является административная ответственность, предусмотренная статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данная статья, применяемая в нормативном единстве с иными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с положениями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, способствует сохранности и развитию дорог, недопущению ухудшения их технического состояния и эксплуатационных характеристик (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2018 года, 27 марта 2018 года № 531-О, № 633-О).

В соответствии с частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов, - влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере пятисот тысяч рублей.

Согласно примечанию к названной норме, за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Согласно пункта 18 статьи 3 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) - крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.

В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, под крупногабаритным грузом понимается груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает предельно допустимые габариты транспортных средств согласно приложению N 3, в соответствии с которым предельно допустимая длина автопоезда транспортного средства составляет 20 м.

Согласно оспариваемому постановлению **.**.** в ... по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, Эжвинский район, на участке подъезд к промышленному узлу Эжвинский, 3 км +600 м автодороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар», водитель транспортного средства марки **.**.**, государственный регистрационный знак №... собственником (владельцем) которого является ООО «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки» допустил нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения, статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, двигался без специального разрешения с общей высотой транспортного средства 478,3 см, при предельно допустимой общей высоте транспортного средства 400 см (превышение +78,3 см), с общей длиной транспортного средства 2169,9 см., при предельно допустимой общей длине транспортного средства 2000 см (превышение +169,9 см), с общей шириной транспортного средства 278,2 см, при предельно допустимой общей ширине транспортного средства 260 см (превышение +18,2 см.)

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, «ИБС ВИМ», № ИБС.00019.10092018, поверка действительна до 21 августа 2020.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения собственника транспортного средства - ООО «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении защитник ООО «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки» Боковиков С.Н. ссылается на то, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство VOLVO FH-TRAK, государственный регистрационный знак «К 200 ВЕ 35», находилось во владении иного лица на основании договора аренды.

Частью 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Частью 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

При этом примечанием к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что положение части 3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться доверенность на право управления транспортным средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в совокупности (пункт 1.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В силу положений части 1 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, распределение бремени доказывания между государством в лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и соответствующими собственниками (владельцами) транспортных средств, будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности (части 1, 2 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Такое распределение бремени доказывания не освобождает уполномоченные органы, включая суды, при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи от соблюдения требований статей 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других статей данного Кодекса, направленных на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях (определения от 07 декабря 2010 года N 1621-О-О, от 22 марта 2011 года N 391-О-О, от 21 июня 2011 года N 774-О-О, от 25 января 2012 года N 177-О-О).

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В подтверждение доводов о нахождении транспортного средства в момент фиксации административного правонарушения в пользовании иного лица защитником юридического лица представлены суду договор аренды грузового автомобиля без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа) от **.**.**, заключенный между Антуфьевым С.Н. и ООО «ТК «НТП», платежные поручения об оплате аренды грузового автомобиля VOLVO FH-TRAK г.р.з. «К 200 ВЕ 35», договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от **.**.**, заключенный в отношении неограниченного числа лиц, допущенных к управлению автомобилем.

Согласно п.1.1 договора аренды арендодатель (ОО «ТК «НТП») предоставляет, а арендатор (Антуфьев С.Н.) во временное пользование автомобиль марки VOLVO FH-TRAK 4х2, идентификационный номер (VIN) Х9РRSKOASHW116911, государственный регистрационный знак «К 200 ВЕ 35 RUS» в целях перевозки грузов. Размер платы составляет 10000 руб. в месяц, при условии оплаты арендатором арендной платы авансом единовременно за весь срок действия договора. В этом случае тарифы остаются неизменными, в противном случае арендодатель оставляет за собой право изменение размера оплаты в одностороннем порядке в связи с изменением общего уровня цен. Об изменении тарифов (размера арендной платы) Арендодатель обязан предупредить арендатора за 10 дней. Плата производится наличными средствами или на расчетный счет арендодателя (п.2.3.5 договора аренды). Срок настоящего договора устанавливается с **.**.** по **.**.** (п.4.1 договора аренды).

Кроме того, из специального разрешения №... от **.**.** следует, что Антуфьевым С.Н. согласовано движение по автомобильным дорогам по маршруту по адресу ... в период с **.**.** по **.**.** транспортного средства №... г.р.з. №... с прицепом №... с тяжеловесным и (или) крупногабаритным грузом с габаритами: длина - 24,95 м, ширина - 3,10 м, высота - 4,87 м.

Так, соответствующее заявление **.**.** подано Антуфьевым С.Н. в ФКУ Упрдор «Холмогоры», прошло согласование в ГКУ Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми».

Указанные обстоятельства административным органом не опровергнуты.

Оценив доказательства, представленные защитником лица, привлекаемого к административной ответственности, в частности о том, что в момент фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме транспортное средство находилось в пользовании иного лица, а также наличие специального разрешения, позволяющего движение транспортного средства в спорный период на участке а/д «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар», позволяют сделать вывод о необоснованности привлечения ООО «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с вышеизложенным, учитывая положения части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, и позицию, выраженную в перечисленных выше определениях Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой распределение бремени доказывания, вытекающее из примечания к указанной выше норме, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности, с учетом конкретных установленных обстоятельств, приходу к выводу о том, что постановление начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми от **.**.** № УИН №... о привлечении ООО «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки» к административной ответственности по ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ООО «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки» состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу ООО «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки» удовлетворить.

Постановление начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми от **.**.** № УИН №... о привлечении ООО «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки» к административной ответственности по части 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Транспортная компания «Негабаритные тяжеловесные перевозки» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение 10 суток с момента вручения копии решения.

Судья Е.В.Баудер

12-12/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "ТК "Негабаритные тяжеловесные перевозки"
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкар Республики Коми
Судья
Баудер Елена Вильгельмовна
Статьи

12.21.01

Дело на странице суда
ejvasud.komi.sudrf.ru
25.11.2019Материалы переданы в производство судье
26.11.2019Истребованы материалы
10.12.2019Поступили истребованные материалы
19.12.2019Судебное заседание
31.01.2020Судебное заседание
14.02.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
14.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее