Решение по делу № 2-44/2023 (2-1027/2022;) от 30.11.2022

()

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2023 года ст. Вешенская

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Тютюнникова А.С.,

при секретаре Конкиной Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шолоховского района Ростовской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1», администрации Шолоховского района Ростовской области, третье лицо – отдел образования администрации Шолоховского района Ростовской области, о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации,

установил:

прокурор Шолоховского района Ростовской области обратился с исковым заявлением к МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1», администрации Шолоховского района Ростовской области, третье лицо – отдел образования администрации Шолоховского района Ростовской области, о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В исковом заявлении указано, что прокуратурой района во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23.01.2018 № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», на основании поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов. Проведенной проверкой установлено, что вопреки п. 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее - СП 59.13330.2020) вход в помещение (здание) МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» не оборудован пандусом, параметры которого соответствуют требованиям пунктов 5.1.14-5.1.16 СП 59.13330.2020. С целью устранения перечисленных нарушений прокурором района в адрес заведующего отделом образования администрации Шолоховского района 05.10.2022 внесено представление, из ответа от 03.11.2022 № 104.09.0/1039 на которое следует, что нарушения фактически не устранены.

В связи с чем, с учетом уточненных исковых требований, истец просит суд обязать МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» в срок до 01.06.2023 принять меры к удовлетворению минимальных потребностей инвалидов, путем оборудования входной группы помещения МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» кнопкой вызова специалиста (работника) образовательной организации и обязать администрацию Шолоховского района принять меры по финансированию мероприятий по оборудованию входной группы помещения МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» кнопкой вызова специалиста (работника) образовательной организации.

В судебном заседании помощник прокурора Шолоховского района ЛопаревА.А. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчиков МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1», администрации Шолоховского района Ростовской области и третьего лица отдела образования администрации Шолоховского района Ростовской области Фролова Т.Н. В судебном заседании сообщила, что действительно имеются нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации на указанном объекте.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

Прокуратурой района во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23.01.2018 № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», на основании поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.

Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, помимо прочего, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации);

В силу ст. 9 «Конвенции о правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно­зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

Перечисленные в ст. 15 Закона № 181-ФЗ гарантии являются конституцион­ными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Согласно ч. 4 ст. 15 Закона № 181-ФЗ, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Проведенной проверкой установлено, что вопреки п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 вход в помещение (здание) МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» не оборудован пандусом, параметры которого соответствуют требованиям пунктов 5.1.14-5.1.16 СП 59.13330.2020.

В силу положений п.п. 1, 7 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными правовыми документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан. Следовательно, требования СНиП 35-01-2001 об обеспечинии доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения являются обязательными для исполнения.

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства и публичной обязанностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

В судебном заседании установлено, что вход в здание МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» не обеспечивает удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, доступ инвалидов в указанное здание фактически не возможен, на входном узле отсутствует пандус, а также кнопка вызова сотрудника администрации, способного оказать помощь инвалиду. При этом техническая возможность приспособления спорного объекта для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения в МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» путем обустройства пандуса отсутствует.

В соответствии с Уставом МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» учредителем учреждения является муниципальное образование «Шолоховский район». Функции и полномочия Учредителя учреждения осуществляет орган местного самоуправления - администрация Шолоховского района Органом, координирующим деятельность учреждения, а также осуществляющим в отношении него функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами Шолоховского района, является отдел образования администрации Шолоховского района.

Помимо этого, Уставом образовательной организации предусмотрено, что учредитель, в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами Шолоховского района, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания с учетом: расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Школы или приобретенных Школой за счет средств, выделенных ей Учредителем на приобретение такого имущества, учитываемого на обособленном учете; расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки; расходов на мероприятия, направленные на развитие Школы в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Несоблюдение требований законодательства в указанной части является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации, умаляет права данных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, в связи с чем суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении на административного ответчика обязанности устранить имеющиеся нарушения в доступности объекта инвалидам.

При таких обстоятельствах суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд,

решил:

иск прокурора Шолоховского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1», администрации Шолоховского района Ростовской области, третье лицо – отдел образования администрации Шолоховского района Ростовской области, о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации - удовлетворить.

Обязать МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» в срок до 01.06.2023 принять меры к удовлетворению минимальных потребностей инвалидов, путем оборудования входной группы помещения МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» кнопкой вызова специалиста (работника) образовательной организации.

Обязать администрацию Шолоховского района в срок до 01.06.2023 принять меры по финансированию мероприятий по оборудованию входной группы помещения МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» кнопкой вызова специалиста (работника) образовательной организации.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд в течение месяца.

Судья А.С. Тютюнников

Мотивированное решение суда изготовлено 03.02.2023.

()

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2023 года ст. Вешенская

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Тютюнникова А.С.,

при секретаре Конкиной Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шолоховского района Ростовской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1», администрации Шолоховского района Ростовской области, третье лицо – отдел образования администрации Шолоховского района Ростовской области, о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации,

установил:

прокурор Шолоховского района Ростовской области обратился с исковым заявлением к МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1», администрации Шолоховского района Ростовской области, третье лицо – отдел образования администрации Шолоховского района Ростовской области, о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В исковом заявлении указано, что прокуратурой района во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23.01.2018 № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», на основании поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов. Проведенной проверкой установлено, что вопреки п. 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее - СП 59.13330.2020) вход в помещение (здание) МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» не оборудован пандусом, параметры которого соответствуют требованиям пунктов 5.1.14-5.1.16 СП 59.13330.2020. С целью устранения перечисленных нарушений прокурором района в адрес заведующего отделом образования администрации Шолоховского района 05.10.2022 внесено представление, из ответа от 03.11.2022 № 104.09.0/1039 на которое следует, что нарушения фактически не устранены.

В связи с чем, с учетом уточненных исковых требований, истец просит суд обязать МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» в срок до 01.06.2023 принять меры к удовлетворению минимальных потребностей инвалидов, путем оборудования входной группы помещения МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» кнопкой вызова специалиста (работника) образовательной организации и обязать администрацию Шолоховского района принять меры по финансированию мероприятий по оборудованию входной группы помещения МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» кнопкой вызова специалиста (работника) образовательной организации.

В судебном заседании помощник прокурора Шолоховского района ЛопаревА.А. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчиков МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1», администрации Шолоховского района Ростовской области и третьего лица отдела образования администрации Шолоховского района Ростовской области Фролова Т.Н. В судебном заседании сообщила, что действительно имеются нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации на указанном объекте.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

Прокуратурой района во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23.01.2018 № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», на основании поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.

Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, помимо прочего, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации);

В силу ст. 9 «Конвенции о правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно­зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

Перечисленные в ст. 15 Закона № 181-ФЗ гарантии являются конституцион­ными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Согласно ч. 4 ст. 15 Закона № 181-ФЗ, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Проведенной проверкой установлено, что вопреки п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 вход в помещение (здание) МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» не оборудован пандусом, параметры которого соответствуют требованиям пунктов 5.1.14-5.1.16 СП 59.13330.2020.

В силу положений п.п. 1, 7 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными правовыми документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан. Следовательно, требования СНиП 35-01-2001 об обеспечинии доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения являются обязательными для исполнения.

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства и публичной обязанностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

В судебном заседании установлено, что вход в здание МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» не обеспечивает удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, доступ инвалидов в указанное здание фактически не возможен, на входном узле отсутствует пандус, а также кнопка вызова сотрудника администрации, способного оказать помощь инвалиду. При этом техническая возможность приспособления спорного объекта для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения в МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» путем обустройства пандуса отсутствует.

В соответствии с Уставом МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» учредителем учреждения является муниципальное образование «Шолоховский район». Функции и полномочия Учредителя учреждения осуществляет орган местного самоуправления - администрация Шолоховского района Органом, координирующим деятельность учреждения, а также осуществляющим в отношении него функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами Шолоховского района, является отдел образования администрации Шолоховского района.

Помимо этого, Уставом образовательной организации предусмотрено, что учредитель, в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами Шолоховского района, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания с учетом: расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Школы или приобретенных Школой за счет средств, выделенных ей Учредителем на приобретение такого имущества, учитываемого на обособленном учете; расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки; расходов на мероприятия, направленные на развитие Школы в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Несоблюдение требований законодательства в указанной части является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации, умаляет права данных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, в связи с чем суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении на административного ответчика обязанности устранить имеющиеся нарушения в доступности объекта инвалидам.

При таких обстоятельствах суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд,

решил:

иск прокурора Шолоховского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1», администрации Шолоховского района Ростовской области, третье лицо – отдел образования администрации Шолоховского района Ростовской области, о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации - удовлетворить.

Обязать МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» в срок до 01.06.2023 принять меры к удовлетворению минимальных потребностей инвалидов, путем оборудования входной группы помещения МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» кнопкой вызова специалиста (работника) образовательной организации.

Обязать администрацию Шолоховского района в срок до 01.06.2023 принять меры по финансированию мероприятий по оборудованию входной группы помещения МДБОУ «Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1» кнопкой вызова специалиста (работника) образовательной организации.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд в течение месяца.

Судья А.С. Тютюнников

Мотивированное решение суда изготовлено 03.02.2023.

2-44/2023 (2-1027/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Исполняющий обязанности прокурора Шолоховского района
Ответчики
Администрация Шолоховского района
МДБОУ "Вешенский центр Развития Ребенка-детский сад № 1"
Другие
отдел образования администрации Шолоховского района
Суд
Шолоховский районный суд Ростовской области
Судья
Тютюнников Александр Сергеевич
Дело на странице суда
sholohonsky.ros.sudrf.ru
30.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2022Передача материалов судье
05.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2022Подготовка дела (собеседование)
20.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее