Дело № 2а-1921/2020
УИД 18RS0003-01-2020-000718-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2020 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Городиловой Д.Д.,
при секретаре Мельникове М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района г. Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Муниципального образования «Город Ижевск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Первомайского района г. Ижевска Удмуртской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" о возложении обязанности в срок до 01.09.2020г. устранить нарушения законодательств о безопасности дорожного движения путем оборудования пешеходного перехода по <адрес> вблизи МАОУ «Лицей <номер>» искусственными неровностями в соответствии с требованиями п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006; ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа в соответствии с требованиями пункта 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004; оборудовать светофор типа Т.7 в соответствии с требованиями п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004.
исковые требования мотивированы следующим образом.
Прокуратурой Первомайского района г. Ижевска совместно с ОГИБДД УМВД России по г.Ижевску выявлено, что в нарушение пункта 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 пешеходный переход по <адрес> вблизи МАОУ «Лицей <номер>» не оборудован светофором типа Т7, в нарушение п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа у наземного пешеходного перехода. Кроме того в нарушение п. 6.2 ГОС Т Р 52605-2006 пешеходный переход не оборудован искусственной неровностью.
Указанные нарушения зафиксированы в акте от <дата>, составленном ОГИБДД УМВД России по г.Ижевску.
Вопросы содержания автомобильных дорог в границах муниципального образования "Город Ижевск" находятся в ведении Администрации г. Ижевска.
Представитель административного истца помощник прокурора Первомайского района г. Ижевска Федорова Е.А. поддержала административные исковые требования, дополнительно суду пояснила, что с 01.04.2020 года ГОСТ Р 52289 действует в редакции 2019 года, а не 2004 года, как это указано в просительной части искового заявления. Таким образом, просила обязать административного ответчика привести пешеходный переход в соответствии с положениями п 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 в рамках оборудования перильными ограждениями и в соответствии с п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 в рамках оборудования пешеходного перехода светофором типа Т.7.
Представитель административного ответчика Администрации МО «Город Ижевск», который о дате, времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.11.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 4 Федерального закона N 196-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Положения ст. ст. 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В силу ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 года N 295-ст утвержден ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения (далее - ГОСТ Р 52605-2006), который устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства искусственных неровностей на дорогах.
Согласно п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
Искусственные неровности допускается устраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий в начале опасного участка перед детскими и юношескими учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах, а также по всей зоне действия знака 1.23 "Дети" через 50 м друг от друга.
Приказом Росстандарта от 20.12.2019 года N 1425-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (далее - ГОСТ Р 52289-2019), который устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 Ограничивающие пешеходные ограждения применяют перильные на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766) шириной 1 м и менее, или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц проходящих вдоль детских учреждений.
Протяженность ограничивающих пешеходных ограждений допускается уменьшать до начала остановочной площадки, если в пределах 50 м находятся остановки маршрутных транспортных средств, и прерывать эти ограждения на ширину въездов (выездов) на прилегающие территории.
Ограничивающие пешеходные ограждения должны выдерживать значение горизонтальной сосредоточенной нагрузки на поручни перил 0,3 кН (в любом месте по длине поручня).
В соответствии с п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений;
В силу положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" указанные требования государственных стандартов подлежат обязательному исполнению, поскольку соответствуют целям защиты жизни или здоровья граждан.
В судебном заседании установлено, что пешеходный переход по <адрес> вблизи МАОУ «Лицей <номер>» не оборудован искусственными неровностями, что противоречит требованиям п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006, не оборудован ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа, что противоречит требованиям п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019, не оборудован светофором типа Т.7, что противоречит требованиям п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019.
Согласно ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (п. 2 ст. 18 Федерального закона N 131-ФЗ).
Исходя из ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как следует из п. п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Как следует из ст. 2 Закона УР от 13.05.2005 N 17-РЗ "Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Ижевска Удмуртской Республики", муниципальное образование - городское поселение "Город Ижевск" наделено статусом городского округа.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 9 Устава муниципального образования "Город Ижевск", принятого решением Городской думы г. Ижевска от 16.06.2005 N 333, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ органом местного самоуправления является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Статьей 38 Устава муниципального образования "Город Ижевск" Администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Ижевск") наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу приведенных норм права лицом, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Ижевск", в том числе обеспечение безопасности дорожного движения на них и их содержание, является Администрация муниципального образования "Город Ижевск".
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, включающая комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, относится к вопросам местного значения городского округа. Кроме того, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким образом, Администрация муниципального образования "Город Ижевск" уполномочена принимать решения по вопросам местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них
Наличие выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью лиц, пользующихся пешеходным переходом, не оборудованным в соответствии с обязательными требованиями государственных стандартов.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Учитывая, что пешеходный переход по <адрес> вблизи МАОУ «Лицей <номер>» не соответствует обязательным требованиям ГОСТ Р 52605-2006 и ГОСТ Р 52289-2019 и устранение этого нарушения необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих, обучающихся либо работающих на соответствующей территории, прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обоснованно предъявил указанные административные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.
На основании приведенных нормативных актов суд находит административные исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению.
Срок исполнения решения судом устанавливается до 01.09.2020г. с учетом необходимости урегулирования вопроса с выделением денежных средств из бюджета, объявления конкурса по проведению работ, заключения муниципального контракта.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" подлежат удовлетворению.
Оснований для взыскания по административному делу государственной пошлины не имеется, поскольку стороны в силу ст. 333.36 НК РФ освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 177, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Первомайского района г. Ижевска Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить.
Признать бездействие незаконным и обязать Администрацию муниципального образования "Город Ижевск" в срок до 01.09.2020 г. оборудовать пешеходный переход по <адрес> вблизи МАОУ «Лицей <номер>»:
- искусственными неровностями в соответствии с требованиями пункта 6.2 ГОСТ Р 52605-2006;
- ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа в соответствии с требованиями пункта 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019;
- оборудовать пешеходный светофор типа Т.7 в соответствии с требованиями пункта 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.05.2020 года.
Председательствующий судья: Д.Д.Городилова