14RS0035-01-2019-008699-72
Дело №2а-7021/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Якутск 08 июля 2019года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новиковой Н.И., при секретаре Яковлевой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Волшебство Роял» к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) об оспаривании акта проверки, предписания и решения административного органа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Волшебство Роял» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании предписания незаконным. В обоснование административного иска указано, что 19 апреля 2019 года Государственной инспекцией труда в РС (Я) вынесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства: устранить нарушение ст. 136 ТК РФ, произвести перерасчет заработной платы гр. Буровой А.А. с учетом районного коэффициента и северной надбавки; устранить нарушение норм ст. 127, 140 ТК РФ произвести перерасчет окончательного расчета Буровой А.А.; произвести выплату компенсации за задержку окончательного расчета гр. Буровой А.А. в порядке ст. 236 при нарушении работодателем установленного срока, соответственно, выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; устранить нарушение норм ст. 66, 84.1, внести сведения о работе в трудовую книжку гр. Буровой А.А. По мнению административного истца, в ходе проверки были допущены нарушения, не исследованы все необходимые документы, в связи с чем был неверно сделан вывод о том, что заработная плата гр. Буровой исчислялась без учета районного коэффициента и северной надбавки. Просит признать законными и отменить акт проверки от 19 апреля 2019 года, предписание от 19 апреля 2019г., решение № от 20 мая 2019 года Государственной инспекции труда в РС (Я).
В суде представитель административного истца Косолапов А.В. административный иск поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика относительно административного искового заявления возражал.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, по факту обращения гр. Буровой А.А. на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора труда в РС (Я) Белолюбской Е.С.. проведена выездная внеплановая проверка ООО «Волшебство Роял».
Государственным инспектором труда по правовым вопросам Яковлевой У.Т. 19 апреля 2019 года составлен акт проверки №
Согласно данному Акту в ходе проверки были выявлены нарушения трудового законодательства, в частности, в нарушение ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре № от 01.03.2018 отсутствуют условия труда о районном коэффициенте и северной надбавки, работнику в нарушение ст. 321 ТК РФ не установлен дополнительный отпуск в количестве 24 дней, выплата причитающихся сумм проведена работодателем с в нарушением срока, предусмотренного ст. 140 ТК РФ.
19 апреля 2019 г. государственным инспектором труда Яковлевой У.Т. по результатам проведенной проверки вынесено предписание № об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: произвести выплату компенсации за задержку окончательного расчета гр. Буровой А.А. в порядке ст. 236 при нарушении работодателем установленного срока, соответственно, выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; устранить нарушение норм ст. 66, 84.1, внести сведения о работе в трудовую книжку гр. Буровой А.А.
Решением № от 20 мая 2019 года заместителя руководителя Государственной инспекции труда в РС (Я) Кардаполовой Е.Г акт проверки № от 19 апреля 2019 года, предписание № от 19 апреля 2019 года в отношении ООО «Волшебство Роял» оставлены без изменения.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Споры о перерасчете заработной платы работников, выплате компенсации на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, возложении обязанности внести записи в трудовую книжку, являются в силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.
Следовательно, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.
Доводы административного истца о признании акта о проверке от 19 апреля 2019 и недействительным основаны на неверном толковании норм материального права.
Так, согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Оспариваемый акт проверки от 19 апреля 2019 года Государственной инспекции труда в РС (Я) не является решением, действием, которым нарушены права и свободы гражданина, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконно на него возложена какая-либо обязанность. В указанном документе отражено мнение Государственного инспектора труда о нарушении трудового законодательства работодателем в отношении работника и не содержит возложения каких-либо обязательств на работодателя, носит исключительно информативный характер.
Кроме того, вопрос о соблюдении процедуры проведения внеплановой выездной проверки, по итогам которой проверяемое лицо было привлечено к административной ответственности, разрешатся при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, он не может быть предметом повторной проверки, в том числе и по нормам КАС РФ.
При этих обстоятельствах оснований для признания акта проверки соблюдения трудового законодательства N 14/12-217-19-И-1 от 19 апреля 2019 г. незаконным не имеется, в связи с чем требование заявителя в указанной части подлежит отказу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) № ░░ 19 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░