Дело № 2-332/2023
УИД 44RS0013-01-2023-000274-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июня 2023 года пос. Красное-на-Волге
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Артимовской А.В.,
с участием представителя истца Кузнецовой Е. А., представителя ответчика Пановой Ж. Н,
при секретаре Коминой А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ЗАО «Пешеход» к администрации Красносельского муниципального района Костромской области об обязании предоставить в собственность за плату земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
ЗАО «Пешеход» обратилось в суд с исковым заявлением к администрации Красносельского муниципального района Костромской области об обязании предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> обязать ответчика подготовить проект договора купли-продажи в трех экземплярах, осуществить его подписание, а также направить проект договора для подписания истцу.
Свои требования истец мотивировал тем, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> предоставлен по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 49 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, право аренды зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ. К договору заключены соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с последним ЗАО «Пешеход» является арендатором земельного участка. На земельном участке находятся строения: жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, баня площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, хозяйственное строение, кадастровый №, хозяйственная постройка, кадастровый №. Право собственности на все строения зарегистрировано в ЕГРП. Для выкупа земельного участка с целью эксплуатации находящихся на нем объектов общество обратилось с соответствующим заявлением в Администрацию Красносельского муниципального района Костромской области. Обществом получено от Администрации Красносельского муниципального района Костромской области уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №-у об отказе в предоставлении в собственность земельного участка. В уведомлении в качестве причины для отказа назван Приказ Министерства культуры РФ № 2221 от 14.12.2018 г. Посчитав отказ в предоставлении в собственность земельного участка незаконным общество обратилось в суд с административным иском о признании незаконным отказа администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ №-у в предоставлении ЗАО «Пешеход» в собственность земельного участка кадастровым номером № по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, и обязании Администрации Красносельского муниципального района Костромской области в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Решением Красносельского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №2а-507/2022 исковые требования Истца удовлетворены в полном объеме. Решение суда вступило в силу. ДД.ММ.ГГГГ общество получило очередной отказ от Администрации Красносельского муниципального района №-з в предоставлении в собственность земельного участка без указания причин принятия такого решения.
Ссылаясь на положения Земельного кодекса РФ, истец просит суд восстановить его нарушенное право на получение земельного участка в собственность.
В ходе рассмотрения дела, истец уточнил требования, просил признать право ЗАО «Пешеход» на выкуп без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и возложить на администрацию Красносельского муниципального района Костромской области обязанность в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить проект для подписания в адрес ЗАО «Пешеход».
Представитель истца ЗАО «Пешеход» по доверенности Кузнецова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Панова Ж. Н. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что отказ в предоставлении земельного участка обусловлен нахождением его в территориальной зоне Л-1, которая для Прискоковского сельского поселения установлена приказом Минкульта России от 14.12.2018 года № 2221. В указанной зоне запрещено размещение жилых домов, запрещено строительство. В связи с указанными обстоятельствами истцу отказано в выкупе земельного участка.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления Росреестра по Костромской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности Красносельского муниципального района Костромской области.
Указанный земельный участок предоставлен в аренду по договору № от ДД.ММ.ГГГГ для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 49 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, право аренды зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ. Договором аренды в отношении земельного участка обозначено обременение – нахождение в водоохраной зоне р. Волги.
ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности до указанному договору аренды переданы от Р.Н.Н. Р.С.А. в соответствии с договором и актом приема – передачи.
ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности до указанному договору аренды перешли от Р.С.А. ЗАО «Пешеход» в соответствии с договором и передаточным актом.
Договор аренды является действующим, не прекращен и не расторгнут.
В пределах арендуемого земельного участка находятся принадлежащие ЗАО «Пешеход» жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, баня площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, хозяйственное строение, кадастровый №, хозяйственная постройка, кадастровый №.
Застройщиком жилого дома на спорном земельном участке выступала прежний арендатор земельного участка Р.С.А., которая ДД.ММ.ГГГГ направила в администрацию Красносельского муниципального района уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. Указанное уведомление получено администрацией ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется соответствующая отметка (л.д. 41-43).
Реализуя цель предоставления земельного участка в собственность за плату, ЗАО «Пешеход» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в администрацию Красносельского муниципального района Костромской области с заявлением о предоставлении ЗАО «Пешеход» в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> для личного подсобного хозяйства, приложив необходимые документы.
Администрацией Красносельского муниципального района Костромской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ исходящий № № ЗАО «Пешеход» отказано в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ, мотивируя тем, что в соответствии с приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области, а также требований к градостроительным регламентам в границах участков, расположенных за границами территории исторического поселения (на территории Костромской и Ивановской областей), в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области» испрашиваемый земельный участок расположен в территории, не подлежащей застройке (участки Л-1), которая устанавливается с целью сохранения ландшафта береговых склонов с зелеными массивами, которые являются не только характерными элементами панорамы, но и играют роль ширмы, закрывающей диссонирующую застройку.
Указанный отказ в предоставлении ЗАО «Пешеход» в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № решением Красносельского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № 2а-507/2022, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признан незаконным.
Указанным решением суда на администрацию Красносельского муниципального района Костромской области возложена обязанность в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ЗАО «Пешеход» о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Красносельского муниципального района повторно рассмотрено заявление ЗАО «Пешеход» о предоставлении в собственность спорного земельного участка, по результатам которого в адрес ЗАО «Пешеход» направлено письмо исх. №з в котором указано об отказе в предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка без указания оснований принятия такого решения.
В соответствии с п. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.
В силу п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 2 данной статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного кодекса.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениями пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.В силу п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении должны быть указаны все основания отказа (пп 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ).
Подпунктами 1 и 14 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Анализ приведенных законоположений в своей совокупности указывает на обязательность оценки соответствия использования испрашиваемых земельных участков их целевому назначению при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
В материалы дела представлена выписка из ЕГРН, содержащая сведения о характеристиках объекта и сведения о зарегистрированных правах, из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ за ЗАО «Пешеход» зарегистрировано право собственности на жилой дом с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>
Указанная запись в ЕГРН в судебном порядке не оспорена, недействительной не признана.
Требования статьи 39.20 Кодекса указывают в качестве обязательного условия приобретения в собственность земельного участка наличие расположенного на нем на праве собственности объекта недвижимости. Каких-либо иных условий данная норма не содержит (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2022 года № 56-КАД22-6-К9).
На момент обращения ЗАО «Пешеход» с заявлением о предоставлении земельного участка его право собственности на расположенный на этом участке жилой дом было зарегистрировано, в ЕГРН содержались сведения о нахождении указанного объекта индивидуального жилищного строительства на испрашиваемом земельном участке, что в силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации обусловливает исключительное право истца на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов.
Таким образом ЗАО «Пешеход» имеет право обратиться за предоставлением спорного земельного участка в собственность.
Спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства».
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" на приусадебном земельном участке, то есть земельном участке в границах населенного пункта, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, допускается возведение жилого дома с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, который возводится на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Установленный Классификатором видов разрешенного использования вид разрешенного использования земельных участков "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)" (код 2.2) предусматривает возможность размещения жилого дома.
Таким образом, разрешенное использование земельного участка соответствует целям использования такого земельного участка.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Администрация Красносельского муниципального района Костромской области доказательств наличия предусмотренных земельным законодательством оснований отказа в предоставлении в собственность за плату истцу спорного земельного участка не представила.
Порядок оказания муниципальной услуги по предоставлению земельного участка без проведения торгов утвержден постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Административного регламента предоставления Администрацией Красносельского муниципального района Костромской области муниципальной услуги «По предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в собственность или аренду без проведения торгов".
Согласно пункту 6 Административного регламента, муниципальная услуга предоставляется администрацией Красносельского муниципального района Костромской области.
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги определены в пункте 16 Административного регламента. Проанализировав их, суд не усматривает таковых в случае обращения ЗАО «Пешеход»
Суд находит ошибочным суждение представителя администрации Красносельского муниципального района о расположении испрашиваемого земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории – в территориальной зоне Л-1, что исключает возможность предоставления его в собственность, по следующим основаниям. Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Утвержденные Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. № 2221 Требования к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения на территории Костромской и Квановской областей, в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город плес Ивановской области, содержат указания о том, что правила землепользования и застройки Прискоковского сельского поселения Костромской области должны содержать ограничения хозяйственной и иной деятельности на территориях в бассейне видовых раскрытий исторического поселения. Территории, не подлежащие застройке (участки Л-1) устанавливаются генеральным планом и правилами землепользования и застройки поселения. Вместе с тем, Правилами землепользования и застройки Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области территории, не подлежащие застройке (территориальные зоны Л-1), не установлены, как и неопределенны ограничения для хозяйственной деятельности на данной территории.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ЗАО «Пешеход» имеет право на выкуп без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м.
Как указано в пункте 7 Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является:
а) принятие решения о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно;
б) подписание со стороны администрации Красносельского муниципального района Костромской области проекта договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена;
в) подписание со стороны администрации Красносельского муниципального района Костромской области проекта договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена;
г) принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Учитывая, что судом установлено право ЗАО «Пешеход» на выкуп без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № на администрацию Красносельского муниципального района должна быть возложена обязанность- подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м., подписать его и направить проект для подписания в адрес ЗАО «Пешеход».
Таким образом, исковые требования ЗАО «Пешеход» подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ЗАО «Пешеход» к администрации Красносельского муниципального района Костромской области об обязании предоставить в собственность за плату земельный участок, удовлетворить.
Признать право ЗАО «Пешеход» ОГРН <данные изъяты> ИНН <данные изъяты> на выкуп без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м.
Обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области, ОКПО 04031003, ОГРН <данные изъяты> ИНН/КПП <данные изъяты> в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м., подписать его и направить проект для подписания в адрес ЗАО «Пешеход».
Решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей жалобы через Красносельский районный суд.
Судья Артимовская А. В.
Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2023 года
Судья Артимовская А. В.