Дело № 2-14/2018
(Дело № 2-269/2017)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Большой Улуй
Красноярского края 27 февраля 2018 года
Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Большеулуйского районного суда Бардышевой Е.И.,
при секретаре ФИО3,
с участием истца помощника прокурора Большеулуйского района ФИО4,
представителя ответчика главы Кытатского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большеулуйского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Кытатского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края о возложении обязанностей в отношении источников водоснабжения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Большеулуйского района Красноярского края обратился в суд с иском к администрации Кытатского сельсовета о возложении обязанностей в отношении источников водоснабжения. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокурорской проверки в деятельности администрации Кытатского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края были выявлены нарушения требований статей 18 и 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.43 Водного кодекса РФ, положений СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утверждённых Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.03.2002 № 10, допускающих использование водного объекта в конкретных целях лишь при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, при наличии проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения, составной частью которого должен являться и проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения. Так, установлено, что в собственности Кытатского сельсовета находятся две водонапорные башни, расположенные в пос.Кытат, пользование которыми осуществляется без соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии подземных источников водоснабжения санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования, в отношении которых в установленном порядке не разработаны проекты зон санитарной охраны для источников водоснабжения, не проведены мероприятия в первом поясе зон санитарной охраны для отвода поверхностного стока за её пределы, который также не обеспечен охраной. В связи с выявленными ранее аналогичными нарушениями 16.03.2015 года в адрес главы администрации Кытатского сельсовета внесено представление с требованием устранения указанных нарушений. 09.04.2015 года был дан ответ, согласно которому подготовлено ходатайство в администрацию Большеулуйского района о выделении дополнительных денежных средств на разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения. 07.12.2017 года главой Кытатского сельсовета представлена информация, согласно которой санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии источников водоснабжения санитарным правилам (3-х водонапорных башен) не имеется, проект хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и проекты зон для источников водоснабжения отсутствуют. Непринятие ответчиком мер по устранению выявленных нарушений при организации водоснабжения населения нарушает права неопределённого круга лиц на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду. Прокурор Большеулуйского района просит возложить на администрацию Кытатского сельсовета обязанность исполнить требования санитарно-эпидемиологического законодательства в части получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии источников водоснабжения (2-х водонапорных башен в пос.Кытат) требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, разработать и утвердить проект хозяйственно-питьевого водоснабжения населения на территории Кытатского сельсовета, разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны для источников водоснабжения в пос.Кытат.
В ходе рассмотрения гражданского дела к участию в нём в качестве соответчика определением Большеулуйского районного суда от 23 января 2018 года была привлечена Администрация Большеулуйского района Красноярского края.
В судебном заседании 27 февраля 2018 года помощник прокурора Большеулуйского района ФИО4 от иска в части отказался, просил прекратить производство по делу в части возложения обязанности на Администрацию Большеулуйского района, ссылаясь нато, что организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения сельского поселения. Определением Большеулуйского районного суда от 27 февраля 2018 года производство по настоящему гражданскому делу к ответчику администрации Большеулуйского района Красноярского края прекращено.
В настоящем судебном заседании помощник прокурора Большеулуйского района иск по изложенным в нём основаниям поддержал, исковые требования уточнил, просил возложить на ответчика администрацию Кытатского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края обязанность в срок до 01 августа 2019 года получить санитарно-эпидемиологическое заключение в отношении двух источников водоснабжения - в пос.Кытат в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, и обязать этого же ответчика разработать и утвердить проект хозяйственно-питьевого водоснабжения населения на территории Кытатского сельсовета, составной частью которого и является проект зон санитарной охраны для источников водоснабжения.
Представитель ответчика глава муниципального образования Кытатский сельсовет Большеулуйского района Красноярского края ФИО5 исковые требования признал, суду пояснил, что холодное водоснабжение населения Кытатского сельсовета осуществляется посредством двух водонапорных башен (артезианских скважин), которые расположены в пос.Кытат по ул.Зеленая и ул.60 лет образования СССР. Право собственности в отношении указанных объектов ни за кем не зарегистрировано. В настоящее время орган местного самоуправления осуществляет постановку объектов на учёт как бесхозяйных, после чего намерен обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимости. Лишь после обращения водонапорных башен в собственность муниципального образования появится возможность нести расходы на оформление в отношении этих водных объектов санитарно-эпидемиологических заключений на предмет их соответствия санитарным правилам, изготовить проект хозяйственно-питьевого водоснабжения населения муниципального образования, который будет зависеть от содержания санитарно-эпидемиологического заключения в отношении водных объектов. В связи с тем, что для выполнения всех этих мероприятий потребуется очень длительное время, в том числе один год для постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного до момента признания права собственности на него, представитель ответчика просит установить срок для исполнения решения суда до 01 августа 2019 года.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.п.4 п.1, п.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения, которые решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Пунктом «а» ч.1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015г. № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации закреплены за сельскими поселениями Красноярского края.
В соответствии с ч.1 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В соответствии с ч.2 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 30.06.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно ч.2 этой же статьи критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно ч.3 этой же статьи использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно ч.4 этой же статьи для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 30.06.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно ч.2 этой же статьи организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ч.3 этой же статьи население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10, утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила). В соответствии с Правилами на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
В силу п.1.6 указанных Правил организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
В силу пункта 1.11 указанных Правил проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Частью 2, 3 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящем судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования Кытатский сельсовет имеются водные объекты две артезианские скважины, которые используются ответчиком в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, проживающего на территории указанного муниципального образования, водонапорная башня, расположенная по адресу: Красноярский край, Большеулуйский район, пос.Кытат, ул.Зеленая; водонапорная башня, расположенная по адресу: Красноярский край, Большеулуйский район, пос.Кытат, ул.60 лет образования СССР. Обе артезианские скважины эксплуатируются в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения об их пригодности для этих целей. Проект хозяйственно-питьевого водоснабжения населения Кытатского сельсовета не разработан.
Установленные судом обстоятельства представителем ответчика не оспариваются и доказательств обратного им не представлено.
Согласно представлению прокурора Большеулуйского района Красноярского края от 16 марта 2015 года в адрес главы администрации Кытатского сельсовета в нём, в том числе, отмечено, что пользование артезианскими скважинами в пос.Кытат осуществляется с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства без соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии подземных источников водоснабжения санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования, не разработаны в установленном порядке проекты зон санитарной охраны для подземных источников водоснабжения, прокурор требует принять меры к устранению выявленных нарушений закона (л.д.8-11).
В своем ответе на представление прокурора глава сельсовета 09 апреля 2015 года указывает, что для устранения выявленных нарушений подготовлено ходатайство в администрацию Большеулуйского района о выделении дополнительных денежных средств в размере 99000 рублей (л.д.12).
В ответе на запрос прокурора Большеулуйского района Красноярского края, данном главой муниципального образования 07 декабря 2017 года указывается, что на территории Кытатского сельсовета расположены две водонапорные башни, используемые в качестве источников питьевого водоснабжения населения. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии источников водоснабжения санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения отсутствуют. Проекты хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и проект зон санитарной охраны для источников водоснабжения отсутствуют (л.д.7).
Таким образом, факт эксплуатации администрацией Кытатского сельсовета двух артезианских скважин для снабжения населения питьевой водой не оспаривается, в связи с чем ответчик обязан обеспечить соответствие качества подаваемой населению питьевой воды санитарным правилами эксплуатацию водных объектов в соответствии с действующим законодательством.
Использование водных объектов в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, равно как и отсутствие разработанного проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения населения на территории муниципального образования, составной частью которого является проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, и которые также направлены на реализацию прав граждан на обеспечение соответствия качества воды санитарным правилам, противоречит указанным выше положениям действующего законодательства.
При этом суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.
Иск подлежит удовлетворению.
При установлении срока, в течение которого ответчику следует исполнить решение суда, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Вынесение судом заведомо неисполнимого судебного решения не отвечает задачам гражданского судопроизводства, призванного защищать нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы организаций в сфере гражданских правоотношений.
На момент рассмотрения настоящего судебного спора выполнение санитарно-эпидемиологического заключения, равно как и разработка и утверждение плана хозяйственно-питьевого водоснабжения населения муниципального образования, представляет технические сложности, так как имущество, посредством которого население снабжается холодной водой и в отношении которого заявлен иск, не имеет собственника, не содержит таких характеристик, как адрес, инвентарный или кадастровый номер,
Ответчиком предпринимаются меры, направленные на оформление в собственность муниципального образования источников водоснабжения, в отношении которых заявлен настоящий судебный спор. Признание объекта бесхозяйным по истечение одного года с момента его постановки на учёт позволит ответчику в судебном порядке претендовать на получение объектов в собственность муниципального образования. Наличие в собственности муниципального образования источников водоснабжения позволит органу публичной власти нести расходы на их содержание в установленном порядке, в том числе провести соответствующие мероприятия и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в отношении источников водоснабжения, выполнить проект хозяйственно-питьевого водоснабжения населения муниципального образования с учетом заключения в отношении источников водоснабжения.
При этом суд отмечает, что ответчиком ежегодно осуществляет отбор проб воды из скважин на предмет проверки безопасности подаваемой из них питьевой воды, заключений о несоответствии воды из скважин требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, не выносилось. Истцом возражений на данный факт не заявлено.
Кроме того, настоящий судебный спор рассматривается в условиях, когда бюджет муниципального образования на текущий 2018 год уже утверждён.
При таких обстоятельствах суд считает возможным согласиться с доводами ответчика и установить срок для исполнения решения суда до 01 августа 2019 года, что в достаточной степени позволит обеспечить баланс интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования и ответчика, являющегося исполнительным органом местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Большеулуйского района Красноярского края удовлетворить.
Администрации Кытатского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края в срок до 01 августа 2019 года
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение в отношении источников водоснабжения
водонапорной башни, расположенной по адресу: Красноярский край, Большеулуйский район, пос.Кытат, ул.Зеленая,
водонапорной башни, расположенной по адресу: Красноярский край, Большеулуйский район, пос.Кытат, ул.60 лет образования СССР;
разработать и утвердить проект хозяйственно-питьевого водоснабжения населения на территории Кытатского сельсовета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: