Решение по делу № 7.2-109/2024 от 12.04.2024

Судья Анашкина Н.А. Дело №7.2-109/2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

г.Саранск 13 мая 2024 г.

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Куринова Людмила Юрьевна,

при секретаре Мартыновой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Автономного учреждения Республики Мордовия «Спортивный комплекс «Мордовия» Крутова Валерия Викторовича на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 22 декабря 2023 г. и решение судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 марта 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Автономного учреждения Республики Мордовия «Спортивный комплекс «Мордовия» Крутова Валерия Викторовича,

установил:

постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России, антимонопольный орган) от 22 декабря 2023 г. директор Автономного учреждения Республики Мордовия «Спортивный комплекс «Мордовия» (далее – АУ РМ «СК «Мордовия», учреждение) Крутов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации), и должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 31 000 рублей.

Решением судьи Пролетарского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 19 марта 2024 г. постановление должностного лица по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, директор АУ РМ «СК «Мордовия» Крутов В.В. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указано, что невозможность своевременной оплаты услуг охраны по договорам обусловлена тем, что финансовое обеспечение деятельности спортивного комплекса осуществляется в виде субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание учреждением государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества. Услуги по охране объектов оплачиваются спортивным комплексом также за счет средств субсидий республиканского бюджета Республики Мордовия. Несвоевременная оплата вызвана несвоевременным выделением лимитов бюджетных ассигнований по статье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» из республиканского бюджета Республики Мордовия. О проблеме несвоевременного выделения субсидий и задолженности по оплате услуг охраны неоднократно сообщалось в Министерство спорта Республики Мордовия, Министерство финансов Республики Мордовия, Правительство Республики Мордовия, Главе Республики Мордовия. В результате лимиты бюджетных ассигнований на оплату услуг охраны в полном объеме предусмотрены были только 20 декабря 2023 г. Производить оплату аутсорсинга, в том числе услуг по охране объекта за счет средств от разрешенной предпринимательской деятельности было не возможно ввиду значительных финансовых расходов, вызванных тем, что за счет данных средств оплачиваются все основные статьи расходов по содержанию имущества, которые должны обеспечиваться средствами республиканского бюджета, но ввиду отсутствия лимитов бюджетных ассигнований, также не обеспечиваются. Полагает, что в данной ситуации, в рамках его компетенции были предприняты все необходимые и возможные меры для решения проблемы с оплатой услуг по охране объекта, должностные обязанности исполнены им были надлежащим образом. Суду представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих от него мер. Руководители бюджетных учреждений при надлежащем исполнении своих обязанностей не могут нести ответственность за нарушения, возникшие исключительно из-за недостаточного финансового обеспечения деятельности соответствующих учреждений. Полагает, что его вина в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствует.

На рассмотрение дела должностное лицо – директор АУ РМ «СК «Мордовия» Крутов В.В., представитель потерпевшего ООО ЧОО «ЭлитРезерв» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.

При рассмотрении дела защитник Аверьянова Е.М. доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.

При рассмотрении дела представитель Мордовского УФАС России Мягких Ю.В., помощник прокурора Пролетарского района г. Саранска Чалдышкин Е.А. возразили относительно доводов жалобы, просили постановление и решение судьи оставить без изменения.

Заслушав объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемых решений, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу статьи 2.4 КоАП Российской Федерации должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 9 статьи 7.32.3 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение заказчиком установленного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Вступая в общественные отношения в сфере регулирования порядка и условий осуществления государственных закупок, лицо должно знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ, Закон о закупках) целями его регулирования являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема.

На основании пункта 14(3) данного Положения, при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 названного Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).

Подпунктом «а» пункта 4 указанного Положения определено, что закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом о закупках торгов, иных способов закупки, участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства.

Частью 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также, предоставляя друг другу необходимую информацию.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями, требованиями закона, иных правовых актов (положения статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Положение о закупках АУ РМ «СК «Мордовия» утверждено и размещено на сайте http://zakupki.gov.ru/ 29 сентября 2023 г. и размещено на сайте http://zakupki.gov.ru/ 12 октября 2023 г.

Положение о закупках АУ РМ «СК «Мордовия», действующее на момент проведения закупки у единственного поставщика, утверждено 19 сентября 2022 г. и размещено на сайте http://zakupki.gov.ru/ 29 сентября 2022 г.

АУ РМ «СК «Мордовия», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта», присвоена первая категория опасности, кроме того, данное учреждение является объектом спорта, для которого требуется организация и осуществление охраны, установление и осуществление пропускного и внутриобъектового режимов.

12 января 2023 г. на сайте http://zakupki.gov.ru АУ РМ «СК «Мордовия» размещены извещения № 32312027673, № 32312027787, 3 августа 2023 г. – № 32312642253 о проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению охраны объектов и имущества, а также обеспечению внутриобъектного и пропускного режимов на период с 14 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г., а также на период с 7 августа 2023 г. по 31 декабря 2023 г.

По результатам закупок у единственного поставщика между ООО ЧОО «Элит Резерв» и АУ РМ «СК «Мордовия» заключены договоры от 17 января 2023 г. № 17.01/1, № 17.01/2 и от 7 августа 2023 г. № 07.08/1 на оказание услуг по охране, на общую сумму 6 376 645 руб. 15 коп.

Пунктом 5.1. приведенных выше договоров предусмотрено, что оплата за оказанные услуги производится путем перечисления денежной суммы на расчетный счет исполнителя в течение 30 дней с момента подписания сторонами акта об оказании услуг. Оплата оказанных услуг осуществляется за счет средств субсидии, выделенной из бюджета Республики Мордовия в размере 100 % от суммы договоров.

Согласно актам выполненных работ от 31 марта, 30 апреля, 31 мая, 30 июня, 31 июля, 31 августа, 30 сентября 2023 г. ООО ЧОО «ЭлитРезерв» оказало услуги охраны АУ РМ «СК «Мордовия» в полном объеме и в срок,; в то время как АУ РМ «СК «Мордовия» свои обязательства по оплате выполненных работ не исполнило.

На основании соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Мордовия государственному бюджетному или автономному учреждению Республики Мордовия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 10-2023/Г3 от 9 января 2023 г., а также дополнительных соглашений № 1 от 12 июля 2023 г. и № 2 от 10 августа 2023 г., заключенных между Министерством спорта Республики Мордовия и АУ РМ «СК «Мордовия», учреждению выделена субсидия в общем размере 78 535 400 рублей, из которой: 794 100 рублей и 500 000 рублей на оплату прочих работ, услуг.

Платежными поручениями от 30 января 2023 г. № 36788 и № 36790, от 18 июля 2023 г. – № 659439 АУ РМ «СК «Мордовия» произведена ООО ЧОО «ЭлитРезерв» оплата за услуги физической охраны по договорам от 17 января 2023 г. на общую сумму 492 774 рублей, оплата по договору от 7 августа 2023 г. – не производилась.

ООО ЧОО «ЭлитРезерв» обратилось с жалобой к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия по факту наличия задолженности перед ним у АУ РМ «СК «Мордовия» за оказанные услуги.

Прокуратурой Пролетарского района г. Саранска на основании решения о проведении проверки от 2 октября 2023 г. № 216 проведена проверка соблюдения АУ РМ «СК «Мордовия» законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с наличием задолженности по вышеуказанным договорам.

В ходе данной проверки выявлены нарушения АУ РМ «СК «Мордовия» Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора АУ РМ «СК «Мордовия» Крутова В.В. постановлением руководителя Мордовского УФАС России от 22 декабря 2023 г. к административной ответственности по части 9 статьи 7.32.3 КоАП Российской Федерации.

Указанные фактические обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами, в частности: уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств, соглашением о предоставлении субсидии от 9 января 2023 г., дополнительными соглашениями № 1 и № 2 от 12 июля и10 августа 2023 г., уставом АУ РМ «СК «Мордовия», трудовым договором от 9 января 2014 г., договорами на оказание услуг по охране от 17 января и 7 августа 2023 г., обращение к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия с ответом, решением прокурора Пролетарского района г. Саранска о проведении проверки № 216 от 2 октября 2023 г., объяснениями директора АУ РМ «СК «Мордовия» Крутова В.В., постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 октября 2023 г., актами во исполнение обязательств по заключенным договорам, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП Российской Федерации при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия директора АУ РМ «СК «Мордовия» Крутова В.В. правильно квалифицированы по части 9 статьи 7.32.3 КоАП Российской Федерации.

Доводы жалобы не могут повлечь признание состоявшихся по делу решений незаконными. Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что Крутовым В.В. было допущено ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, повлекшее нарушение срока оплаты услуг по договору.

Несвоевременное или недостаточное бюджетное финансирование не освобождает должностное лицо от выполнения обязанностей по соблюдению сроков оплату услуг по договору и не свидетельствует о принятии должностным лицом достаточных и всех зависящих от него мер для исполнения установленных требований.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки, как должностным лицом, так и судьей районного суда, они не опровергают наличие в действиях директора АУ РМ «СК «Мордовия» Крутова В.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 7.32.3 КоАП Российской Федерации, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.

Нарушения норм процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущены.

Административное наказание назначено директору АУ РМ «СК «Мордовия» Крутову В.В. правильно.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными. Жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 22 декабря 2023 г. и решение судьи Пролетарского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 19 марта 2024 г. оставить без изменения, жалобу директора Автономного учреждения Республики Мордовия «Спортивный комплекс «Мордовия» Крутова Валерия Викторовича – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия                         Л.Ю. Куринова

7.2-109/2024

Категория:
Административные
Истцы
Прокурор Пролетарского района г.Саранск Республики Мордовия Черкашина Н.В.
Ответчики
Крутов В.В.
Другие
Аверьянов Е.М.
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Дело на странице суда
vs.mor.sudrf.ru
12.04.2024Материалы переданы в производство судье
13.05.2024Судебное заседание
15.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2024Дело оформлено
15.05.2024Дело передано в экспедицию
13.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее