Дело №2-166/2024 (2-2806/2023) Дело № 33-8101/2024Судья Васенина А.Н. УИД 52RS0008-01-2023-002124-69
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 25 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующегосудей | Елагиной А.А.,Луганцевой Ю.С., Святкиной Е.Э., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бусаровой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению САВ к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» о признании права на государственную социальную помощь на основании социального контракта и возложении обязанности заключить социальный контракт, признании незаконным решения об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта
по апелляционной жалобе САВ на решение Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 1 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Луганцевой Ю.С., объяснения САВ, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
установила:
истец САВ обратилась в суд с иском к ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» о признании права на государственную социальную помощь на основании социального контракта и возложении обязанности заключить социальный контракт. В обоснование заявленных требований истец указала, что [дата] САВ обратилась в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта. Направлением предполагаемой деятельности истца по выходу из трудной жизненной ситуации являлось открытие кафетерия и дальнейшая работа в нем. 16 марта 2023 года в электронном виде САВ был направлен ответ с приложением уведомления об отказе в назначении государственной социальной помощи, основанием отказа явилось предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений. В заявлении о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта истец представила сведения об адресе фактического проживания и адресе места регистрации. По адресу фактического проживания САВ проживает совместно с несовершеннолетним ребенком, квартира находится в единоличной собственности истца; по месту регистрации проживает мама и родной брат истца, доля истца в праве общей долевой собственности на указанную квартиру составляет 1/5, какого-либо дохода с указанных квартир истец не получает. В ходе оформления документов истцом в устной форме были сообщены сотруднику сведения о наличии у нее в собственности недвижимого имущества, были предоставлены документы о праве собственности на объекты недвижимого имущества. Впоследствии на основании данных сведений было проведено комиссионное обследование данных квартир сотрудниками социальной защиты. Обязательного собеседования с истцом сотрудниками социальной службы не проводилось, в связи с чем истец полагает, что ответчиком была нарушена процедура предоставления истцу государственной социальной помощи. На этом основании, истец САВ, уточнявшая свои исковые требования, просила суд признать за САВ, [дата] года рождения, право на государственную социальную помощь на основании социального контракта, возложить на Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» обязанность заключить с САВ, [дата] года рождения, социальный контракт с 23 января 2023 года, признать незаконным решение Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Ответчик ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» исковые требования не признало, возражая против их удовлетворения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социальной политики Нижегородской области не выразило позиции относительно заявленных истцом требований.
Решением Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 1 февраля 2024 года в удовлетворении искового заявления САВ отказано.
В апелляционной жалобе истца САВ поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что суд первой инстанции не учел, что ответчик отказал истцу в предоставлении государственной социальной помощи по формальным основаниям. Истец полагает, что ответчиком была нарушена процедура проверки сведений, представленных заявителем, а именно – орган социальной защиты был обязан разъяснить истцу порядок заполнения каждой графы заявления и анкеты, проверить правильность и полноту заполненных заявления и анкеты, а также непротиворечивость внесенных в заявление и анкету сведений. В заявлении истцом были указаны адреса жилых помещений фактического проживания и регистрации по месту жительства, сотруднику социальной защиты было устно сообщено о наличии у истца квартиры в общей долевой собственности, представлены документы, подтверждающие право собственности на долю в квартире. Как указывает заявитель жалобы, ответчиком была нарушена процедура предоставления государственной социальной помощи, а именно – уведомление об отказе в назначении государственной социальной помощи направлено истцу только 16 марта 2023 года и в электронном виде. Уведомление о проведении комиссионного исследования в адрес истца также не поступало, на обязательное собеседование истец не вызывалась. Заявитель жалобы полагает, что имеет право на предоставление социальной помощи на основании социального контракта.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции САВ поддержала доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда находит решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы заявителя по следующим мотивам.
Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом первой инстанции, 23 января 2023 года САВ обратилась в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, в котором просила предоставить ей (ее семье) государственную социальную помощь на основании социального контракта в виде денежной выплаты. В заявлении САВ указала, свой адрес регистрации: [адрес]; а также свой адрес фактического проживания: [адрес]. Указанные обстоятельства также подтверждаются актом ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» № 6 от 25 января 2023 года материально-бытового обследования условий проживания заявителя.
В состав семьи САВ входит ее несовершеннолетний сын СМА, [дата] года рождения.
Одновременно с заявлением САВ была заполнена анкета о семейном и материально-бытовом положении. В графе сведения о недвижимости и иной имущества, принадлежащем членам семьи заявителя на права собственности истцом было указано два автомобиля: автомобиль марки Митсубиси Лансер, государственный регистрационный знак [номер], находящийся в угоне, и автомобиль марки Митсубиси Лансер, государственный регистрационный знак [номер].
Как следует из справки Управления МВД России по г. Нижнему Новгороду от 18 октября 2022 года, в производстве отдела по расследованию преступлений на территории Нижегородского района СУ УМВД России по г. Нижнему Новгороду находилось уголовное дело [номер], возбужденное 8 августа 2013 года в ОД ОП № 5 УМВД России по г. Нижнему Новгороду по признакам преступления предусмотренного частью 1 статьи 166 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении неустановленного лица.
10 сентября 2013 года уголовное дело [номер] переквалифицировано с части 1 статьи 166 Уголовного кодекса Российской Федерации на пункт «в» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации. Предметом хищения по уголовному делу являлся автомобиль марки Митсубиси Лансер, государственный регистрационный знак [номер] принадлежащий САВ В настоящее время местонахождения вышеуказанного автомобиля и регистрационных знаков не установлено.
Свидетельством о государственной регистрации права серия [номер] от [дата] подтверждается, что САВ является собственником квартиры, общей площадью 91,3 кв.м., расположенной по адресу: [адрес], на основании договора купли-продажи квартиры от [дата].
Согласно свидетельству о государственной регистрации права САВ является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение – квартиру, общей площадью 76,90 кв.м., расположенную по адресу: [адрес], на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственности от [дата] и договора установления долей от [дата], удостоверенного нотариусом города Нижнего Новгорода Колесниковой Н.К.
В порядке межведомственного взаимодействия ответчиком ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» были получены выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах САВ на вышеуказанные объекты недвижимости.
Материалами дела подтверждается, что 23 мая 2018 года истец САВ поставлена на учет в налоговом органе на основании сведений о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Решением комиссии ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» [номер] от [дата] САВ отказано в предоставлении государственной социальной помощи в связи с выявлением недостоверности и неполноты указанных в заявлении сведений о принадлежащем заявителю САВ имуществе на праве собственности.
Разрешая гражданское дело по существу заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к правильным и обоснованным выводам об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения. Приходя к данному выводу, суд первой инстанции исходил из отсутствия у ответчика оснований для заключения социального контракта с истцом.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда соглашается с выводом суда первой инстанции и считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы САВ о несогласии с позицией суда первой инстанции не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Согласно частям 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72, частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от [дата] № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определено, что государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (часть 1 статьи 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Согласно частям 2, 3 статьи 8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Правовые отношения, связанные с реализацией полномочий в сфере предоставления адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам в Нижегородской области, регулируются Законом Нижегородской области от 8 января 2004 года № 1-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области» (принят постановлением Законодательным Собранием Нижегородской области от 25 декабря 2003 года № 807-III).
В силу статьи 5 указанного закона Нижегородской области адресная государственная социальная поддержка осуществляется, в том числе в виде денежных выплат.
Частью 2 статьи 6 Закона Нижегородской области от 8 января 2004 года № 1-З установлено, что социальная помощь на основании социального контракта в виде денежной выплаты оказывается малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленной Правительством Нижегородской области и действующей на дату обращения гражданина за получением адресной государственной социальной поддержки. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая следующие мероприятия:
1) по поиску работы. В рамках указанного мероприятия в приоритетном порядке оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта гражданам, проживающим в семьях с детьми. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного мероприятия, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год;
3) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, самозанятости;
4) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание адресной государственной социальной поддержки, предусмотренной абзацем вторым пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования. В рамках указанного мероприятия в приоритетном порядке оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта гражданам, проживающим в семьях с детьми.
Социальная помощь на основании социального контракта малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставляется в размере не более 350000 рублей – на реализацию мероприятия, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 6 Закона Нижегородской области от 8 января 2004 года № 1-З (пункт 2 части 4 статьи 8 Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Нижегородской области от 8 января 2004 года № 1-З порядок оказания адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливается Правительством Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2004 года № 27 «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан» утвержден Порядок оказания адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам в Нижегородской области.
Согласно пункту 3 указанного Порядка адресная государственная социальная поддержка предоставляется малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые оказались в трудной жизненной ситуации и по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленной Правительством Нижегородской области и действующей на дату обращения гражданина за получением адресной государственной социальной поддержки.
Независящими от граждан причинами возникновения трудной жизненной ситуации являются:
- воспитание в семье ребенка-инвалида, в индивидуальной программе реабилитации или абилитации которого имеется запись о наличии третьей степени выраженности ограничений по одной из основных категорий жизнедеятельности человека или второй степени выраженности ограничений по способностям к самообслуживанию и к самостоятельному передвижению;
- первичное установление инвалидности 1 или 2 группы гражданам трудоспособного возраста;
- потеря кормильца в семьях с детьми (на период до принятия решения о назначении пенсии по потере кормильца);
- наличие у лиц трудоспособного возраста несовершеннолетних детей в возрасте от полутора до шести лет, находящихся на учете для направления в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, и не обеспеченных местом в данных организациях;
- прекращение трудового договора в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном законодательством;
- отсутствие дохода (низкий доход) в связи с ограничением возможности трудоустройства по мотивам, связанным с беременностью;
- отсутствие дохода (низкий доход) в связи с длительной болезнью (более трех месяцев) - для трудоспособных граждан, не состоящих в трудовых отношениях, в том числе зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных;
- снижение уровня дохода семьи с ребенком (детьми) в связи с расторжением брака родителей (на период до шести месяцев с месяца подачи искового заявления о расторжении брака);
- неисполнение обязательств одного из родителей (обоих родителей) по выплате алиментов на несовершеннолетнего ребенка (детей) по исполнительным документам;
- прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
- отсутствие в семье с ребенком (детьми) доходов у обоих родителей либо единственного родителя в связи с отсутствием возможности их трудоустройства;
- снижение уровня доходов семьи в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера) по вине работодателя либо по причинам, не зависящим от работодателя и гражданина;
- отсутствие в семье трудоспособных граждан либо одинокое проживание нетрудоспособного гражданина, не имеющего родственников (детей, пасынков, падчериц, братьев, сестер, супругов), способных его содержать (не поддерживают родственные связи, отбывают наказания в исправительных учреждениях, страдают алкогольной или наркотической зависимостью, имеют личный доход ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной Правительством Нижегородской области и действующей на дату обращения гражданина);
- обучение лиц, не достигших 23 лет, по очной форме обучения в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования на бюджетной основе;
- наличие в многодетной семье ребенка (детей) дошкольного возраста;
- низкий доход у каждого из работающих родителей (единственного родителя) несовершеннолетних детей.
В целях настоящего Порядка под низким доходом понимается личный доход трудоспособного члена семьи, размер которого в месяц ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной Правительством Нижегородской области и действующей на дату обращения гражданина.
В соответствии с пунктом 4 Порядка адресная государственная социальная поддержка, назначается по заявлению на оказание адресной государственной социальной поддержки, представленному гражданином от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо по заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина (абзац 1).
Заявление подается по форме, утвержденной приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 2 апреля 2010 года № 142 «Об утверждении формы заявления на назначение социальных пособий, ежемесячных денежных выплат, субсидий и компенсаций, формы журнала регистрации консультаций и устных обращений и формы журнала регистрации заявлений» (абзац 3).
В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (абзац 4).
Гражданин, обратившийся за назначением адресной государственной социальной поддержки, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлении (абзац 4).
Пунктом 5 порядка установлено, что учреждение социальной защиты вправе проверить сведения, указанные гражданином в заявлении, в том числе о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.
Сведения, указанные гражданином в заявлении, проверяются учреждениями социальной защиты по автоматизированной информационной системе «Социальная защита населения Нижегородской области», а также в порядке межведомственного взаимодействия.
В силу пункта 20 Порядка оказания адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам в Нижегородской области решение о назначении либо об отказе в назначении адресной государственной социальной поддержки принимается Комиссией на основании заявления с прилагаемыми к нему документами (сведениями), указанными в подпункте 4.1 пункта 4 настоящего Порядка, и акта материально-бытового обследования семьи (одиноко проживающего гражданина).
Комиссия создается на основании приказа учреждения социальной защиты.
Комиссия рассматривает заявление с прилагаемыми к нему документами (сведениями), указанными в подпункте 4.1 пункта 4 настоящего Порядка, и по результатам рассмотрения принимает одно из следующих решений:
- принимает решение о назначении адресной государственной социальной поддержки;
- принимает решение об отказе в назначении адресной государственной социальной поддержки в случае наличия оснований, указанных в пункте 20 настоящего Порядка;
- принимает решение о необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) при представлении заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина).
Решение Комиссии оформляется протоколом.
В силу пункта 20.1 указанного Порядка, введенного п. 20 постановления Правительства Нижегородской области от 13.12.2017 №891 (в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 22.04.2020 № 325), действующего на момент принятия оспариваемого решения, основанием для отказа в назначении адресной государственной социальной поддержки является:
- превышение среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленной Правительством Нижегородской области и действующей на дату обращения гражданина;
- отсутствие у заявителя независящих от него причин возникновения трудной жизненной ситуации, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
- наличие в собственности семьи недвижимого имущества, за исключением имущества, в котором зарегистрирован заявитель;
- наличие в собственности семьи легкового автомобиля со сроком эксплуатации менее пяти лет с даты выпуска;
- выявление недостоверности и неполноты указанных в заявлении сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности;
- наличие в семье трудоспособных граждан, не состоящих в трудовых отношениях, за исключением лиц, указанных в абзацах пятом – девятом пункта 16 настоящего Порядка.
Принимая решение об отказе САВ в предоставлении государственной социальной помощи комиссией ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» было указано на недостоверность и неполноту указанных САВ в заявлении сведений о принадлежащем заявителю имуществе на праве собственности. А именно – в заявлении истца об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта не было указано следующее недвижимое имущество, принадлежащее САВ на праве собственности: квартира, расположенная по адресу: [адрес]; 1/5 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: [адрес] (л.д.60-63).
Отказывая в удовлетворении требований истца, предъявленных к ответчику, о признании права на государственную социальную помощь на основании социального контракта, возложении обязанности заключить социальный контракт, признании незаконным решения об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца безусловного права на получение мер социальной поддержки в виде денежной выплаты на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в связи с подачей заявления от [дата].
Доводы заявителя жалобы о наличии у САВ права на предоставление социальной помощи на основании социального контракта в размере 350000 рублей на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, а также доводы о формальном отказе истцу основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции являться не могут, поскольку, подавая заявление об оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, истец САВ была предупреждена об ответственности за сокрытие доходов и предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, влияющими на право получения государственной социальной помощи, что подтверждается ее собственноручной подписью в заявлении.
Ссылка заявителя жалобы на предоставление сотруднику ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» устной информации о наличии в собственности истца двух объектов недвижимого имущества (квартиры и 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру), а также документов, подтверждающих право собственности САВ на такие объекты недвижимости, является бездоказательной, поскольку указанные обстоятельства какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждаются.
При этом наличие в собственности семьи САВ недвижимого имущества, за исключением имущества, в котором зарегистрирован заявитель, также является самостоятельным основанием для отказа истцу в назначении адресной государственной социальной поддержки, поэтому оснований полагать, что ответчиком было нарушено право истца на получение государственной социальной помощи судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не усматривает.
Доводы заявителя жалобы о нарушении ответчиком процедуры проверки сведений, представленных САВ, являются бездоказательными. Вопреки доводам стороны истца Порядком оказания адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам в Нижегородской области на специалиста отдела приема документов учреждения социальной защиты не возложены обязанности по разъяснению заявителю порядка заполнения каждой графы заявления и анкеты.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о ненаправлении ответчиком в адрес истца уведомления о проведении комиссионного исследования и уведомления об отказе в назначении государственной социальной помощи посредством почтовой связи не влияют на правильность принятого ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» решения об отказе САВ в предоставлении социальной помощи на основании социального контракта по заявлению от 23 января 2023 года.
Сами по себе факт проведения стороной ответчика комиссионного обследования условий проживания заявителя САВ, а также указание в акте обследования двух адресов заявителя: адреса регистрации по месту жительства и адреса фактического места проживания, не свидетельствуют о надлежащем представлении стороной истца ответчику сведений о полном перечне принадлежащего заявителю (его семье) на праве собственности недвижимого имущества.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судом первой инстанции обстоятельств, оснований для которой у судебной коллегии не имеется, выражают субъективное несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, признанными судебной коллегией верными, не содержат юридически значимых для дела обстоятельств, не учтенных судом первой инстанции при разрешении спора и влияющих на правильность разрешения спора.
Иных доводов, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе САВ не содержится.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводами суда первой инстанций связано с неверным толкованием им норм материального права, что не свидетельствует о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления.
При таком положении нет оснований считать, что, рассматривая гражданское дело, суд неправильно применил нормы материального права. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
определила:
решение Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 1 февраля 2024 года оставить без изменения, САВ – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи