Дело № 2-1207/2024
УИД: 29RS0024-01-2024-001442-15
06 сентября 2024 г. г. Архангельск
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Карамышевой Т.А.
при секретаре Рыжкевич М.Д.,
с участием представителя истца ФИО6,
представителя ответчиков ФИО7,
прокурора ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации городского округа «Город Архангельск» к ФИО1, ФИО2 о выселении из непригодного для проживания жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения,
установил:
администрация городского округа «Город Архангельск» обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1, ФИО2 о выселении из непригодного для проживания жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.
В обоснование требований указано, что ответчики зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. В рамках реализации адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы, учрежденной постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп, ответчика предоставлено благоустроенное жилое помещение в виде двухкомнатной <адрес> в <адрес>, общей площадью 48,50 кв.м., жилой площадью 27,20 кв.м. Просит выселить ФИО1, ФИО2 из непригодного для проживания жилого помещения общей площадью 42,50 кв.м., жилой площадью 29,30 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, наб. Георгия Седова, <адрес>, с предоставлением по договору социального найма жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 48,50 кв.м., жилой площадью 27,20 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель истца ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчиков ФИО1, ФИО2 – ФИО7 в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав на то, что предоставленное жилое помещение находится за пределами территории городского округа «Город Архангельск».
Ответчики ФИО1, ФИО2 о дате, времени и месту извещены надлежащим образом по адресу регистрации, в суд не явились.
Третье лицо муниципальное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя не направило.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Рудаковой Э.С., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 84 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; 1.1) жилое помещение подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд; 2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; 3) жилое помещение признано непригодным для проживания; 4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления; 5) жилое помещение подлежит передаче религиозной организации в соответствии с Федеральным законом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
В силу требований ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
На основании ч. 2 ст. 89 ЖК РФ, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. 86-88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание, прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан.
Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Судом установлено и из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью 42,50 кв.м., жилой площадью 29,30 кв.м., относится к муниципальному жилому фонду, представлено по договору социального найма ФИО1, в качестве члена семьи в указанное жилое помещение вселен ФИО2
Распоряжением заместителя главы муниципального образования «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ №р указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный дом включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденную Постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп, планируемая дата окончания переселения дома – ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 распоряжением заместителя главы городского округа «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ № на состав семьи из 2 человек (в том числе ФИО2) взамен предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 48,50 кв.м., жилой площадью 27,20 кв.м.
Предоставленное жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду, расположено в многоквартирном жилом доме, введенном в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, оборудованном наружными сетями водопровода, канализации, электроосвещения, газоснабжения, что следует из разрешения на ввод в эксплуатацию.
Согласно экспликации к поэтажному плану здания жилое помещение состоит из двух жилых комнат, коридора, ванной комнаты, санузла и кухни.
Жилое помещение ответчиком ФИО1 осмотрено, выявлены недостатки: протеки по углам стен, наличие пятен от высохшей воды по углам пола на линолеуме в большой комнате, протечка в кухне по углу, примыкающему к подъезду, наличие конденсата на окнах в связи с отсутствием вентиляции, утеплителя под обшивкой оконного каркаса, протечки в маленькой комнате по углам стен выходящих наружу, что отражено в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту комиссионного осмотра/обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ большинство указанных ответчиком недостатков, не обнаружено, на момент осмотра/обследования требовалась подкраска обоев и стен в санузле, провести влажную уборку, подкраска обоев в маленькой комнате, установлено срок для проведения данных работ – ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта осмотра/обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанные работы проведены, недостатки устранены.
Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанное жилое помещение расположено на втором этаже в трехэтажном <адрес> года постройки (фундамент – железобетонные сваи с монолитным ростверком).
На момент обследования установлено, что квартира сухая, светлая, имеется коридор, кухня, раздельный санузел. Кухня и комнаты имеют естественное освещение и достаточную инсоляцию, дверь в квартиру металлическая. Отделка чистовая (потолки натяжные, обои окрашены масляными составами), без видимых загрязнений. В помещении комнат и кухни на полу линолеум, оконные проему – стеклопакеты, заполнения без трещин, фурнитура исправна. В помещении кухни мойка в наличии, смеситель исправен. В наличии 4-х конфорочная электрическая плита в рабочем состоянии. В санузле установлен унитаз, в ванной комнате – раковина, ванна без сколов и трещин, смесители в исправном состоянии. В ванной комнате и туалете на полу кафельная плитка. Инженерные системы в исправном состоянии, установлены приборы учета воды. Система вентиляции исправна. Квартира в удовлетворительном санитарно-техническом состоянии, пригодна для проживания.
<адрес> предоставленного жилого помещения превышает общую площадь занимаемого жилого помещения.
Предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое помещение должно по общему правилу находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 85 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
На основании ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в территорию городского округа входят территория, состоящая из земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта. Населенные пункты, расположенные на указанных землях, могут быть включены в состав территории городского округа.
В силу требований п. 3.3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории городского округа входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей населения городского округа, при этом в состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, размер которых не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах.
Таким образом, понятие «населенный пункт» применительно к ст. 86 и ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятиям «муниципальное образование», «городской округ» или «муниципальный район».
В соответствии со ст. 1 и 2 Устава городского округа «<адрес>», принятого Архангельским городским Советом депутатов ДД.ММ.ГГГГ, городской округ «<адрес>» является муниципальным образованием и входит в состав <адрес>. Полное наименование муниципального образования - городской округ «<адрес>».
Территория городского округа «<адрес>» состоит из территории <адрес> и территорий поселков, не являющихся муниципальными образованиями: Боры, Лесная речка, Новый Турдеевск, Турдеевск, Талажский авиагородок.
Согласно генеральному плану муниципального образования «<адрес>», утвержденному постановлением министерства строительства и архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, муниципальное образование «<адрес>» является городом областного значения, образует муниципальное образование «<адрес>» со статусом городского округа. В его границы входят территории <адрес>: территориальный округ Варавино-Фактория, Исакогорский территориальный округ, Ломоносовский территориальный округ, Маймаксанский территориальный округ, территориальный округ Майская горка, Октябрьский территориальный округ, Северный территориальный округ, Соломбальский территориальный округ, Цигломенский территориальный округ, а также поселков: Боры, Лесная речка, Новый Турдеевск, Турдеевск, Талажский авиагородок.
В этой связи жилое помещение, предоставленное ответчикам взамен непригодного для проживания, расположено в <адрес> городского округа «<адрес>», то есть в том же населенном пункте, что и занимаемое жилое помещение.
Сведения о наличии недостатков жилого помещения, препятствующих проживанию в нем ответчика, у суда отсутствуют, доказательства их наличия суду вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлены.
Таким образом, занимаемое ответчиками жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, в рамках адресной программы ответчикам предоставлено другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилому помещению, уровню благоустройства применительно к условиям <адрес>.
В этой связи суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и находит их подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учёта по месту жительства производится органом регистрационного учёта в случаях выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
В силу п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, выселение ответчиков из жилого помещения по адресу: <адрес>, наб. Георгия Седова, <адрес>, является основанием для снятия с регистрационного учета.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Истец от уплаты государственной пошлины освобожден.
Таким образом, с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей (по 150 рублей с каждого).
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации городского округа «<адрес>» к ФИО1, ФИО2 о выселении из непригодного для проживания жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения удовлетворить.
Выселить ФИО1 (паспорт серия 1106 №) и ФИО2 (паспорт серия 1111 №) из аварийного и непригодного для проживания жилого помещения общей площадью 42,50 кв.м., жилой площадью 29,30 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, наб. Георгия Седова, <адрес>, с предоставлением по договору социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью 48,50 кв.м, жилой площадью 27,20 кв.м. в виде двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для снятия ФИО1 (паспорт серия 1106 №) и ФИО2 (паспорт серия 1111 №) с регистрационного учета по адресу: <адрес>, наб. Георгия Седова, <адрес>.
Взыскать с ФИО1 (паспорт серия 1106 №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 рублей.
Взыскать с ФИО2 (паспорт серия 1111 №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий | Т.А. Карамышева |
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.