Решение по делу № 33-3336/2022 от 25.08.2022

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0024-01-2022-000419-88

Дело № 33-3336/2022                                                                                                                           поступило <...> года

Судья Игумнова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 октября 2022 года                                                           город Улан-Удэ

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Васильевой С.Д., Богдановой И.Ю., при секретаре Долонове Ц-Н.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бадулина Ф.Ф. к администрации МО «Кижингинский район» Республики Бурятия, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилья, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по апелляционной жалобе истца Бадулина Ф.Ф. на решение Хоринского районного суда Республики Бурятия от 9 июня 2022 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

    Обращаясь в суд с иском к администрации МО «Кижингинский район», Министерству финансов Республики Бурятия, истец Бадулин Ф.Ф. просил включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилья, предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Исковые требования мотивированы следующим. Истец Бадулин Ф.Ф., <...> года рождения, является сиротой, так как его родители были лишены родительских прав по решению суда от 13 сентября 1985 года, которое вступило в законную силу 24 сентября 1985 года. С 26 августа 1986 года по 1 сентября 1990 года истец воспитывался в детском доме <...>, после был направлен в ГОУ <...> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где обучался с 1 по 9 класс, выбыл из данного учреждения 1 сентября 1998 года в Кижингинский район Республики Бурятия в поселок <...> к своей старшей сестре, которая взяла над ним опеку. В дальнейшем истец поступил в <...> лицей. В 2000 году по достижению истцом 18 лет опека над ним была снята. Со слов сестры были поданы документы на получение жилья. В настоящее время истец находится в ФКУ <...> УФСИН России по Республике Бурятия. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ истец относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещения. Таким образом, на него распространяется право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Определением суда от 13 мая 2022 года по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства финансов Республики Бурятия на надлежащего ответчика Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

В судебном заседании истец Бадулин Ф.Ф., принимавший участие посредством видеоконференцсвязи, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации МО «Кижингинский район» Республики Бурятия по доверенности Хардаева М.Ц. в судебном заседании просила отказать истцу Бадулину Ф.Ф. в удовлетворении заявленных требований, поскольку с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Бадулин Ф.Ф. не обращался. Уважительные причины, препятствующие своевременному обращению с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, у истца отсутствуют.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Тыгылдырова В.Д. в судебном заседании не присутствовала, просила о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление просила отказать истцу в удовлетворении требований, поскольку Бадулиным Ф.Ф. не предоставлено доказательств уважительности пропуска срока обращения с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом первой инстанции исковые требования оставлены без удовлетворения.

    В апелляционной жалобе истец Бадулин Ф.Ф. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что после окончания школы-интернат его опекуном была старшая сестра и за ним было закреплено жилое помещение по адресу: Республика Бурятия, Кижингинский район, поселок Новокижингинск, ул. Мира, д.39. Кроме того, указывает, что после освобождения из мест лишения свободы, ему негде будет жить.

    В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Тыгылдырова В.Д. полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными.

В заседании суда апелляционной инстанции истец Бадулин Ф.Ф., принимавший участие в суде апелляционной инстанции посредством видеоконференцсвязи на базе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия, поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель ответчика МО «Кижингинский район» Республики Бурятия по доверенности Шаракшинова С.Б. возражала против доводов апелляционной жалобы.

Представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Данзанова С.В. считала решение суда первой инстанции вынесенным законно, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Бадулин Ф.Ф., <...> года рождения, относился к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Вступившим в законную силу решением Кижингинского районного народного суда Бурятской АССР от 13 сентября 1985 года родители истца Б., Б. лишены родительских прав в отношении истца.

По сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ МВД по Республике Бурятия истец Бадулин Ф.Ф., <...> года рождения, уроженец <...>, зарегистрирован по месту жительства с 18 декабря 1982 года по настоящее время по адресу: <...>.

Согласно ответу ГБУСО Республики Бурятии <...> истец Бадулин Ф.Ф. воспитывался в детском доме <...> с 26 августа 1986 года по 3 сентября 1990 года, выбыл в <...>. В детском доме истец Бадулин Ф.Ф. находился на полном государственном обеспечении как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Информацией о постановке Бадулина Ф.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилье как лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не располагают.

Из ответа ГБОУ <...> следует, что в 1990 году истец Бадулин Ф.Ф. поступил в 1 класс <...> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Улан-Удэ. В связи с окончанием 9 класса Бадулин Ф.Ф. выбыл 1 сентября 1988 года согласно приказу от 1 сентября 1988 года № 303 в Еравнинский район Республики Бурятия (согласно алфавитной книге записи учащихся <...> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Представить сведения о направлении информации о постановке Бадулина Ф.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилье как лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, невозможно ввиду выдачи личного дела на руки Бадулину Ф.Ф. при его выбытии из школы.

Согласно сведениям администрации МО «Еравнинский район» в архиве органа опеки и попечительства личное дело Бадулина Ф.Ф. отсутствует, данных о постановке его на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и закреплении за ним жилого помещения нет.

Согласно информации ГБПОУ <...> Кижингинский район, истец Бадулин Ф.Ф. действительно обучался в ГОУ НПО <...> лицее № 35 по очной форме обучения с 3 сентября 1998 по 15 июня 2002 года. Сведений о постановке на учет Бадулина Ф.Ф. в качестве нуждающегося в жилье как лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется. Согласно сведениям о сиротах, обучающихся в данном образовательном учреждении в 1998-1999г.г., за Бадулиным Ф.Ф. закреплялось жилое помещение по <...>

Согласно сведениям администрации Советского района г. Улан-Удэ, сведений о Бадулине Ф.Ф. в органе попечительства не имеется, также в архиве личных дел информация по данному гражданину отсутствует, в списке в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, по Советскому району      г. Улан-Удэ не состоит, ранее в адрес органа опеки и попечительства с заявлением о включении в вышеуказанный список не обращался.

Согласно сведениям администрации Железнодорожного района             г. Улан-Удэ следует, что учетное дело Бадулина Ф.Ф. как лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в органе опеки и попечительства администрации района не имеется. Бадулин Ф.Ф. на учете по обеспечению жильем как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не состоит, не ставился и не снимался с учета. Бадулин Ф.Ф. либо его законный представитель в администрацию района не обращались, жилое помещение специализированного жилищного фонда заявителю не предоставлялось, жилье на территории Железнодорожного района г. Улан-Удэ не закреплялось.

Согласно ответу администрации МО «Кижингинский район» Республики Бурятия, Бадулин Ф.Ф. с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, в органы опеки и попечительства администрации «Кижингинский район» не обращался, по состоянию на 7 июня 2022 года в данном списке не состоит. Закрепленного жилья за Бадулиным Ф.Ф. на территории Кижингинского района не имеется. Данные о выделении, закреплении жилья за Бадулиным Ф.Ф., в архивных материалах отсутствуют.

Согласно справке администрации МО «Новокижингинск» Бадулин Ф.Ф. не является нанимателем жилья по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма, а также не являлся нанимателем по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «Новокижингинск» Кижингинского района Республики Бурятия.

Согласно сведениям Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, данных о Бадулине Ф.Ф., <...> года рождения, уроженце п. <...>, не имеется, учетное дело на Бадулина Ф.Ф. не поступало, в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не состоял и в настоящее время не состоит.

По справке ГБУ РБ «Агентство развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности Республики Бурятия», Бадулин Ф.Ф., <...> года рождения, до 27 декабря 1999 года не имеет в собственности жилых помещений (домов) на территории Хоринского и Кижингинского районов Республики Бурятия.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения о наличии недвижимого имущества у Бадулина Ф.Ф., <...> года рождения, отсутствуют.

Военную службу по призыву Бадулин Ф.Ф. не проходил, что подтверждается сведениями Военного комиссариата Хоринского и Кижингинского районов Республики Бурятия.

Согласно справке о результатах проверки в ОСК, установлено, что Бадулин Ф.Ф., <...> года рождения, осужден приговором Кижингинского районного суда Республики Бурятия от <...> года по пункту <...> Уголовного кодекса РФ к <...> годам лишения свободы условно с испытательным сроком <...> года. Постановлением Кижингинского районного суда Республики Бурятия от <...> года условное осуждение отменено, Бадулин Ф.Ф. направлен в места лишения свободы для отбывания наказания в виде <...> лет лишения свободы. Освобожден <...> года из ФКУ ИК-1 г. Гусиноозерск Республики Бурятия.

<...> года истец Бадулин Ф.Ф. осужден Хоринским районным судом Республики Бурятия по <...> Уголовного кодекса РФ к <...> годам лишения свободы.

В настоящее время истец Бадулин Ф.Ф. отбывает наказание в ФКУ <...> УФСИН РФ по Республике Бурятия.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец Бадулин Ф.Ф. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не состоял и не состоит, на соответствующий учет до достижения им возраста 23-х лет, а также после достижения указанного возраста не встал, доказательств, свидетельствующих о том, что с момента достижения им совершеннолетия он был лишен или ограничен в возможности самостоятельно встать на учет в целях обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, то есть доказательств наличия объективных причин, препятствующих обращению в компетентный орган по данному вопросу, не представил.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследование имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом первой инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Условия и порядок обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно абзацу 3 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые в том числе остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными).

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 1).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил названных Правил предусмотрено, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет, имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года), дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из анализа приведенных выше норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Материалами дела подтверждается, что с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении истец Бадулин Ф.Ф. не обращался. Доказательств наличия уважительных причин, препятствующих обращению с заявлением о постановке на учет, истцом не представлено.

Таким образом, статусом лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения, истец Бадулин Ф.Ф. не обладает.

При таких обстоятельствах, истец Бадулин Ф.Ф. не может быть отнесен к категории лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение по приводимым в иске основаниям.

Ссылки истца на устное обращение в орган опеки и попечительства за разрешением вопроса о постановке на соответствующий учет в 18-летнем возрасте ничем не подтверждены. Ответчик - администрация МО «Кижингинский район» Республики Бурятия – данное обстоятельство отрицает. При этом из материалов дела видно, что брат истца – Б. на учете в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилыми помещениями, состоял, и впоследствии жилым помещением специализированного жилищного фонда был обеспечен (л.д. 90). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в случае обращения с соответствующим заявлением истец Б. также был бы поставлен на соответствующий учет, препятствий к этому не имелось.

Кроме того, лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац 2 пункта 1 статьи 8 Закона, в редакции, действующей на момент достижения истцом возраста 18 лет и до достижения 23 лет). Соответственно, предоставление жилых помещений лицам указанной категории осуществляется при наличии объективной нуждаемости в жилом помещении в период, когда лицо обладает соответствующим статусом.

Кроме того, гарантии, установленные Законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет, что прямо следует из преамбулы к данному Закону. Предоставление жилого помещения лицам старше 23-летнего возраста, которые ранее относились к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, возможно только при наличии уважительных причин, которые свидетельствовали бы о невозможности своевременной реализации данного права, либо о наличии препятствий для реализации данного права.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обращение истца в суд за защитой своих прав последовало по истечении более 16 лет после достижения 23-летнего возраста в возрасте 39 лет.

Доказательства уважительности причин, которые свидетельствовали бы о невозможности своевременной реализации данного права, либо о наличии препятствий для реализации данного права в деле отсутствуют.

Кроме того, после достижения Бадулиным Ф.Ф. 18-летнего возраста и до достижения 23-летнего возраста, истец имел возможность самостоятельно реализовать свои права и обратится в уполномоченный орган по вопросу постановки его на учет для получения жилья.

Однако данным правом Бадулин Ф.Ф.. в установленные сроки не воспользовался. Каких-либо обстоятельств, препятствующих своевременно обратится в компетентные органы для постановки на учет, истцом не приведено.

При этом из исследованных судом апелляционной инстанции материалов уголовных дел видно, что Бадулин Ф.Ф. проживал в жилом помещении родителей по адресу: <...>, сохраняет регистрацию в данном жилом помещении, выехал из него, как следует из его пояснений, лишь в связи созданием семьи (без регистрации брака).

Согласно сведениям похозяйственной книги, представленной в суд апелляционной инстанции, Бадулин Ф.Ф. до настоящего времени числится проживающим по данному адресу. Прав на данное жилое помещение Бадулин Ф.Ф. до настоящего времени не лишен. В собственность данное жилое помещение никому не передавалось.

Согласно акту обследования жилого дома по адресу <...>, указанный дом был снесен в связи с ветхой аварийной ситуацией в 2002 году. Из пояснений представителя ответчика администрации МО Кижингинский район Бадулин Ф.Ф. не лишен возможности претендовать на предоставление жилого помещения взамен аварийного.

Нахождение в местах лишения свободы не может быть признано в качестве уважительной причины, по которой истец своевременно не обратился за постановкой на соответствующий учет, поскольку в места лишения свободы Бадулин Ф.Ф. впервые был направлен в 2012 году, то есть в возрасте 30 лет. До 2012 года Бадулин Ф.Ф. имел реальную возможность обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилыми помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, однако этого не сделал.

Доводы апелляционной жалобы истца повторяют его правовую позицию, изложенную в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции, и по существу сводятся к несогласию с выводами суда, однако не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Само по себе несогласие с решением суда первой инстанции не может служить основанием для удовлетворения требований, содержащихся в жалобе.

Доводов, влияющих на законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная жалоба истца не содержит.

Судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, имеющиеся в деле доказательства получили оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Хоринского районного суда Республики Бурятия от 9 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, с подачей кассационной жалобы через Хоринский районный суд Республики Бурятия.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-3336/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Бадулин Федор Федорович
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Администрация МО "Кижингинский район"
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Иванова Виктория Александровна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
25.08.2022Передача дела судье
28.09.2022Судебное заседание
17.10.2022Судебное заседание
24.10.2022Судебное заседание
28.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2022Передано в экспедицию
24.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее